Внешняя политика Финляндии в рамках ЕС

Уже исполнилось семь лет с того дня в 1995 году, когда Европейский Союз впервые в истории вышел непосредственно на границу с Россий­ской Федерацией. Это стало результатом вступления и крупнейшую хозяйственно-политическую организацию Европы Финляндской Респуб­лики — одного из недавних важнейших партнеров бывшего СССР в капиталистическом мире. До этого Финляндия исповедовала полное "неприсоединение" к каким-либо западным союзам.

Именно поэтому опыт вхождения Финляндии в структуры и систе­му ЕС интересен россиянам. Ответ на вопрос о том, получил ли бла­годаря этому народ Суоми свою волшебную мельницу изобилия Сампо, воспетую в национальном эпосе "Калевала", хотели бы знать во многих странах, которые стремятся к вступлению в Евросоюз или к установле­нию более тесного сотрудничества с этой организацией.

Вступление Финляндии в ЕС означало серьезную перемену в ее внешнеполитической доктрине. Она была официально сформулирована и закреплена в специальном докладе Государственного совета /прави­тельства/, увидевшем свет весной 1995 года. На первое место среди причин, побудивших страну вступить в ЕС, в нем были выдвинуты фак­торы безопасности. Главный тезис новой доктрины гласил: "Членство в Европейском союзе, независимая оборона, контакты с НАТО и хоро­шие отношения с соседними странами — надежная основа комплекс­ной политики безопасности Финляндии".[35; с.75]

"Первая европейская пятилетка" Финляндии оказала, однако, влияние не только на внешнюю политику страны. Она затронула, пожалуй, все сторо­ны финской жизни.

Что касается воздействия присоединения к ЕС на внешнеполити­ческую линию страны, то, начиная с 1995 года, Финляндия формирует свою внешнюю политику отталкиваясь от общих интересов Европейского Союза и поддерживает его коллективную позицию. Значение сотруд­ничества между северными странами для нее уменьшилось. Сотрудни­чество с Россией она хотела бы теснее увязывать со своим взаимодействием с европейскими структурами. Кроме того, ООН и ОБСЕ стали иметь для Финляндии менее важное значение, чем это было ранее.

Разумное руководство экономикой со стороны прави­тельства дало возможность Финляндии без труда выполнить Маастрихтские критерии для вступления в Европейский экономический и валют­ный союз. Таким образом, эта самая северная страна в ЕС заняла место в первом ряду стран, готовящихся ввести единую валюту.

В отличие от своих скептически настроенных северных соседей Швеции и Дании Финляндия хочет установить более тесные связи с Брюсселем и усматривает в завершении создания общего рынка важную цель, а не угрозу. Вместе с тем министры правительства не считали безупречными блага членства в ЕС и стремились использовать председательствование своей страны в ЕС для того, чтобы двинуть вперед институционную реформу. Они также хотели добиться того, чтобы комиссия гарантировала интересы более мелких государств-членов, исследовать возможности более широкого использования голосования квалифицированным большинством.

Тарья Халлонен, министр иностранных дел, подчеркивала, что Финляндия не хочет и не может рассчитывать использовать президентство в своих целях. Она просто будет продолжать работу австрийского председателя и его германского предше­ственника в области проведения реформ и расширения членства.[3; с.74]

И все же в одном отношении финское председательствование внесло нечто новое. Правительство надеется развить идею ''северного направления" политики ЕС, которое охватит такие сферы, как связи с Россией, а также развитие транспорта, энергетики и инфраструктуры в районах Балтийского моря и Арктики.

"Это не региональная инициатива, касающаяся ограниченной груп­пы государств-членов, — говорит г-жа Халонен. — Она затрагивает интересы всего союза и в самих северных районах и вокруг них".[38; c/85] Стараясь расширить горизонты ЕС на север и на восток, Финляндия обозначила основные задачи своей внешней, экономической политики и политики безопасности — а именно, как привлечь Россию к этому процессу.

Финляндия, сознавая свои глубокие исторические связи с Мос­квой и свою 1300-километровую границу с Россией, стремится не волновать своего восточного соседа в плане военной угрозы. Именно это, например, убедило ее отказаться от членства в НАТО в пользу Западноевропейского союза. Финское правительство стоит за развитие обшей европейской внешней политики и политики безопасности, которая действовала бы наряду с НАТО, не подчиняясь ему.

Как и большинство других сторон финской политики, ее повест­ка дня в области внешней политики и безопасности построена в основном на идее консенсуса, добивающегося тесного стратегичес­кого сотрудничества между такими группами интересов, как ЗЕС и НАТО, в то же время предлагая инициативы для повышения между­народной роли бассейна Балтийского моря.

1 июля 1999 года эстафета председательства в Европейском Союзе перешла от Германии к Финляндии члену ЕС с 1995 года впервые удостоившейся чести стать “хозяйкой Европы”.

Премьер-министр Пааво Липпонсн сказал и связи с этим в интер­вью газете "Хельсингин саномат": "Финляндия никогда прежде не занимала столь влиятельного положения".[48; с.27]

Руководство страны акцентировало внимание не столько на предо­ставленной ей чести, сколько на обязанностях и на огромной ответст­венности. Проведение различных мероприятий по общеевропейской линии — а их только в Финляндии состоялось около 200, в том числе свыше 80 на министерском уровне — обошлось стране в 371 млн. Финляндских марок /свыше 65 млн. долларов/.[48; с.27]

Среди вопросов, которые премьер-министр включил в программу председательства, важное место отводилось отношениям ЕС с соседями Финляндии, прежде всего с Россией. Именно Финляндия инициировала принятие концепции "северного измерения" в значительной мере нацеленной на Россию в плане широкого взаимодействия с ней по всем направлениям, включая выработку общих подходов во внешней политике и политике безопасности. Она же активно участвовала в разработке российской стратегии ЕС.

Примечательно, что, представляя в Совете ЕС программу предсе­дательства Финляндии, ее постоянный представитель Антти Сатули заявлял, что отношения с Россией, "северное измерение", а также политика в области защиты окружающей среды — это те области, где его страна может внести достойную лепту в общее дело европейской интеграции.

Как отмечается в программе, единая стратегия ЕС в отношении России, принятая на саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 года создала всеобъемлющие рамки для будущего развития отношений с ней. Хельсинки обязалось также работать над более активным выполнением Соглашения о партнерстве и сотрудничестве “Российская Федерация — Европейский Союз”, чтобы укрепить экономические, научно-технические и политические связи между ними.

Еще до периода председательства Пааво Липпонен уверял, что эти связи нужны прежде всего самой Европе. Его аргументы:

 

-Европа нуждается в энергоресурсах, которых у России более чем достаточно;

- Транспортные коммуникации через Балтику и автотранспортом через Финляндию в Россию приблизят к Европе гигантский российский рынок;

- Устранение возможности ядерного загрязнения на Северо-западе России и оздоровление окружающей среды сделают жизнь европейцев более безопасной;

- Демократическая Россия с рыночной экономикой, связанная отношениями с Европой, — наилучшая гарантия здорового политичес­кого климата в этом регионе.[48; с.29] Председательство в Евросоюзе не застало Финляндию врасплох не только в плане финансовых расходов. Как член “руководящей тройки” она вместе с Австрией и Германией принимала самое активное участие в проработке и решении кардинальных задач ЕС.

Одновременно шла активизация внешнеполитической деятельности не только в рамках Евросоюза. Президенту страны Мартти Ахтисаари было доверено представительство Евросоюза на переговорах с президентом Югославии, которые он вёл совместно с представителем президента РФ Виктором Черномырдиным и которые завершились принятием Слободаном Милошевичем мирного плана и прекращением натовских бомбардировок. Он же принимал в Хельсинки министров иностранных дел и обороны России и США, когда они решали вопрос об участии российского контингента в Международных миротворческих силах /КФОР/.

