Вопрос 3. Признание и похвала.
«Если я критикую кого-то, я делаю это в устной форме, если же хвалю, то в письменной».
Ли Якока
Деньги, льготы и условия работы важны для удовлетворения сотрудников, но за определенной чертой они уже не мотивируют человека. Некоторые вещи, действительно мотивирующие человека, — это:
☼ признание индивидуальности каждого сотрудника — человек жаждет признания, признание начинается с того, чтобы запомнить и называть людей по именам
☼ похвала за достижения, стимулирующая на дальнейшие достижения — люди нуждаются в благодарности. Если сотрудники не делают ничего, заслуживающего похвалы, дайте им задания, выполняя которые они могут добиться успеха, и похвалите их потом за достижения.
5 СОВЕТОВ как сделать благодарность эффективной:
P не переборщите P будьте искренни | P точно скажите, за что именно вы хвалите P попросите совета у членов вашей команды | P огласите похвалу |
Используйте письменную форму для выражения благодарности. Краткие записки, благодарственные письма и сертификаты успеха будут долгое время напоминать о вашей признательности.
|
|
☼ испытание (ремотивация, когда мотивация потеряна) — некоторые (но не все) сотрудники, проработавшие долгое время и достигшие своего предела, которых не собираются увольнять из-за их стажа, могут до пенсии работать по инерции:
назначьте инертного человека наставником нового сотрудника
специальные проекты
планирование будущих проектов
Оборотная сторона испытания как стимула связана с тем, что после выполнения сложного задания созданный им приподнятый настрой постепенно испаряется. После того, как задание перестает быть испытанием, оно перестает быть и стимулом. Поэтому необходимо продолжать давать сложные задания и дальше.
Вопрос 4. Мотивация и стимулы.
Отрицательные стимулы — это рычаги, с помощью которых управляют поведением. Они приводят к дискомфорту или наказанию за определенное особое поведение и действие. В целом, желательно их избегать.
Положительные стимулы — это рычаги, с помощью которых управляют поведением людей так, что они сами хотят действовать особым образом или демонстрировать определенное поведение. В целом они сводятся к поощрению или признанию.
ТРИ СПОСОБА предложить стимулы (МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ):
¸ Фиксированное отношение, или «Утром — деньги, вечером — стулья»
Сотрудник (или команда) поощряется за определенное проявленное поведение. Часто применяется для того, чтобы отметить достижения за определенный период времени — 30 дней безаварийной работы, начало работы без опозданий и т.д.
|
|
¸ Фиксированный интервал, или «Вы будете получать это каждый вторник»
Эти стимулы предлагаются всегда в определенное фиксированное время. Каждый знает, каков это интервал, а также то, что стимулы будут выданы по истечении этого времени. Очень хорош для усиления духа соперничества.
¸ Непостоянный график, или «Когда-нибудь вы получите это»
Очень трудно оценить отличие или особое достижение в чем-либо, потому что никто не может предсказать, когда оно появится и каким будет.
Стимулы фиксированного отношения и фиксированного интервала можно превратить в стимулы непостоянного графика, изменяя время или требуемый стандарт положительного поведения. Наиболее эффективна система стимулов, не имеющая предсказуемого шаблона.
Вопрос 5. Вознаграждение персонала.
Вознаграждение – сумма всех видов поощрений, предоставляемых работникам в качестве оплаты их труда.
- прямое денежное вознаграждение – выплаты, которые человек получает в форме заработной платы, премий и комиссионных.
- косвенное денежное вознаграждение – все иные виды денежных выплат работнику со стороны работодателя (оплата отпусков, больничных, лечения, образования, питания, транспорта, услуг телефонной связи и пр.).
- нематериальное вознаграждение – удовлетворение, получаемое человеком от самой работы или от психологической/физической среды, в которой находится работник.
Перечисленные виды наград, получаемых работниками в результате трудовой деятельности, образуют систему вознаграждения персонала организации.
При оценке подхода к формированию системы вознаграждения следует рассматривать ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА справедливости:
Внешняя справедливость – работникам платят за их труд сумму, сопоставимую с оплатой аналогичного труда в других фирмах.
Внутренняя справедливость – работникам платят в соответствии с той относительной ценностью, которую их работа представляет для организации.
Индивидуальная справедливость – отдельные люди, выполняющие сходне виды работ в одной и той же фирме, получают за свою работу в соответствии с факторами, соответствующими уникальности каждого работника (стаж, производительность труда…)
Групповая справедливость – более производительные коллективы получают больше, чем менее производительные.
Вопрос 6. Пакеты косвенного вознаграждения персонала.
ДЕНЕЖНЫЕ ВИДЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ:
· Обязательное:
§ Социальное обеспечение
§ Пособия по безработице
§ Компенсации в случае профессиональной болезни и несчастных случаев на производстве
§ Оплата отпусков и больничных
· По усмотрению работодателя:
§ выплаты за нерабочее время;
§ пособия по охране здоровья;
§ обеспечение безопасности;
§ обслуживание персонала;
§ премии.
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ:
· удовлетворение от выполняемой работы. Повышается при выполнении следующих условий:
- разнообразие навыков,
- индивидуальность заданий,
- значимость заданий,
- самостоятельность,
- обратная связь,
- коммуникационные технологии.
· удовлетворение от условий труда. Повышается при выполнении следующих условий:
- четкая политика организации в отношении персонала,
- квалифицированный персонал,
- близкие по духу сотрудники,
- соответствующая статусу символика,
- благоприятные физические условия труда.
Гибкие условия труда – как элемент системы нематериального стимулирования, позволяющий находить равновесия между домом и работой.
Возможные вариации обеспечения гибких условий труда:
- скользящий график
- сжатая рабочая неделя
- разделение ставки
- гибкая система оплаты труда
- надомная работа
- усовершенствованные пенсионные программы