Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем в часах

1

2

3

Раздел 1. Проектирование и реализация процесса организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста

указывается количество часов на изучение раздела в целом включая темы МДК, практики и самостоятельную работу, курсовое проектирование по разделу

МДК.02.01 Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста Федорова Е.А.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Тема 1.1. Психолого-педагогические основы общения детей раннего и дошкольного возраста

Содержание:

указывается количество часов на изучение темы

1.

Понятие общения. Виды общения и его основные свойства. Функции общения

2.

Общение и деятельность

3.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

4.

Роль общения в развитии навыков коммуникативного поведения, познавательной сферы и личностных качеств ребенка

 

Тема 1.2. Общение как ведущая потребность ребенка раннего и дошкольного возраста

Содержание:

количество часов на данное занятие

1.

Потребность в общении. Виды потребности в общении

2.

Общение ребенка с взрослым

3.

Общение ребенка со сверстниками

4.

Особенности формирования потребности в общении со взрослыми и сверстниками в младенческом и раннем возрасте.

Тема 1.3. Развитие общения ребенка с взрослым и сверстниками в процессе разнообразной деятельности

Содержание:

1.

Формы общения дошкольников со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая).

2.

Мотивы общения дошкольников со сверстниками (деловой, личностный, познавательный)

3.

Особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте (разнообразие коммуникативных действий, эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий)

4.

Психолого-педагогические условия организации общения детей в дошкольном возрасте

5.

Игра – основное средство развития общения детей раннего и дошкольного возраста.

6.

Психолого-педагогическое сопровождение игры детей 3-4 лет (младшая группа) и 4-5 лет (средняя группа)

7.

Психолого-педагогическое сопровождение игры детей 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа)

8.

Этапы становления элементов общения в сюжетной игре ( стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть рядом с ним, желание уступить часть места, занятого для своей игры; активный поиск повода для совместной деятельности, для установления отношений; обмен игрушками, помощь друг другу).

9.

Сущность и своеобразие общения в трудовой деятельности дошкольников

10

Сущность и своеобразие общения в познавательной деятельности дошкольников

11

Внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностные формы общения детей дошкольного возраста.

12

Познавательное общение со сверстниками. Детские вопросы как показатель познавательного развития.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

1.

Определение цели и задач организации общения дошкольников разных возрастных групп по предложенной преподавателем программе дошкольного образования

2.

Моделирование ситуации по созданию психолого-педагогических условий организации общения детей дошкольного возраста

3.

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности

4.

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в трудовой деятельности

5

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в предметно-практической деятельности.

Тема 1.4. Развитие общения детей с взрослыми и сверстниками в процессе интеллектуального познания и эмоционального переживания

Содержание:

1.

Общение детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками на основе содержания художественных произведений.

2.

Музыка как стимулятор общения детей.

3.

Театр в развитии общения детей.

Тема 1.5. Особенности общения с «трудными» детьми дошкольного возраста

Содержание:

1.

Особенности общения с застенчивыми, замкнутыми, стеснительными, робкими детьми

2.

Особенности общения с гиперактивными, импульсивными, агрессивными детьми

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

1.

Моделирование ситуации с использованием вербальных и невербальных средств стимулирования и поддержки детей дошкольного возраста, испытывающим затруднения в общении

2.

Составление психолого-педагогических рекомендаций по формированию навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми

3.

Моделирование проблемных ситуаций и поиск наиболее эффективных способов их решения: «Отнял игрушку», «Толкнул», «Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «В группу пришел новенький»…

Тема 1.6. Теоретические основы руководства различными формами общения детей дошкольного возраста

Содержание:

1.

Прямое и косвенное руководство различными формами общения детей дошкольного возраста

2.

Методы и приемы руководства различными формами общения (наглядный метод: рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, диафильмов, дидактический материал; практический метод: игровые упражнения и занятия, игровые ситуации и сюжеты, введение сказочных героев, игры-драматизации; словесный метод: беседа, вопросы-ответы.

3.

Создание условий для формирования у детей навыков общения со сверстниками (организация занятий в форме игровых ситуаций, совместная деятельность детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенности детей)

Тема 1. 7. Теоретические основы и методика планирования различных форм общения детей дошкольного возраста

Содержание:

1.

Специфика планирования различных форм общения дошкольников в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2.

Определение цели, задач, формы организации общения, методических приемов, видов индивидуальной работы в процессе организации общения детей дошкольного возраста

3.

Анализ конспектов занятий по организации различных форм общения детей дошкольного возраста

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

1

Анализ конспектов занятий по организации различных форм общения детей дошкольного возраста

2.

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в трудовой деятельности

3.

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в предметно-практической деятельности.

4.

Составление конспекта занятия по формированию культуры общения (этикета) в повседневной жизни.

5.

Разработка конспекта занятия по формированию культуры общения «Урок вежливости» с детьми старшего до школьного возраста

МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом Чинякова А.А.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Тема1.8. Сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего возраста и дошкольного возраста

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1.

Характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников

2.

Цели и задачи формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста

3.

Специфика игровой деятельности детей дошкольного возраста

4.

Классификация детских игр.

Тема 1.9. Содержание и способы организации и проведения различных видов игр детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

количество часов на данное занятие

1.

Характеристика всех видов игр детей раннего и дошкольного возраста (режиссерских, сюжетно-ролевых, театрализованных, игр со строительным материалом, дидактических, подвижных игр)

2.

Сущность, содержание, предпосылки развития различных видов игр детей раннего и дошкольного возраста

Практическое занятие:

1.

Разработка конспекта организации и проведения различных видов игр для одной из возрастных группс использованием ИКТ и SMART оборудования

Тема 1.10. Содержание и способы организации самостоятельной игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Содержание

1.

Свобода и самостоятельность в игре

2.

Создание предметно-игровой среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3.

Методы, приемы и способы стимулирования на самостоятельную игровую деятельность детей

 

Практическое занятие:

1.

Анализ методов, приемов и способов стимулирования на самостоятельную игровую деятельность детей

Тема 1.11. Руководство различными видами игр в разных возрастных группах

Содержание

1.

Этапы и методика руководства играми в разных возрастных группах

2.

Прямые и косвенные приемы и средства руководства различными видами игр

3.

Содержание использования прямых и косвенных приемов и средств руководства различными видами игр

 

Практическое занятие:

1.

Анализ организации и руководства различных видов игр детей в разных возрастных группах на основе видеоматериалов. Определение содержания, возможности использования прямых и косвенных приемов и средств руководства игрой.

МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников Афанасьева Т.П.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Тема 1.12. Теоретические основы трудового воспитания дошкольников

Содержание

 

 1. Понятие «труд», «трудовая деятельность», «трудовые умения», «трудовые навыки», «трудовое воспитание».

указывается количество часов на изучение темы

2. Вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников

3. Сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников

4. Компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, трудовые действия, планирование, оценка, результат

Тема 1.13. Содержание программных

задач по трудовому

воспитанию дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Цель трудового воспитания дошкольников

2. Задачи трудового воспитания, их характеристика в контексте содержания различных

образовательных программ для дошкольных образовательных организаций

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

1. Характеристика задач трудового воспитания дошкольников в контексте содержания различных образовательных программ для дошкольных образовательных организаций

2. Анализ основных целей и задач трудового воспитания в конкретной образовательной программе в зависимости от разных возрастных групп

 

Тема 1.14. Содержание трудовой деятельности дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Вида труда дошкольников. Содержание и организация труда по самообслуживанию в разных возрастных группах

2. Содержание и организация хозяйственно-бытового труда в разных возрастных группах

3. Содержание и организация труда в природе в разных возрастных группах

4. Содержание и организация ручного труда в разных возрастных группах

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

Составление и анализ конспектов по организации различных видов трудовой деятельности дошкольников

Тема 1.15. Методика организации трудовой деятельности дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Формы организации трудовой деятельности дошкольников (трудовые поручения, дежурства, коллективный труд)

2. Организация коллективной трудовой деятельности. Способы объединения детей в труде (труд рядом, общий труд, совместный труд)       

3. Методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников (распределение работы, совет, разъяснения по подготовке рабочего места и подбору необходимого оборудования, соблюдение последовательности трудовых операций, совместное выполнение дела, организация помощи со стороны товарищей)

4. Методика руководства трудовыми поручениями, дежурствами детей в разных возрастных группах                    

5. Методика руководства общим, совместным, коллективным трудом детей в разных возрастных группах

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

1. Анализ содержания дежурства (по столовой, по уголку природу, по подготовке к занятиям)

2. Составление и анализ конспектов по организации дежурства дошкольников в разных возрастных группах

Тема 1.16. Диагностика и анализ результатов трудовой деятельности дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Особенности диагностики результатов трудовой деятельности дошкольников. Характеристика диагностических методик.  

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

1. Подбор диагностических методик для определения уровня сформированности трудовой деятельности дошкольников и составление конспектов проведения диагностики

2. Анализ полученных результатов, показателей сформированности трудовой деятельности дошкольников, критерии оценки

Тема 1.17.Планирование

трудовой деятельности

дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Требования к структуре, содержанию и оформлению документации по планированию трудовой деятельности дошкольников.  

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

Разработка перспективного и календарно-тематического плана по организации трудовой деятельности для конкретной возрастной группы на один день, неделю, месяц

Тема 1.18. Воспитание

дошкольников в труде

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Условия воспитания дошкольников в труде. Эмоционально-положительная атмосфера,

организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию, учет нагрузки, индивидуальных интересов.

2. Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, художественные средства – пословицы и поговорки, чтение художественных произведений, произведения изобразительного искусства. Труд как средство гармоничного развития.

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

Средства трудового воспитания дошкольников

 МДК.02.04 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Быковская А.П.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Тема 1.19. Сущность и своеобразие продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. факторы, определяющие своеобразие детской продуктивной деятельности

2. виды продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

3.психологические основы и этапы развития продуктивной деятельности;

4. формы организации продуктивной деятельности в ДОО

Практическое занятие:

1.Определение и структурный анализ детской продуктивной деятельности, на основе характеристики её своеобразия в разные возрастные периоды (по предлагаемой форме).

количество часов на данное занятие

Тема 1.20. Содержание продуктивной деятельности дошкольников в современных

образовательных программах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Содержание

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

2. Содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного

образования и воспитания по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Практическое занятие:

1.Анализ содержания современных образовательных программ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

 

Тема 1.21. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

Содержание

 

1. Виды и жанры изобразительного искусства

2.Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка

3.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах

Практическое занятие:

1.Составление опорных конспектов по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства с учетом основной образовательной программы и возрастной группы ДОО.

 

Тема 1.22. Рисование как вид продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

 

1.Виды рисования в ДОО

2.Задачи и содержание обучения рисованию в разных возрастных группах ДОО

3.Цель, задачи, содержание и методика организации обучения рисованию в разных возрастных группах ДОО

4.Методические требования к показу приёмов рисования в зависимости от возраста детей

5. Основы изобразительной грамоты

Практическое занятие:

1.Анализ задач и содержания обучения рисованию в разных возрастных группах ДОО.

2. Составление опорных конспектов организованной образовательной деятельности по рисованию для разных возрастных групп ДОО.

3.Отработка методики показа приёмов рисования по программе разных возрастных групп ДОО.

4. Выполнение вариативных образцов по рисованию по программе разных возрастных групп ДОО.

Тема 1.23. Лепка как вид продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

 

1. Специфика, виды, способы и приемы лепки в ДОО

2. Цель, задачи, содержание и методика организации обучения лепке в разных возрастных группах ДОО

3. Последовательность усложнения программных задач и содержания обучения лепке в зависимости от возраста детей

4. Методические требования к показу способов и приёмов лепки в зависимости от возраста детей

Практическое занятие:

 

1. Анализ задач и содержания обучения лепке в разных возрастных группах ДОО.

2.Составление опорных конспектов организованной образовательной деятельности по лепке для разных возрастных групп ДОО.

3.Отработка методики показа способов и приёмов лепки по программе разных возрастных групп ДОО.

4.Лепка предметов и игрушек конструктивным, пластическим и комбинированным способами по программе разных возрастных групп ДОО.

Тема 1.24. Аппликация как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание

 

1.Специфика и виды аппликации в ДОО

2. Цель, задачи, содержание и методика организации обучения аппликации в разных возрастных группах ДОО

3. Последовательность усложнения программных задач и содержания обучения аппликации в зависимости от возраста детей

4.Методические требования к организации обследования предметов и показу аппликационных приёмов в зависимости от возраста детей;

5.Методические требования к наглядным образцам

Практическое занятие:

 

1. Анализ задач и содержания обучения аппликации в разных возрастных группах ДОО

2. Составление опорных конспектов организованной образовательной деятельности по аппликации для разных возрастных групп ДОО

3.Отработка методики обследования предметов с учетом различной техники вырезывания из бумаги и показа аппликационных приёмов по программе разных возрастных групп ДОО

4.Выполнение вариативных образцов по аппликации по программе разных возрастных групп ДОО

Тема 1.25. Конструирование как вид продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

 

1.Виды конструирования в ДОО

2.Формы организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО

3.Задачи, содержание и методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах ДОО

4.Методические требования к организации обследования построек, поделок и показу способов конструирования в зависимости от возраста детей

5.Этапы создания построек и поделок; -техника безопасности при конструировании из различных материалов

Практическое занятие:

 

1. Анализ задач и содержания обучения конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах ДОО

2. Составление опорных конспектов совместной конструктивно-модельной деятельности для разных возрастных групп ДОО

3. Отработка методики обследования построек, поделок и поэтапного показа способов конструирования по программе разных возрастных групп ДОО

4.Создание и анализ построек из деталей строительного материала и конструкторов- LEGO, поделок из бумаги, картона и природного материала

Тема1.26. Диагностика результатов продуктивной деятельности дошкольников

Содержание

 

1.Критерии и показатели развития изобразительных умений  и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста в продуктивной деятельности

2.Методики диагностики развития изобразительных умений  и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Практическое занятие:

 

1. Подбор диагностических методик для определения уровня развития изобразительных умений и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста

 

Тема 1.27. Планирование продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

 

1.Требования к структуре, содержанию и оформлению документации, обеспечивающей организацию разных видов продуктивной деятельности детей

раннего и дошкольного возраста

 

Практическое занятие:

 

1.Разработка перспективного и календарно-тематического плана по продуктивной деятельности для конкретной возрастной группы на один день, неделю, месяц

 

Тема 1.28. Развивающая предметно-пространственная среда для организации и проведения продуктивных видов детей раннего и дошкольного возраста

Содержание

 

1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде, позволяющей

обеспечить разные виды продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного

возраста

2.Правила СанПин и техники безопасности при организации продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Практическое занятие:

 

1.Разработка и защита модели предметно-развивающей среды по разным видам продуктивной деятельности в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН

 

МДК.02.05 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству Быковская А.П.

 

Тема Технология художественной обработки природного материала

Содержание

 

1.Виды природного материала

2.Способы заготовки, обработки, хранения природного материала

3.Инструменты, используемые в работе с природным материалом

4.Технология художественной обработки природного материала

5.Техника безопасности при обработке природного материала

Практическое занятие:

 

1.Создание декоративных композиций из природного материала

2. Изготовление объёмных поделок из природного материала

Тема 1.29.Технология художественной обработки бумаги и картона

Содержание

 

1.Виды бумаги

2.Инструменты, используемые в работе с бумагой и картоном

3.Технология художественной обработки бумаги и картона

4.Техника безопасности при обработке бумаги и картона

Практическое занятие:

 

1.Создание декоративной композиции в технике аппликации

2.Конструирование из бумаги персонажей к сказкам способом оригами

3.Конструирование объемных поделок из бумаги и картона (мебели, транспорта)

4. Конструирование игрушек конической, цилиндрической  формы.

5.Изготовление игрушек из бумаги и картона с подвижными деталями.

Тема 1.30.Технология художественной обработки бросового материала

Содержание

 

1.Разновидности бросового материала

2.Инструменты, используемые в работе с бросовым материалом

3.Технология художественной обработки бросового материала

4.Техника безопасности при обработке бросового материала

Практическое занятие:

 

1.Создание поделок, игрушек из бросового материала.

 

Тема1.31. Технология художественной обработки ткани

Содержание

 

1.Виды ткани

2.Инструменты, используемые в работе с тканью

3.Технология художественной обработки ткани

4.Техника безопасности при обработке ткани

Практическое занятие:

 

1.Выполнение аппликационной композиции из ткани разной фактуры

2.Освоение различных видов ручных швов;

3.Шитьё простейших изделий (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница по выбору студента)

4.Изготовление игрушек из ниток и ткани

Тема1.32. Техника рисунка

Содержание

 

1.Виды рисунка

2.Основы композиции

3.Материалы и инструменты для рисования

4.Изобразительные и выразительные средства рисунка.

 

5.Постановка руки, посадка, положение листа на доске.

 

6.Сведения о цвете: цвета спектра; хроматические и ахроматические цвета; Теплые и холодные тона.

 

7.Техника работы акварелью и гуашью.

 

Практическое занятие:

 

1.Выполнение упражнений в рисовании (изобразительная техника, материалы и инструменты по предложению преподавателя).

2.Выполнение несложной композиции (изобразительная техника, материалы и инструменты по выбору студента).

Тема1.33. Декоративное рисование

Содержание

 

1.Требования к декоративному оформлению предметов

2.Формы и мотивы народного орнамента

3.Особенности народных художественных промыслов

Практическое занятие:

 

1.Создание декоративных композиций по мотивам народных художественных промыслов (дымковский, городецкий, жостовский, гжельский, филимоновский, полхов-майданский, мезенский).

 

Тема1.34. Условно-плоскостное и объемное изображение предметов

Содержание

 

1.Понятие о форме, пропорциях, строении, конструкции предмета

2.Последовательность линейного и объемного изображения

3.Метод визирования – метод определения основных пропорций предмета.

4.Линейная и воздушная перспектива

Практическое занятие:

 

1.Рисование с натуры предмета объёмной формы (предложению преподавателя).

2.Выполнение с натуры рисунка игрушки, дерева, транспорта, дома

Тема1.35. Рисование натюрморта в цвете

Содержание

 

1.Контрастные и сближенные цветовые отношения в натюрморте

2.Передача пространства в натюрморте средствами цвета

Практическое занятие:

 

1.Выполнение линейного подготовительного рисунка натюрморта

2.Выполнение натюрморта в цвете из двух-трёх предметов (фрукты, овощи, посуда) на фоне не ярких драпировок

Тема 1.36. Рисование птиц и животных

Содержание

 

1.Анализ модели с точки зрения передачи движения, формы, пропорций

2.Последовательность построения рисунка птиц и животных

Практическое занятие:

 

1.Выполнение светотеневых рисунков птиц. Рисование снегиря, петуха, гуся, утки (по выбору)

2.Выполнение светотеневых рисунков животных. Рисование зайца, белки, лисы, медведя, жирафа, слона, бегемота (по выбору)

Тема1.37. Рисование человека

Содержание

 

1.Этапы построения фигуры человека на плоскости.

2.Передача пропорций, характера движения.

3.Линейное и светотеневое решение.

Практическое занятие:

 

1.Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статике карандашом

2.Выполнение набросков с натуры фигуры человека в несложном движении карандашом

Тема1.38. Лепка

Содержание

 

1.Материалы для лепки

 

2.Обработка и оформление готовых изделий

 

3.Последовательность построения в объеме птиц, животных и фигуры человека

 

Практическое занятие:

 

1.Лепка керамических изделий

 

2.Лепка птиц и животных

 

3.Лепка фигуры человека.

 

МДК.02.06 Теоретические и методические основы организации музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом Ряхина Т.Г.

 

Тема 1.39.Теоретические основы музыкального воспитания

Содержание

1. Значение, задачи музыкального воспитания.

2. Музыкальные способности детей дошкольного возраста. Особенности развития способностей в музыкальной деятельности.

3. Возрастные уровни музыкального развития детей. Требования к музыкальной подготовке на разных этапах дошкольного возраста.

4. Виды и формы музыкальной деятельности

5. Методы и приемы музыкального воспитания.

6. Использование элементов проблемного метода при организации музыкальных видов деятельности.

7. Музыкальные жанры. Характеристика детского музыкального репертуара

Тема1.40. Элементарная музыкальная грамота.

Содержание

1. Нотная запись, длительности, ключи, такты.

2. Размеры.

3. Лады, тональности, альтерация звуков.

4. Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр.

Практические занятия

5. Группировка длительностей в разных размерах. Определение тактов мелодии.

Выработка чтения нотного текста.

6. Определение использованных средств музыкальной выразительности в прослушанном музыкальном произведении.

Тема 1.41.Методика проведения музыкальных видов деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста

Содержание

1. Восприятие – ведущий вид музыкальной деятельности.

Развитие у детей музыкального восприятия. Задачи, методы и приемы развития музыкального восприятия.

2. Особенности построения беседы по слушанию музыки. Алгоритм слушания музыки.

Практические занятия:

3. Составление конспекта беседы по слушанию музыки в разных возрастных группах.

4. Проведение беседы по слушанию музыки в модельной ситуации.

Содержание

5. Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольников.

6. Значение, виды музыкально-дидактических игр.

Практические занятия:

7. Составление конспекта проведения музыкально-дидактической игры в разных возрастных группах.

8. Проведение музыкально-дидактической игры в модельной ситуации.

Содержание

9. Пение – вид исполнительской деятельности дошкольников. Физиологические особенности певческого голоса дошкольника.

10. Охрана детского голоса. Требования к подбору репертуара.

11. Обучение пению детей дошкольного возраста. Содержание вокально-хорового воспитания.

12. Этапы обучения пению. Алгоритм разучивания песни.

Практические занятия:

13. Разработка конспекта разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

14. Проведение разучивания песни с детьми в разных возрастных группах в модельной ситуации.

Содержание

15. Ритмика как один из видов детского исполнительства. Цель и задачи ритмики.

Виды ритмики.                                                                                                                           

16. Особенности музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей в разных возрастных группах.

17. Обучение музыкально-ритмическим движениям.

Этапы, методы и приемы обучения детей музыкально-ритмическим движениям.

18. Разнообразие музыкально-ритмических движений.

Алгоритм разучивания музыкально-ритмического движения.                                         Алгоритм разучивания музыкально-ритмической композиции.

Практические занятия:

19. Разработка конспекта разучивания музыкально-ритмического движения с детьми дошкольного возраста.

20. Проведение разучивания музыкально-ритмического движения с детьми в разных возрастных группах в модельной ситуации.

Содержание

21. Игра на детских музыкальных инструментах как один из видов детского исполнительства.                                                                                                                                      Задачи, содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.

22. Классификация музыкальных инструментов. Характеристика детских музыкальных инструментов.                                                                                                                              

23. Инструментарий Карла Орфа.

24. Способы и технические приемы игры на инструментах разных групп.

25. Этапы, методы и приемы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Требования к репертуару для исполнения.

Практические занятия:

 

26. Освоение приемов игры на ударно-шумовых инструментах.

27.  Разработка конспекта организации игры на шумовых инструментах в сопровождении народных мелодий.

28. Организация и проведение музыкальной деятельности по обучению игре на шумовых инструментах под сопровождение в модельной ситуации.

29. Освоение приемов игры на инструментах, имеющих звукоряд.

30. Разработка конспекта организации игры на инструментах, имеющих звукоряд с детьми разных возрастных групп.

31. Организация и проведение музыкальной деятельности по обучению игре на инструментах, имеющих звукоряд в модельной ситуации.     

Тема1.42. Организация и проведение праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

1. Развлечение как форма организации музыкальной деятельности.

Значение, виды, формы развлечений.

2. Принципы составления сценария развлечения. Планирование развлечений в группе.

Практические занятия:

3. Анализ музыкального развлечения по предложенной схеме на основе видеоматериалов.

4. Разработка сценария развлечения с использованием музыки.

Содержание

5. Праздниккак одна из форм музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Виды праздников.

6. Особенность построения праздников. Требования к организации и проведению праздников. Роль ведущего на празднике.

Практические занятия:

7. Анализ детского праздника по предложенной схеме на основе видеоматериалов.

8. Разработка сценария праздника.

Тема1.43. Проектирование различных видов музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.

Содержание

1. Использование музыки в повседневной жизни группы. Использование музыки в часы досуга, во время игр, художественных занятий, на прогулке, физкультуре.

2. Специфика планирования музыкальной деятельности в разных возрастных группах в течении дня.

Практические занятия:

3. Подбор музыкального сопровождения для использования в повседневной жизни детей;

4. Составление календарно-тематического плана организации музыкальных видов деятельности в разных возрастных группах

5. Составление конспектов по организации различных видов музыкальной деятельности

Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1.

МДК.02.01 Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста

1. 1. Разработка методических материалов по организации общения дошкольников

2. 2. Разработка психолого-педагогических рекомендаций  по формированию навыков общения детей дошкольного возраста

3. 3. Составление конспекта занятия по организации внеситуативно-личностного общения с детьми старшей группы

4. 4. Оформление реферата на тему: «Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками»

5. 5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по коррекции общения дошкольников

6. 6. Оформление альбома «Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества дошкольников»

7. 7. Оформление мультимедийного презентационного материала на тему: «Роль семьи в развитии общения ребенка»

8. 8. Проведение диагностики навыков общения дошкольников. Оценка результатов с учётом индивидуальных особенностей и возраста детей.

9. Разработка требований к организации общения дошкольников.

МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом

1. Поиск и систематизация информации о своеобразии игр детей раннего и дошкольного возраста в методической литературе и Интернет

2. Определение времени и места игры в распорядке дня разных возрастных групп в дошкольном учреждении на основе режима дня по одной из примерных программ дошкольного образования

3. Составление перспективного план по игровой деятельности (по выбору преподавателя)

4. Разработка плана-конспекта игровой деятельности

МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

1. Составление глоссария.

2. Вклад педагогов прошлого и современности в теорию и практику трудового воспитания дошкольников (выполнение презентаций). 

3. Подбор высказываний педагогов, психологов, писателей, поэтов, пословиц и поговорок о труде (выполнение презентации, изготовление книжки-малышки).

4. Подбор художественного слова для организации труда по самообслуживанию, формирования культурно-гигиенических навыков (выполнение презентации или книжки-малышки).    

5. Нравственная ценность коллективного труда (подготовка сообщения).      

6. Организация работы дежурных (составление схем последовательности накрывания на стол). 

7. Организация работы дежурных (способы ухода за растениями). 

8. Подбор материала и оформление альбомов для рассматривания: «Все работы хороши, выбирай на вкус».  

9. Подбор диагностических методик для выявления трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста и их анализ.  

10. Разработка предложений по коррекции сформированности трудовых умений (план индивидуальной работы).  

11. Анализ календарного, перспективного планирования по организации трудовой деятельности в детском саду.  

12. Составление перспективного плана руководства трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста на 1 мес. 

МДК.02.04 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста

1. Создание мультимедийной презентации оснащения уголка продуктивной деятельности в ДОО.

2.Создание мультимедийной презентации «Ознакомление дошкольников с видами и жанрами изобразительного искусства».

3.Анализ произведений изобразительного искусства.

4. Разработка планов-конспектов по продуктивной деятельности.

5.Составление перспективного плана по продуктивной деятельности (по выбору преподавателя).

6. Подбор диагностических заданий по определению сформированности изобразительных умений и творческих способностей дошкольников.

7.Выполнение демонстрационных образцов по различным видам продуктивной деятельности.

МДК.02.05 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

1. Изучение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности при художественной обработке разного материала.

2.Изготовление атрибутов и декораций к праздникам и развлечениям.

3.Изготовление поделок из различных материалов на основе пооперационных карт.

4. Создание декоративных образцов по мотивам народных художественных промыслов.

5. Лепка наглядных образцов, выполненных разными способами (материал – пластилин, глина).

МДК.02.06 Теоретические и методические основы организации музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с практикумом

1. Подготовить мультимедийную презентацию по видам музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

2.Подобрать примеры музыкальных произведений, способствующих формированию определенных качеств личности.

3.Подобрать примеры музыкальных примеров в разных жанрах.

4.Составить таблицу «Музыкальные способности детей дошкольного возраста».

5.Подготовить сообщение по одной из систем музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

9.Составить таблицу длительностей нот.

10.Изготовить макет фортепианной клавиатуры (1,5 октавы).

11.К заданным стихотворным примерам подобрать и записать ритмический рисунок.

12.Разработка кроссвордов, шарад, загадок на определение элементов музыкальной грамоты.

13.Выполнить упражнения на группировку длительностей в разных размерах.

14.Подобрать музыкальные примеры и проиллюстрировать использование композитором средств музыкальной выразительности (динамика, лад).

15.Составить таблицу темпов. Подобрать музыкальные примеры и проиллюстрировать использование композитором средств музыкальной выразительности (темп, тембр, регистр).

16. В заданных музыкальных примерах определить и указать форму музыкального произведения.

17.Анализ и оценка роли воспитателя на разных этапах музыкального занятия в разных возрастных группах.

18.Подбор музыкального сопровождения для использования в повседневной жизни детей.

19.Составление тематического плана организации музыкальной деятельности в повседневной жизни с указанием конкретного музыкального материала.

20.Составить план-конспект включения музыки в различные виды деятельности детей в течение одного дня.

21.Подобрать музыкальное произведение для слушания в группе с учетом возрастных особенностей дошкольников.

22.Составить план-конспект беседы по слушанию музыки.

23. Разработать методические указания по применению словесных, наглядных, практических методов обучения в процессе развития музыкального восприятия дошкольников, привести конкретные примеры.

24.Создать вступительную беседу для слушания музыкального произведения, подобрать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: