Заключительная часть
В контракте должны быть полностью указаны юридические адреса сторон: адрес, по которому зарегистрирован субъект хозяйствования, почтовый адрес, где размещается орган его управления. Эти адреса могут совпадать. Указываются номера телефонов, факса, телетайпа и иных средств связи. Одно из обязательных условий контракта — указание полных банковских реквизитов: номера счетов и наименование банков, которые обслуживают стороны с указанием их места нахождения.
Подписи сторон
На последней странице контракта должны быть совершены подписи лиц, уполномоченных на подписание сделки, с указанием полного имени и фамилии, а также должности и полномочий. Подписи обычно заверяются печатями юридических лиц, участвующих в сделке. Однако печати проставляются не всегда. При наличии доверенности на подписание контракта, печать не проставляется, сама доверенность или ее удостоверенная копия прилагается к тексту контракта.
По обычаям отдельных государств вместо печати может проставляться оригинальный штамп с реквизитами юридического лица.
|
|
Основные правила оформления контрактов
Международные правила оформления документов по внешнеторговым сделкам более демократичны, чем в Республике Беларусь. С точки зрения обеспечения экономической безопасности сделки, нашему субъекту хозяйствования необходимо соблюдать следующие условия.
1.Внешнеторговый контракт всегда оформляется в письменной форме путем подписания одного документа. Конвенция ООН под письменной формой понимает также сообщение по телефону и телетайпу. Беларусь ратифицировала Конвенцию с оговоркой, что ее статьи, допускающие заключение, изменение и прекращение договора купли-продажи, а также совершение оферты и акцепта не в письменной форме, неприменимы, если одной из сторон в договоре является субъект хозяйствования РБ.
2. Контракт составляется на двух языках. Однако, если иностранный партнер согласен, документ может оформляться на русском или белорусском языке. На практике наиболее распространено оформление контрактов на русском и английском, (немецком, итальянском, китайском) языках. Расположение текста контракта на избранных партнерами языках — произвольное.
3. Каждая страница контракта должна быть пронумерована и завизирована подписями лиц, уполномоченных на совершение сделки, и при этом на последней странице подписи скрепляются печатями (штампами) сторон. Если представитель иностранного партнера действует на основании доверенности, на нее делается ссылка в тексте контракта. Доверенность прилагается к контракту в подлиннике, если она носит разовый характер, либо прилагается копия (при этом возможно ее нотариальное удостоверение).
|
|
4. Допускается оформление документа с помощью факсимильной связи. Вопрос о признании документов, оформленных с помощью факсимильной связи, — дело и право продавца и покупателя, о чем они, во избежание спорных ситуаций, должны сделать соответствующую оговорку в контракте.
Для признания любого хозяйственного договора действительным по законодательству Республики Беларусь следует обеспечить при подготовке контракта соблюдение требований, изложенных в постановлении пленума ВХС "О хозяйственном договоре поставки". Продавец и покупатель в контракте должны прийти к соглашению по существенным условиям: ассортимент, количество, качество, сроки и порядок поставки и оплаты, а также иные условия, на которые ссылается хотя бы одна сторона. Министерство иностранных дел установило, что в контракте, представляемом для регистрации или выдачи лицензии, должны быть согласованы сторонами условия по предмету контракта, количеству и качеству товара, его цене, базису и сроку поставки, условиям платежа, ответственности сторон, сдаче и приемке товара, порядке разрешения споров, юридическим адресам и банковским реквизитам.
-3-
По данным Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКЛ), в каждой международной торговой сделке в среднем участвуют 27 партнеров.
Кроме продавца и покупателя, это банки и таможни, инспекционные и сертификационные органы, перевозчики и экспедиторы, диспетчеры и мн. др. Все они создают и обмениваются огромным количеством документации. В среднем для каждой международной торговой сделки готовится свыше 40 различных документов более чем в 360 экземплярах. Причем эти документы содержат большое количество повторяющихся данных. Товары же не могут двигаться быстрее, чем сопровождающие их документы, а затраты на документооборот оценивается в размере от 7 до 15 % от общей цены сделки.
По каким же конкретно направлениям идет работа, когда речь идет об упрощении торговых процедур? Ответ на данный вопрос сформулирован в Рекомендации № 18 СЕФАКТ ООН, в рамках которого действует Рабочая группа по анализу деловых операций.
Рекомендация № 18 была принята еще в сентябре 1981 года Рабочей группой № 4 по упрощению процедур международной торговли и пересмотрена СЕФАКТ в 1992 году. Международная торговая сделка рассматривается в ней в качестве единого целого, а не ряда разрозненных операций, в которых участвуют различные субъекты, такие как экспортер, импортер, экспедитор, таможня, перевозчик, банк и др. СЕФАКТ принял решение о моделировании международной цепочки поставок с использованием международно-признанных методов. Модель позволяет судить о цепочке поставок в целом. Реализация международной торговой сделки предполагает предсказуемое и недискриминационное регулирование по четырем группам взаимосвязанных между собой мер:
1) торговых;
2) касающихся международных платежей;
3) официальных мер контроля;
4) касающихся транспорта.
Группы мер носят практический характер и предусматривают процедуры выполнения сделок, содержат требования к данным, документам и использованию информационных технологий. Они направлены на стандартизацию процедур по международным торговым сделкам и сокращение времени и издержек, необходимых для их выполнения.
1 мая 2004 года произошло расширение Европейского союза, и новые страны ЕС перешли на принципиально новый метод доставки грузов и таможенного контроля — Общий метод транспортировки грузов. Данный метод принят Соглашением стран Европейской ассоциации свободной торговли в мае 1987 года. Окончательная редакция документа была утверждена 20 декабря 2000 года совместным постановлением Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕС/ЕАСТ) и вступила в силу с 1 июля 2001 года.
|
|
Общий метод транспортировки грузов введен для упрощения таможенных и транзитных процедур, хотя он существенно меняет всю систему регулирования международных коммерческих сделок (в том числе в области сертификации, заявления таможенного режима, обеспечения гарантии доставки грузов, обеспечения электронного сопровождения товара и т.д.).
Общий метод транспортировки грузов включает 3 ключевых элемента:
1. Единый административный документ SAD (Single Administrative Document).
2. Систему поручительства, обеспечивающую гарантию доставки груза в место назначения.
3. Электронную систему обработки данных NCTS (New Computerized Transit System SumA (Summariche Anmeldung) — считываемое сообщение).
Для стран — «непосредственных соседей» Европейского союза — России, Украины, Беларуси, Молдовы — адаптация к новым методам ЕС имеет принципиальное значение.
Основные товаросопроводительные документы, предоставляемые Продавцом Покупателю.
Выделяют товарную, транспортную, таможенную, страховую, коммерческую товаросопроводительную документацию.
Товарно-транспортная накладная (СМR –межд. накладная автомобильного транспорта при автоперевозках, коносамент – при перевозках на водном транспорте); TIR-CARNET (МДП) (для автотранспорта) – гарантирует уплату любых пошлин и сборов национальной организацией перевозчиков. 50-200 тыс. долларов.
Счет-фактура (инвойс) с подписью продавца. Он должен содержать: наименование и подробный юридический адрес фирмы-получателя платежа и Покупателя; банковские реквизиты и № расчетного счета, на который д/быть произведена оплата; место отгрузки и назначения товара; номер и дату счета-фактуры; номер и дату контракта; номер и дату транспортного документа; наименование товара; количество товара; цена товара; общая стоимость товара к оплате; условия и срок оплаты; базис поставки согласно Инкотермс. С-ф выписывается после окончательной приемки товара покупателем, его основная функция – определение точной суммы платежа, также может служить в качестве накладной. Количество оригиналов и копий м/достигать 25.
|
|
Счет-проформа – выписывается на отгруженный, но не проданный товар. Затем уточняется по факту поставки в случае необходимости. Применяется при бартерной, ярмарочной, аукционной, консигнационной торговле.
Отгрузочная спецификация (упаковочный лист) – перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте (ящик, контейнер)
Документы о качестве (сертификат о качестве, соответствия, ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-гигиеническое удостоверение, токсикологический паспорт, и т.п.)
Сертификат происхождения товара по определенной форме с указанием Продавца и Покупателя
Экспортная или импортная лицензия (при необходимости)