Следует отметить, что в вопросе о Косово Ахтисаари проявил строгую дисциплину в проведении в жизнь тех решений, которые были приняты в Брюсселе. Речь шла о полной поддержке ЕС военной акции НАТО. Президент Финляндии неоднократно утверждал, что натовским бомбардировкам “не было альтернативы”, и всячески подчёркивал, что контактирует с Милошевичем. Между ними была не только очная встреча, но и несколько разговоров по телефону.[62; с.24]

 Программу председательства Финляндии президент Пааво Липпонен представил парламенту и заручился его одобрением. Не потому, что "так надо", а с тем, чтобы продемонстрировать единство подхода к этой важнейшей задаче исполнительной и законодательной ветвей власти. Большинство включенных в неё вопросов носят долгосрочный характер и были переданы от предыдущих председателей. Однако на Финляндию в этот период смотрят и как на генератора новых идей.

40 страничная программа была разделена на семь тематических разделов, а её девиз был “Мощную и открытую Европу в новое тысячелетие”. Разделы были озаглавлены:

- Расширяющийся Евросоюз;

- Открытый и эффективный союз;

- Стабильная, конкурентоспособная экономика, создающая рабочие места;

- Общество, основанное на информатике и знаниях;

- Социальная и экологическая ответственность;

- Регион свободы, безопасности и справедливости;

- Глобально активный и влиятельный Союз.

Поиски решения этих проблем осложнялись в связи с тем, что руководящие органы Евросоюза фактически бездействовали. Так, Евро­пейский парламент, состав которого был переизбран, Европей­ская комиссия, самораспустившаяся по причине обвинения некоторых ее членов в коррупции и некомпетенции и которую еще предстояло воссоздать ее новому председателю Романо Проди, была сформирована только в октябре 1999 года. К тому времени Финляндия в качестве председателя, отработала уже больше половины срока.

Особо стоял вопрос о Косово. В программе председательства он не был вынесен в отдельный раздел, поскольку задачи ещё только осмысливались, а подходы искались. Однако в ней признавалось, что “косовский кризис создал угрозу безопасности в Европе и бросил вызов защите основных европейских ценностей”.[38; с.89]

А за рамками программы руководство Финляндия признавала, что за восстановление части Европы, разгромленной НАТО при поддержке ЕС, придется платить. И, когда на пресс-конференции Пааво Липпонена спросили, откуда взять средства, он ответил, что раскошелиться придет­ся как отдельным государствам, так и ЕС в целом, сократив при этом часть других программ, в том числе программу ТАСИС, осуществляемую в России и других странах бывшего СССР.

Какой вывод извлекла для себя Финляндия из событий в Косово? На этот вопрос пока нет определенного ответа ввиду очевидных разногласий в самом руководстве страны. Если президент Ахтисаари проявил себя как проводник политики НАТО, то премьер-министр Липпонен был более сдержан. За совер­шенное Североатлантическим блоком он его не хвалил, но и, проявляя осмотрительность, не ругал. Зато подчеркнул, что Финляндия должна четко и неукоснительно придерживаться политики военного нейтралитета.

Финляндия трактует положения Амстердамского договора таким образом, что военное сотрудничество следует наращивать, но только в рамках готовности к предупреждению и решению будущих кризисов типа косовского. Эту позицию неоднократно излагали как Липпонен, так и нынешний президент Финляндии Тарья Халонен.

Спросите любого правительственного деятеля о международных интересах Финляндии на карте мира, и они почти всегда укажут одинаково: Москва и Брюссель. Финская внешняя политика, скажут они, строится на двух опорах — крепить связи с Европейским союзом и всячески старался не раздражать Россию.[10; с.45] Находясь на северо-восточной окраине Европейского союза, Финляндия стала центральным игроком за столом переговоров. В Брюсселе в то же время она сохранила тесные торговые и экономические связи с Россией, с которой у нее общая граница в 1300 километров.

Хотя Финляндия вступила в ЕС только в 1995 году, она энер­гично восприняла его политику, равно как и Европейский экономи­ческий и валютный союз. Она была одной из первых стран, воспри­нявших Маастрихтские критерии, и обязалась стать одним из членов-учредителей единой валюты.

Поддержка Финляндией евро наградила ее местом в совете управляющих Европейского центрального банка и председательст­вом в ЕС во второй половине 1999 года. Коалиционное правитель­ство страны полагает, что тесные связи с Брюсселем, кроме того, помогут ей успокоить тревогу России относительно более острого вопроса — расширения НАТО на Восток.[46; с.28]

После второй мировой войны Финляндия соблюдала нейтрали­тет и всячески старалась развивать деловые отношения с Москвой. В области политики безопасности это убедило все ее правительства избегать членства в НАТО и иметь не столь тесные оборонные связи с Западом. Тарья Халонен. министр иностранных дел, говорит, что данное правительство конкретизировало эту политику, тесно связав себя с Западноевропейским союзом. Г-жа Халонен, бывший профсоюзный юрист и министр социального обеспечения, отрицает, что ЗЕС нужно еще доказывать, что он эффективный оборонный орган, подчеркивая, что он является успешным орудием поддержания мира в Европе.[44; с.26]

Можно также считать, что Финляндия является частью НАТО во всех отношениях, кроме формального. И действительно, ее вооруженные силы тесно сотруд­ничают с силами союза, и, возможно, ей придется сделать формаль­ный выбор на следующем этапе расширения союза, особенно если некоторые ее балтийские соседи захотят вступить в него.

“Расширение НАТО является важной проблемой для нас, особенно, поскольку оно играет на руку националистам в Москве, — заявил один из внешнеполитических аналитиков в Хельсинки. — Учитывая нашу протяженную границу с Россией, именно этого мы хотели бы избежать любой ценой”.[44; с.28]

Если ЗЕС служит удобным средством успокоить тревоги России по поводу НАТО, то другие региональные организации, такие, как Евро-арктический союз Баренцева моря и Совет государств Балтий­ского моря, представляются Финляндии полезными форумами для привлечения Москвы к развитию региона. Финское правительство надеется объединить эти проблемы, создав северное направление для развития ЕС и его отношений с Россией.

Инициатива, объявленная в 1997 году премьер-министром Пааво Липпоненом, стремится подчеркнуть взаимозависимость ЕС, России и региона Балтийского моря. Липпонен считает, что Финляндия может играть осевую роль в этом процессе, распространив его от проблем безопасности к проблемам социального благосостояния, энергетики и политики в области экологии.

В одной лишь области энергетики потребность ЕС в импортной энергии можно было бы удовлетворить, оказав России помощь в разра­ботке ее главных природных месторождений за Полярным крутом.

Липпонен и его министры считали эту сферу одним из способов еще больше интегрировать Россию в Северную Европу, а это, в свою очередь, также даст Финляндии и ее соседям в ЕС — Швеции и Дании возможность создать противовес южному, так называемому "средизем­номорскому клубу" стран ЕС. По их мнению, важность северной границы ЕС повысится со следующим этапом расширения, и Балтий­ский регион мог бы стать одним из важнейших регионов роста в Союзе.

Учитывая, что на ЕС приходится почти 40 проц. внешней торговли России — а Балтийское море является ее главным торговым путем, — финны хотят гарантировать, чтобы и впредь отношения оставались как можно более спокойными. Г-жа Халонен говорит, что Финляндия использует свое президентство в Союзе в следующем году, чтобы подчеркнуть важность этой северной границы. "Мы стараемся убедить комиссию, что это хорошая идея. Это дает Брюсселю возможность расширить связи с Россией, Норвегией и балтийскими государствами."[48; с.28]

Но она подчеркивает, что Финляндия будет занята не только проблемами, близкими к ее дому. Правительство планирует исполь­зовать свое президентство для продвижения в решении четырех ключевых проблем: институционная реформа, состав комиссии, голосование в институтах ЕС и трудная проблема принятия решений квалифицированным большинством.

Однако премьер-министр Липпонен дает понять, что он хотел бы, чтобы некоторые реформы комиссии были приняты до следую­щей волны расширения ЕС. В то же время он намерен гарантировать, чтобы введение единой валюты прошло успешно. Тем самым фин­ское правительство рассчитывает проявить себя, в отличие от своих соседей -"евроскептиков", одним из поборников ЕВС.

Согласно стратегии, разработанной в министерстве иностран­ных дел Финляндии, она должна дать два благих результата: укрепить связи Финляндии с Брюсселем и отвлечь внимание в сторону — по крайней мере, на время — от решения ею проблем, связанных с обеспечением ее будущих интересов безопасности в регионе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: