Тема: Регламентируемые и нерегламентируемые государством области сертификации (продолжение)

По степени приоритетности проведения сертификация может иметь регулируемый государством (обязательный) и нерегулируе­мый государством (добровольный) характер. Степень обязательно­сти сертификации той или иной продукции, услуги или персонала определяется действующим в стране законодательством и требова­ниями, изложенными в соответствующих нормативных документах,

Обязательная сертификация — подтверждение уполномо­ченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, осуществляемое в случаях, предусмотренных законода­тельством Республики Беларусь. Продукция, на которую в нормативных актах, конкретных стандартах на продукцию и других нормативных документах по стандартизации установлены тре­бования безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной серти­фикации в Системе.

Контроль за сертифицированной продукцией осуществляют должностные лица Госстандарта Республики Беларусь, а также ор­ганов по сертификации.

Органы, осуществляющие контроль, имеют право вносить предложения о приостановлении либо запрещении деятельности по производству сертифицированной продукции.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом о сертификации по инициативе заявителей (изготовите­лей, поставщиков) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям нормативных документов по стандартизации,  при необходимости и других документов, определяемых заяви­телем.

Добровольная сертификация проводится на условиях догово­ра между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции осуществляется по параметрам (нормам), не подпадающим под обязательную сертификацию, и не заменяет последнюю. Таким образом, продукция, прошедшая обязательную сертификацию, может проверяться в рамках добровольной серти­фикации по требованиям назначения, определенным заявителем.

Для проведения процедуры добровольной сертификации мо­жет использоваться Национальная система сертификации либо создаваться специальные системы добровольной сертификации. На регистрацию систем добровольной сертификации могут заявляться юридические лица, сфера деятельности которых соответствует области распространения Системы. Юридическое лицо, создающее систему добровольной сертификации, должно сформировать струк­туру системы, представить в Республиканский орган по сертифи­кации организационно-методические документы системы, документировать правила и знак соответствия системы и зарегист­рировать их в Республиканском органе по сертификации в уста­новленном порядке.

Целями Системы сертификации являются:

  1. защита потребителей от приобретения (использования) продукции, работ и услуг, представляющих опасность для жизни людей, их здоровья и имущества;
  2. предотвращение распространения продукции, работ и ус­луг, представляющих опасность для окружающей среды;
  3. устранение технических барьеров в международной тор­говле;
  4. стимулирование повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции;
  5. защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.

В рамках Системы сертификации возможны следующие виды деятельности:

  1. сертификация продукции;
  2. сертификация услуг;
  3. сертификация систем качества;
  4. сертификация персонала;
  5. инспекционный контроль за сертифицированной продук­цией, работами, услугами, системами качества и персоналом;
  6. подготовка и аттестация экспертов-аудиторов по качеству;
  7. подготовка и аттестация преподавателей, привлекаемых для проведения занятий в центрах (курсах) подготовки и повыше­ния квалификации специалистов организаций (предприятий) по вопросам стандартизации, управления качеством и сертификации;
  8. консалтинговая деятельность в области стандартизации, управления качеством и сертификации;
  9. ведение Реестра Системы;
  10. ведение государственного кадастра служебного и граждан­ского оружия и боеприпасов к нему.

Общее руководство Системой, организацию и координацию работ осуществляет Республиканский орган по сертификации.

Законодательной и нормативной базой работ по сертифика­ции является разветвленная система документов, которые, как правило, носят обязательный характер, направлены на создание правовой основы проведения работ по сертификации.

Структура Системы и функции ее органов

В структуру Системы (рис. 1.11) входят:

— Республиканский орган по сертификации;

— Совет Системы;

— апелляционный Совет Системы;

— подсистемы сертификации по видам продукции, услуг; от­дельным требованиям.

 

Правила сертификации

1. В качестве органов по сертификации могут быть утвержде­ны (аккредитованы) организации независимо от их организацион­но-правовых форм и формы собственности, если они не являются изготовителем (продавцом, поставщиком, исполнителем) и потре­бителем (заказчиком, покупателем) сертифицируемой ими продук­ции, при условии их аккредитации в установленном порядке и на­личии лицензии на проведение работ по сертификации.

2. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий организует и осуществляет Госстандарт РБ либо по его поручению региональные органы по стандартизации, метрологии и сертификации на основе результатов их аттестации специально создаваемыми для этих целей комиссиями. По результатам аккре­дитации оформляется и выдается аттестат.

3. Сертификаты и аттестат аккредитации вступают в силу с момента их регистрации в Реестре Системы.

4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции производится по одним и тем же правилам и процедурам. _

5. Инспекционный контроль за сертифицированной продук­цией, услугами, системами качества, персоналом осуществляют ор­ганы, проводившие сертификацию..

6. При наличии в системе нескольких аккредитованных ор­ганов по сертификации одной и той же продукции (услуги) заяви­тель вправе провести процедуру в любой из них (по своему выбору). При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Республиканский орган по сертификации.

7. Сертификация проводится по схемам, установленным ис­пользуемой заявителем системой сертификации.

8. При возникновении спорных вопросов в ходе практической деятельности участников сертификации заинтересованная сторона имеет право подать в Республиканский орган по сертификации жалобу или апелляцию.

9.

 

Система предусматривает информирование всех заинтере­сованных сторон и отдельных лиц о деятельности в Системе, в том числе о ее правилах, результатах сертификации, при условиях обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

10. Официальными языками Системы являются белорусский и русский. Все документы (заявки, протоколы, акты и т.п.) могут оформляться на обоих языках.

11. Продукция отечественного и импортного производства должна иметь информацию на белорусском или русском языке, включающую наименование продукции, данные об изготовителе, дату изготовления и срок годности, основные потребительские ха­рактеристики продукции, способы и правила применения (эксплуа­тации) продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: