Китайская иероглифическая письменность в период Чжоу

ТЕМА 3: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

Место письменности в истории китайского языка

Письменность является выразителем языка. Древние люди письменность и язык ставили на одну доску. Изменение звука речи они ошибочно принимали за изменение произношения письменного знака. Поэтому после изменения звука речи или смысла слова они одновременно изменяли один письменный знак, чтобы сделать его выразителем изменённого звука речи или смысла. В китайской иероглифической письменности изменение звука речи или смысла не приводило к изменению самого письменного знака. В этой связи следует предположить, что письменность не влияла на развитие языка. Можно говорить лишь об историческом изменении начертания китайского иероглифического письма. По поводу же начертания иероглифов следует выделить два аспекта:

1. Изменение стиля начертания иероглифов.

2. Изменение структуры иероглифов.

Эти два аспекта нельзя смешивать.

Говоря в общих чертах о китайской письменности, древние и современные стили начертания иероглифов можно разделить на два больших класса:

1. Письмо, выполненное резцом. Черты этого письма имеют одинаковый размер. Среди них отсутствуют откидные черты вниз и влево, а также вниз и вправо.

2. Письмо, выполненное кистью. Среди черт этого письма имеются откидные черты вниз и влево, а также вниз и вправо. Толщина черт – произвольная.

К 1-ому классу относятся: надписи на гадательных костях (甲骨文 jiǎgǔwén, «письмена на черепашьих панцирях и костях»), отлитые или выгравированные надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения (金文 jīn wén, «письмо на металле»), «малое печатное письмо» (小篆 xiǎo zhuàn). Ко 2-ому классу относятся: официальное письмо (隸書 lì shū), скорописное письмо (草書 cǎo shū, «травяное письмо»), ходовое (полускорописное) письмо (行書 xíng shū) и уставное письмо (楷書 kǎi shū).

 

Китайская иероглифическая письменность в период Инь-Шан

Китайская иероглифическая письменность прошла долгий путь развития от рисуночной формы письма к современному иероглифическому письму. Указать точную дату появления китайской иероглифической письменности невозможно. Однако известно, что она существовала уже в период Инь-Шань, т.е. примерно за 15 веков до нашей эры.

Первым источником сведений о древнейшем периоде развития китайской письменности являются надписи на гадательных костях (甲骨文 jiăgŭwén). В китайской литературе эти надписи также могут именоваться 殷契卜辭 (yīnqì bŭcí, «гадательные надписи из столицы Инь») и 殷墟文字 (yīnxū wénzì, «надписи из иньских руин»). Судя по названиям, они представляют собой гадательные надписи, которые вырезали резцом люди иньского периода (1401–1122 гг до н. э.) на черепашьих панцирях и лопаточных костях крупных животных (буйволов). Эта письменность появилась в те времена, когда шанский император Пань-гэн перенёс столицу к северу от реки Хуанхэ, и просуществовала до того времени, когда император Чжоу-ван погубил страну.

Надписи на гадательных костях существовала в глубокой древности, а была обнаружена очень поздно. Первые гадательные тексты были обнаружены в 1899 году вблизи г. Аньян (пров. Хэнань). Те черепашьи панцири и кости животных были обнаружены только благодаря тому, что берега рек Хуаньшуй и Хуанхэ подвергались размыву. Последующие поколения продолжали обнаруживать их всё больше и больше.

Гадательные надписи представляли собой часть ритуала общения правителя династии Инь-Шань с духами предков. Целью гадания было получение ответа на вопрос, интересующий правителя: охоты, войны, урожая, заключения брака, погребения умершего, погоды, назначения министров и т.п. В ритуале принимали участие: правитель государства Инь-Шань, гадатель и писец, который записывал на гадательных костях вопросы и ответы.

Надписи могли включать от одного до нескольких десятков знаков. Общий лексический фонд иньской письменности составляет 4000 пиктограмм, из которых расшифрованы только 1200-1500 пиктограмм.

Знак иньского письма по своей функции является средством графического выражения некоторой значимой лингвистической единицы иньского языка. Он передаёт как слоговую морфему, так и односложное слово.

По своей семантической структуре иньское письмо состояло из простых пиктографических знаков. Пиктограммы представляли собой схематическое примитивное изображение предмета: горы, солнца, луны, текущей воды и др.

Знаки иньского письма состоят из чётких графических элементов. Пиктограммы обычно состоят из одного графического элемента, который выступает как графический символ некоторого предмета. Идеограммы состоят из двух и более графических элементов. Однако число графических элементов и их расположение в графической структуре знака в целом могло быть различным в иероглифах с одним и тем же значением. Поэтому существует несколько графических вариантов одного и того же знака иньского письма. Таким образом, важным палеографическим признаком иньского письма является отсутствие стандартного начертания его знаков.

Пиктограммы отдавали предпочтение общеизвестным и легко различимым изображениям самого человека и предметов, находящихся в его непосредственном окружении.

Идеограммы составляют значительную часть знаков иньского письма. Они состоят из нескольких простых изображений.

Китайская иероглифическая письменность в период Чжоу

Во 2-ой пол. XI в. до н.э. Инь-Шань была повержена народностью, называемой чжоусцами. Она основала на территории Китая собственное государство, просуществовавшее с 1122 по 249 г.г. до н. э.

Среди культурных достижений Инь-Шан, которая переняла империя Чжоу, находилась и иньская иероглифическая письменность. Письменность Чжоу, называемая «письмом на металле» (金文 jīnwén), была создана на её основе министром государя Сюань-вана – историографом Чжоу в VIII в. до н.э. Первоначально её называли треножниковым и колокольным письмом (鐘鼎文 zhōngdǐngwén), потому что такое письмо вырезали, в основном, на бронзовых треножниках и колокольцах. То, что вырезали на бронзовой утвари, составляло вырезанную надпись «Письмо на металле» охватывает время от периода династии Инь-Шан до периода Шести династий (229–589 гг.), что составляет 2000 лет.

В отличие от иньской письменности чжоуская письменность использовалась в светских текстах. В этот период приобрела традицию выполнение надписей на бронзовых изделиях, стелах и керамике. Содержание надписей помимо культового характера было связано с пожалованием земель и государственных должностей за разного рода заслуги перед императором, а также с историческими событиями того времени.

Графический стиль знаков имеет тенденцию к упрощению иероглифов, но по существу он мало отличается от иньской письменности. Тем не менее, тонкие линии знаков иньского письма сменяются толстыми линиями знаков чжоуского письма. Графический стиль знаков имеет тенденцию к упрощению иероглифов, но по существу он мало отличается от иньской письменности. Тем не менее, тонкие линии знаков иньского письма сменяются толстыми линиями знаков чжоуского письма. Наиболее характерными в этом отношении являются надписи на треножнике «Даюй дин» (大盂鼎) и «Мао Гун дин» (毛公鼎). Наиболее часто чжоуское письмо встречается на треножниках для мяса (鼎 dǐng), сосудах для зерна (簋 guǐ), колоколах (鐘 zhōng). А также на бронзовых сосудах для вина: 卣 yǒu, 尊 , 觚 gōng, 斝 jiǎ; и для воды: 匜 , 盤 pán, 壺 .

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: