БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Вершель Алексей Игоревич
Внешняя политика Финляндии 1945-2000 гг.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Научный руководитель –
кандидат политических
наук, доцент ______________Е.А.Достанко
Допущен к защите
«___»_________2002 г.
Зав. кафедрой
международных отношений
профессор
_____________________
А. В. Шарапо
Минск 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Внешняя политика Финляндии во второй половине 40-х гг. ХХв..……………………………………………………………………………………………….стр.6
1.1. Дипломатическая деятельность Финляндии по подписанию Соглашения о перемирии1947г.………………………………………………………………………….стр.6 1.2.Внешняя политика Финляндии в 1947 - 1948гг. Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. ………………………………………стр.10
Глава 2. Формирование и развитие внешней политики Финляндии в 1950-1990-е гг. …………………………………………………………………………………………...…стр.19
|
|
2.1. Внешняя политика Финляндии в 1950 - 1970-е гг...………………………...…стр.19
2.2. Финляндия и европейские институты в 1980 – 1990-е гг. ………….………….стр.30
Глава 3. Внешнеполитические приоритеты Финляндии на современном этапе. …………………………………………………………………………………………..….стр.34
3.1.Внешняя политика Финляндии в рамках ЕС…..………………………………стр.34
3.2.Отношения Финляндии с НАТО. ……….……………………………………….стр.41
3.3.Углубление европейской интеграции. Политика нейтралитета Финляндии. ………………………………………………………………………………………..…….стр.47
Заключение………………………………………………………………………..……..стр.51
Литература……………………………………………………………………….………стр.54
ВВЕДЕНИЕ
Со второй половины ХХ века Финляндия стала одним из крупных экономических, политических и торговых партнеров СССР среди европейских стран. Руководители Финляндии понимали, что такие отношения с Советским Союзом можно использовать в качестве рычага для создания некоторой дистанции между Финляндией и Соединенными Штатами на протяжении всего периода холодной войны. История развития международных отношений с момента выхода Финляндии из Второй Мировой войны свидетельствует, что Финляндия никогда не проявляла в своем внешнеполитическом курсе какой бы то ни было агрессивности или заинтересованности участия в военных блоках. Находясь в тесной связи с СССР, Финляндия боялась остаться изолированной от остального мира, прежде всего исходя из своего экономического интереса. В настоящее время ситуация изменилась. Финляндия является государством – членом Европейского союза, Совета Европы и ОБСЕ. Финляндия имеет и определенный политический вес на международной арене, а также входит в десятку наиболее экономически развитых стран – членов Европейского союза. С Финляндией считаются остальные государства Европы. Несмотря на то, что для Финляндии характерна некоторая неустойчивость во внутриполитической обстановке, ее внешнеполитические приоритеты остаются непоколебимы. Приоритетность имеют отношения с другими государствами – членами Европейского союза, а также исторически сложившиеся отношения с Россией. Кроме того, Финляндия, как и раньше, постоянно поддерживает хорошие отношения с балтийскими государствами бывшего СССР.
|
|
Автором данной работы была поставлена цель изучить эволюцию внешнеполитического курса Финляндии в период 1945 – 2000 гг. Задачами данной работы являются: исследование изменения внешнеполитической линии и приоритетов Финляндии во внешней политике в данный отрезок времени, и в особенности последнего десятилетия, т.е. в период времени после распада Советского Союза, а именно рассмотрение внешней политики Финляндии во второй половине 40-х гг. ХХ века, изучение формирования и развития внешней политики Финляндии в 1950 – 1970-е гг. ХХ века и выявление внешнеполитических приоритетов Финляндии на современном этапе.
Актуальность данной темы, по мнению автора, состоит в том, что Финляндия является единственной и по-своему уникальной страной западной Европы, которая находилась под огромным давлением большого соседа на Востоке т.е. СССР, но не смотря на это, это небольшое даже по европейским меркам государство сохранило свой суверенитет в определении своего внутриполитического и внешнеполитического курса, и в последствии после распада СССР не проявило какого-то ни было радикализма в своей внешней политике. В течении десятилетия Финляндия смогла преодолеть последствия разрыва торгово-хозяйственных связей с СССР, подобно тому, как от этого пострадали и до сих пор страдают бывшие республики Советского Союза. Особенно важным опыт Финляндии, по мнению автора, является для Республики Беларусь, т.к. Беларусь вследствие исторически сложившихся обстоятельств также имеет тесную связь с Россией и в составе СССР была вынуждена считаться с Москвой при проведении своей внешней политики. Даже сегодня в строительстве Союзного государства Россия играет роль «старшего брата» по отношению к Республике Беларусь.
Что же касается двусторонних отношений Финляндской республики и Республики Беларусь, то они развиваются совсем не так динамично, как бы нам хотелось. Но всё-таки между нашими республиками существует ряд следующих соглашений:
- Соглашение между Республикой Беларусь и Финляндской Республикой об установлении дипломатических отношений. (26 февраля 1992г., г.Хельсинки)
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве. (20 мая 1992г., г.Хельсинки)
-. Соглашение между Правительством Республик Беларусь и Правительством Финляндской Республики о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций. (28 октября 1992г., г.Хельсинки)
-11 апреля 1994 года постановлением Верховного Совета Республики Беларусь была установлена правопреемственность Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республики о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 года.
29 апреля 1998 года в МИД РБ состоялись рабочие консультации между МИД РБ и Финляндии. Состоялся обмен мнениями по широкому спектру вопросов двусторонних отношений и сотрудничества с европейскими региональными организациями. Была достигнута договорённость продолжить практику консультаций по различным вопросам белорусско – финских отношений и другим проблемам, представляющим взаимный интерес.
|
|
1 марта 2000 года Чрезвычайный и Полномочный Посол РБ в Латвии, Эстонии и Финляндии по совместительству побывал с визитом в Финляндии. В ходе визита Посол принял участие в торжественной Сессии Парламента Финляндии по случаю инаугурации нового Президента страны Т.Халлонен. Состоялись рабочие встречи Посла в МИДе Финляндии, в Обществе «Финляндия – Россия и СНГ» и ряде коммерческих компаний. МИД Финляндии поддержал инициативу белорусской стороны по проведению дней экономики и культуры РБ в Финляндии в октябре 2000г.
До относительно недавнего времени Финляндия являлась просто малой страной Северной Европы не принимавшей активного участия в международных отношениях. Вероятно этим можно объяснить довольно низкий интерес к этой стране исследователей в сфере международных отношений и внешней политики. Как следствие низкий интерес определил крайне невысокую степень изученности данной темы. С определённой долей уверенности можно сказать что в нашей стране данная тема неизучена вовсе, что,однако, не умаляет её значимости.
Основным источником информации для данной работы послужили доступные автору научные исследования, монографии и периодика. В российских журналах «Мировая экономика и международные отношения», «Компас» можно найти некоторую информацию по внешней политике Финляндии в последние годы. Среди авторов следует отметить Коробочкина М., Николсона В., КарнегиХ., Романцова Ю. и т.д.
Значимым источником информации являются журналы, библиотеки и информационно – аналитическая информация сайтов размещённых в сети Internet. В этой компьютерной сети много новейшей статистики и материалов зарубежной периодики. В частности, автор через Internet нашел документы официального характера, такие как тексты двусторонних договоров, официальные заявления ЕС, НАТО и других международных структур по ключевым проблемам современности. Кроме того точку зрения Хельсинки на международные проблемы можно было выявить в записях интервью с политическими деятелями Финляндии и статьях финляндских периодических изданий, таких как “Helsingin Sanomat” и т.д. Материал подобного рода переводится на английский язык и помещается на официальном сайте внешнеполитического ведомства Финляндии.
|
|
Информацию о состоянии белорусско – финляндских отношениях на современном этапе автор почерпнул в Управлении Европы Министерства иностранных дел Республики Беларусь и на официальном сайте Министерства.
Глава 1. Внешняя политика Финляндии во второй половине 40-х гг. ХХв.
1.1.Дипломатическая деятельность Финляндии по подписанию Соглашения о перемирии 1947г.
В конце Второй Мировой войны вся внешнеполитическая деятельность Финляндии была направлена на выход страны из войны с минимальными политическими, территориальными и экономическими потерями. Дипломатическая деятельность, направленная на поиски мира, стала приносить конкретные результаты только в конце лета 1944 г. 25 августа Финляндия предприняла шаги, направленные на урегулирование отношений с Москвой. В этот день Грипенберг передал A.M. Коллонтай заявление от имени нового министра иностранных дел Финляндии Карла Энкеля. В документе содержалась просьба принять финскую правительственную делегацию, чтобы договориться о перемирии или заключении мира. В тот же день Грипенберг зачитал A.M. Коллонтай вербальную ноту, в которой еще раз выражалось желание начать переговоры о перемирии или мире. О заявлении К. Энкеля были проинформированы послы Великобритании и США в Москве. Советское правительство сообщило союзникам о предварительных условиях приема делегации финляндского правительства для переговоров о перемирии или мире: публичное заявление от имени финского правительства о разрыве отношений с Германией; предъявление Германии требования о выводе ее войск из Финляндии не позднее 15 сентября; в случае если Германия не выведет своих войск в указанный срок из Финляндии, то немецкие войска должны быть разоружены и переданы союзникам в качестве военнопленных.
Для ведения переговоров 7 сентября 1944 г. в Москву прибыла делегация Финляндии во главе с премьер-министром А. Хакцелем. Однако первая встреча советской и финской делегаций состоялась только 14 сентября. Дело в том, что в промежутке между этими датами шли интенсивные переговоры с союзниками, и прежде всего с Великобританией, по выработке совместной позиции относительно соглашения с финнами. Беседы Молотова с послом Великобритании в СССР Арчибальдом К. Керром состоялись 6, 9, 11 и 14 сентября. Последняя беседа Молотова с Керром закончилась за три с половиной часа до начала первого совместного заседания по вопросу о перемирии между советской и английской делегациями, с одной стороны, и финской делегацией - с другой. На первой встрече с финнами 14 сентября им был передан проект соглашения о перемирии между Советским Союзом, Великобританией и другими объединенными нациями, с одной стороны, и Финляндией - с другой. Основной акцент в ходе первой встречи Молотов сделал на вопросе об эвакуации германских войск из Финляндии, многократно подчеркнув важность выполнения этого предварительного условия начала переговоров, принятого финским правительством.
16 сентября состоялась вторая встреча, в которой принял участие только что прибывший в срочном порядке из Финляндии новый глава финской делегации, министр иностранных дел К. Энкель. И на этот раз основное внимание было уделено выполнению Финляндией предварительного условия о разоружении германских войск еще находящихся в стране. Молотов в жесткой форме настаивал на выполнении этого обязательства.
17 сентября, на третьем совместном заседании, обе делегации приступили к рассмотрению условий перемирия по пунктам. К. Энкель заявил, что финская делегация, рассмотрев в целом условия перемирия, считает, "что эти тяжелые условия не нарушат существования Финляндии в качестве самостоятельного государства".[52; с.225] От имени финской делегации он попросил внести некоторые, по его словам, незначительные поправки в договор о границах 1940 г., а также сообщил, что военная контрибуция в 300 млн. американских долларов является непосильной для Финляндии.
На следующий день стороны согласовывали приложения к Соглашению о перемирии. Некоторые формулировки в ходе переговоров были отредактированы, сокращены отдельные слова. Из более существенных изменений, достигнутых в ходе переговоров, следует назвать увеличение срока выплаты репараций с 5 до 6 лет и увеличение срока демобилизации финской армии с 2 до 2,5 месяцев.[22; с.144]
Соглашение о перемирии было подписано 19 сентября 1944 г., в 12.00. Перед подписанием председатель финской делегации К. Энкель заявил, что "финское правительство и финский народ надеялись получить от союзников более легкие условия, чем те, которые финская делегация сейчас должна подписать. Финляндия надеется, что при заключении окончательного мира союзники, воодушевленные теми высокими принципами, во имя которых они ведут борьбу, сохранят самостоятельность для Финляндского государства".[52; с.227] От имени советского и британского правительств соглашение подписал генерал-полковник А.А. Жданов, будущий председатель Союзной Контрольной Комиссии, создание которой предусматривалось соглашением.
Соглашение о перемирии восстановило советско-финляндскую границу в соответствии с Московским мирным договором от 12 марта 1940 года. К Советскому Союзу отходил район Петсамо (Печенга). К. Энкелю удалось убедить Советский Союз отказаться от своих прав на аренду Ханко, которые он получил по уже упомянутому Мирному договору, но взамен предложил в аренду сроком на 50 лет район Порккала-Удд со всеми морскими территориями под свою военно-морскую базу, расположенный недалеко от Хельсинки. Финляндия обязывалась выплатить 300 млн. американских долларов в качестве репараций с погашением товарами в течение 6 лет, а также разоружить германские войска и передать их советскому (союзному) командованию, что впоследствии привело к войне с немцами в Лапландии.[36; с.61] Среди ряда других пунктов соглашения следует упомянуть обязательство распустить организации прогитлеровского толка и впредь не допускать существования таких организаций.
Союзная Контрольная Комиссия (СКК) была создана для наблюдения за выполнением условий Соглашения о перемирии и просуществовала до сентября 1947 г., т.е. до момента ратификации подписанного 10 февраля 1947 г. в Париже Мирного договора. По мнению, советской стороны, правительство Финляндии выполняло условия соглашения о перемирии в основном добросовестно. Демобилизация финской армии была проведена в установленные сроки, было возвращено выявленное в Финляндии советское имущество, за утраченное имущество Финляндия обязалась выплатить Советскому Союзу компенсацию. Выполнение некоторых других условий соглашения вызывало недовольство советского руководства. Слишком медленно, по его мнению, шло разоружение германских войск на финляндской территории. Война в Лапландии была завершена в апреле 1945 г., причем основную часть своих войск Германия успела вывести в Норвегию. По настоятельному требованию СКК и согласно 21 пункту соглашения были распущены такие организации, как Лотта Свярд, Союз братьев по оружию, а также Академическое Карельское общество.[52; с.228]
Под воздействием СКК в сентябре 1945 г. сейм одобрил чрезвычайный закон о наказании виновников войны. По этому закону, обладавшему ретроактивной силой, были осуждены бывший президент Р. Рюти, бывшие премьер-министры Ю. Рангель и Э. Линкомиес, бывшие министры В. Таннер, Т. Рейникка, X. Рамсай и А. Кукконен, бывший посланник Финляндии в Берлине Т. Кивимяки. Они получили различные сроки тюремного заключения или каторги за то, что, будучи на высших государственных постах, вовлекли страну в войну в 1941 г. и затянули выход Финляндии из второй мировой войны.
После многократных обращений правительства Финляндии, летом 1945 г. советское руководство решило восстановить с Финляндией дипломатические отношения. На Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав Сталин, используя в качестве примера ситуацию с Италией, выступил за восстановление дипломатических отношений с Финляндией, в то время как со стороны союзников имелись определенные возражения на сей счет.
6 августа 1945 г. председатель СКК в Финляндии А.А. Жданов передал премьер-министру Паасикиви письмо, в котором указывалось, что советское правительство решило восстановить с Финляндией дипломатические отношения и предлагает обменяться посланниками. В тот же день Паасикиви прислал Жданову ответное письмо, в котором сообщалось, что заявление советского правительства о восстановлении дипломатических отношений встречено финским правительством с искренним удовлетворением и что зависящие от него меры по осуществлению советского предложения будут приняты немедленно.
В соответствии с решениями Потсдамской конференции подготовка мирного договора с Финляндией была возложена на Совет министров иностранных дел (СМИД) СССР, США, Англии и Франции. 12 сентября 1945 г. советское правительство представило на Лондонской сессии СМИД свои предложения по мирному договору с Финляндией. В основу их были положены территориальные, политические и экономические постановления Соглашения о перемирии от 19 сентября 1944 г. Проект мирного договора с Финляндией был выработан на Парижской сессии СМИД (апрель-май 1946 г.). Основные замечания финляндской делегации по проекту мирного договора были изложены главой финляндской делегации К. Энкелем в его речи на конференции 15 августа 1946 г. Он отметил, что согласно проекту мирного договора от Финляндии отходит часть провинции Выборг площадью в 23 000 кв. км.[37; с.82] Расходы, связанные с устройством этого населения, затрудняют выплату Финляндией репараций.[22; с.94] Кроме того, Финляндия теряет область Петсамо и сдает в аренду Советскому Союзу район Порккала-Удд. "Понятно, - заявил К. Энкель, - что большая значимость передаваемых областей дала надежду на то, что территориальные статьи окончательного мирного договора будут смягчены".[52; с.136] К. Энкель обратился к конференции также с просьбой о послаблении экономических условий мирного договора.
26 августа 1946 г. финляндская делегация представила Парижской мирной конференции письменные замечания финского правительства к проекту мирного договора. Предложений относительно пересмотра территориальных постановлений мирного договора в них не содержалось. В замечаниях к военным статьям финляндская делегация просила об увеличении тоннажа военно-морского флота (с 10 тыс. до 20 тыс. т) и об увеличении численности военно-воздушных сил (с 60 до 120 самолетов).[22; с.116] Финляндская делегация просила также о сокращении репарационных платежей с 300 млн. до 200 млн. долл.[59; с.253]
Замечания финляндской делегации не были приняты во внимание Парижской мирной конференцией. 10 февраля 1947 г. в Париже состоялось подписание мирного договора с Финляндией.
Мирный договор был ратифицирован Советским Союзом 15 сентября 1947 г.
Не смотря на предполагаемую оккупацию страны Советским Союзом или возможного захвата власти финскими коммунистами Финляндия не стала государством-сателлитом, политический контроль в котором осуществлялся бы промосковскими коммунистами. Финляндия смогла сохранить свои демократические традиции и связи со странами Запада. В этом году (1947) фактически была создана модель для дальнейшего развития Финляндии на ближайшие 10 лет.
Историки приводят много аргументов, объясняющих, почему Финляндия не была "советизирована", как все остальные страны, имевшие границы с Советским Союзом и участвовавшие в войне. Важным представляется следующий аргумент: коммунисты Финляндии никогда не получали решительной поддержки от Советского Союза.[14; с.126] Внешняя политика Паасикиви удовлетворяла советскую потребность в безопасности. Таким образом, советская политика по отношению к Финляндии основывалась на курсе Паасикиви, а не на курсе коммунистов.
Внешняя политика Финляндии в 1947-1948гг. Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР.
Вторая половина 1940-х годов не без основания называется в Финляндии "годы опасности". Стране пришлось дорого заплатить за участие в войне против Советского Союза на стороне Германии. По соглашению о перемирии, подписанному в Москве 19 сентября 1944 г. и определявшему условия выхода Финляндии из войны, она вынуждена была уступить Советскому Союзу значительную территорию, демобилизовать армию, передать в долгосрочную аренду СССР район Поркка-ла-Удд недалеко от Хельсинки для создания там военной базы и выплатить 300 млн. долл. репараций.[59; с.260] Более того, в Хельсинки прибыла СКК для наблюдения за выполнением условий перемирия, возглавлявшаяся членом Политбюро ЦК ВКП(б) А.А. Ждановым и находившаяся фактически под полным контролем советской стороны.
Внешняя политика Финляндии в этот период определялась, помимо давления просоветского "лобби", убеждением большинства финских политиков, сформировавшимся на основе горького опыта двух войн, в необходимости хороших отношений с СССР для выживания страны, а также ее статусом "побежденной" - ведь именно от СССР зависели условия будущего мирного договора. И этот договор, заключенный в Париже 10 февраля 1947 г., полностью удовлетворял советским интересам - он закреплял все "территориальные" статьи Соглашения о перемирии, ограничения в области вооруженных сил, положения о "демократизации" страны и запрет на антисоветскую пропаганду. Казалось бы, опасения Сталина в отношении Финляндии, заставившие его в 1939 г. напасть на маленького соседа, должны были рассеяться. Однако этого не произошло. В условиях растущего противостояния с Западом мирный договор уже не казался советскому руководству достаточной гарантией влияния на Финляндию после восстановления дипотношений и неизбежного роспуска СКК. Практически одновременно с подписанием договора Жданов в ходе "прощального" визита в Хельсинки недвусмысленно предостерег финское руководство от "перемен" во внутренней и внешней политике, которые могли бы породить у СССР "сомнения и чувство неопределенности".[36; с.176]
Уже через несколько месяцев Москва продемонстрировала решительность своих намерений. Конфликт возник из-за стремления Финляндии, чья экономика находилась в довольно тяжелом состоянии, получить экономическую помощь США в рамках "плана Маршалла".
5 июня 1947 года посол СССР в Финляндии передал министру иностранных дел Финляндии Энкелю записку, в которой план Маршалла был назван «посягательством США на независимость стран Европы».[52; с.233] Когда президент Финляндии Паасикиви передал дело на рассмотрение внешнеполитической комиссии парламента, зампредседателя наблюдательной комиссии Савоненков объявил, что советское правительство полагает, что Финляндии стоит отказаться от участия в конференции по обсуждению плана Маршалла.[30; с.64]
Несмотря на то, что парламент большинством голосов одобрил участие Финляндии в Парижской конференции по обсуждению плана Маршалла, президент Паасикиви все же склонил членов парламента к принятию отрицательного решения. Финляндия сильно нуждалась в экономической помощи, и финны еще долго не могли простить СССР, что Финляндию лишили возможности получить такую помощь, которую получила, например, Швеция, которая практически не пострадала в войне - всю войну Швеция оставалась нейтральной, ее территория не была оккупирована немцами (в отличие от Дании и Норвегии). Немецким войскам было предоставлено право транзитного прохода через территорию Швеции и немецкому флоту - право пользования по необходимости шведскими территориальными водами. Швеция продавала Германии железную руду, необходимую для производства оружия.
Паасикиви опасался, что в результате отказа Финляндии от участия в конференции по обсуждению плана оказания экономической помощи могут ухудшиться отношения с западными странами, что повлияет на возможности получения кредитов. Однако опасения оказались напрасными. Необходимые для восстановления экономики кредиты были предоставлены Финляндии банками США..В начале июля 1947 г., узнав о предварительной позитивной реакции Хельсинки на американское предложение, советская сторона оказала на правительство Финляндии сильнейшее давление по всем линиям - по дипломатическим каналам, через премьер-министра М. Пеккала -представителя ДСНФ(Демократический союз народа Финляндии) - и через коммунистов в правительстве и парламенте.[59; с.287] Поскольку подписанный в Париже мирный договор еще не был ратифицирован, президенту Финляндии Ю.К. Паасикиви пришлось уступить и отказаться от участия в плане Маршалла.
Этот успех вызвал в Москве двоякую реакцию: с одной стороны, казалось, подтверждались ее опасения относительно стремления Финляндии к большей самостоятельности во внешней политике; с другой - успех советского демарша продемонстрировал действенность отработанной Ждановым схемы - внешнего давления в сочетании с опорой на просоветские силы. Результатом этого стала идея крепче "привязать" Финляндию к СССР дополнительными обязательствами.
Поэтому МИД СССР весьма оперативно отреагировал на поступившее 19 сентября 1947 г. - сразу после ратификации советско-финляндского мирного договора и окончательного обретения Финляндией "полноправного" статуса - предложение "левого" премьер-министра М. Пеккала о заключении между двумя странами пакта о взаимопомощи. Этот вопрос имел свою предысторию: весной-летом 1945 г. тогдашний президент Финляндии К.Г. Маннергейм и премьер-министр Паасикиви уже выступали с аналогичным предложением, надеясь с его помощью добиться скорейшего заключения мирного договора.[26; с.52]
Первый проект будущего договора, разработанный Пятым европейским отделом МИД, курировавшим Северную Европу, и представленный министру иностранных дел В.М. Молотову 29 октября 1947 г. назывался не просто договором о взаимопомощи, но и о "союзе".[30; с.71] Обязательство о взаимопомощи в случае войны или угрозы безопасности договаривающихся сторон было направлено не только против Германии и ее союзников, как в советско-польском договоре 1945 г., послужившем основой проекта, но и против "любого другого агрессивного государства".[30; c81] Любые ссылки на Устав ООН должны были быть исключены или стать предметом отдельного обсуждения. Неучастие в коалициях и союзах, направленных против любой из договаривающихся сторон, дополнялось отказом от "каких-либо обязательств, несовместимых с положениями настоящего договора". Устанавливался 20-летний срок действия соглашения.
По мере приближения срока начала переговоров от советской миссии в Хельсинки стали поступать все более настораживающие известия. Так, выяснилось, что Пеккала из "тактических соображений" не поделился своей идеей о договоре с президентом и парламентом.[36; с.179] Отсутствие согласия Паасикиви могло лишить советскую сторону важного преимущества: для придания договору хотя бы формальной добровольности необходимо было, чтобы инициатива исходила от Финляндии.
Худшие опасения советской стороны подтвердились, когда 5 ноября финляндская правительственная делегация прибыла в Москву для переговоров. Опытнейший политик Паасикиви, не видя теперь, после заключения мирного договора, необходимости в пакте о взаимопомощи и понимая, какую угрозу он представляет для самостоятельности Финляндии на международной арене, не только отказался предоставить Пеккала полномочия на ведение переговоров, но и категорически запретил даже упоминать об этом вопросе, пока он не будет поднят советской стороной.
В переговорах последовала двухмесячная пауза. МИД, очевидно по-прежнему рассчитывал добиться финской "инициативы", действуя через просоветское "лобби" в Хельсинки, не прибегая к официальным демаршам. Однако время шло, а все усилия левых не приносили результата.
Твердая позиция Паасикиви не оставляла Кремлю иного способа решить вопрос, кроме официального демарша на высшем уровне. И такой демарш последовал: 22 февраля 1948 г. Сталин направил президенту Финляндии личное письмо с официальным предложением заключить пакт о взаимопомощи, "аналогичный венгеро-советскому и румыно-советскому пакту".[31; с.65]
Одержанная Паасикиви тактическая победа, однако, не вселяла в него уверенности в конечном исходе. В Хельсинки понимали, что отклонить предложение Сталина они не могут. Попытки финнов обратиться за поддержкой к Англии и США оказались безуспешными. Западные державы давно уже решили, что не смогут помочь Финляндии в случае ее конфликта с СССР. Так, американский посланник в соответствии с инструкцией госдепартамента посоветовал финляндскому министру иностранных дел К. Энкелю обратиться с жалобой в ООН, где Советский Союз мог блокировать любое неугодное решение. Хуже того, советская миссия в Финляндии, не испытывая недостатка в конфиденциальных источниках информации, сразу же узнала о контактах Энкеля с "англосаксами", и Савоненков учинил по этому поводу настоящий скандал. Финляндии оставалось рассчитывать только на собственные силы.
Однако Паасикиви не собирался сдаваться. В своем ответе Сталину от 9 марта он, соглашаясь на переговоры в принципе, упомянул о сомнениях, высказанных депутатами сейма по поводу договора, о стремлении народа Финляндии "оставаться в стороне от международных конфликтов" и выражал надежду, что содержание пакта будет "подвергнуто всестороннему свободному обсуждению и дополнению".[31; с.82] Это был ясный намек на то, что финны не примут автоматически проект договора, аналогичный советско-венгерскому или советско-румынскому, а будут биться за каждую статью, стремясь максимально ограничить свои обязательства. О том же говорили и секретные финские документы (проект договора, экспертные оценки, меморандум Паасикиви о требованиях Финляндии к его содержанию), добытые Савонен-ковым через коммунистов.
Наконец, 5 апреля стороны пришли к окончательному компромиссу. В обмен на согласие с более точной и ограниченной финской формулировкой статьи о взаимной помощи и 10-летним сроком действия договора вместо предлагаемых советской делегацией 20 лет Молотов добился принятия важной с точки зрения Москвы статьи о консультациях в случае "угрозы агрессии", что давало возможность начать консультации о взаимопомощи еще до начала военных действий. У.К. Кекконену и заместителю министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинскому было поручено доработать преамбулу, и Молотов, озабоченный перспективами ратификации договора в сейме, согласился включить в нее "психологически важную" для финляндского общественного мнения, по выражению Кекконена, фразу о стремлении Финляндии "оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав" - фактическую декларацию ее нейтралитета в холодной войне.[36; с.184]
Подписанный 6 апреля 1948 г. в Москве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи стал основой отношений между двумя странами на весь период холодной войны. Поступившись частично свободой действий во внешней политике, Финляндия отстояла свою независимость и общественное устройство, заняв на международной арене особое место - нечто среднее между положением союзника СССР и "благожелательного нейтрала".[37; с.96] Условия договора, подписанного 6 апреля 1948 г., были для Финляндии, таким образом, исключительно выгодными, настолько, что Кекконен осмелился в присутствии Сталина в шутку назвать результат переговоров «диктатом Паасикиви».[22; с.114] Сам президент взял на себя обязательство сделать все возможное, чтобы договор был ратифицирован в парламенте, где его рассмотрение началось 28 апреля. Так что у СССР не было прямой выгоды вмешиваться во внутренние дела Финляндии до тех пор, пока, казалось, существовали явные возможности для того, чтобы Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи мог быть окончательно принят законным путем. Это существенный отправной момент, если задуматься о том, имелось ли на самом деле у коммунистов намерение, как о том ходили слухи, захватить власть в апреле 1948 г.
Интерес к Договору, проявляемый КПФ с 1947 г., с внутриполитической точки зрения проистекал из того, что в конфликтной ситуации этот договор предоставил бы возможность для оккупации Финляндии и насильственного изменения ее политической системы.[14; с.142] Коммунисты отдавали себе полный отчет в том, что они не могли прийти к власти без согласия и поддержки СССР. Ратификация Договора в парламенте относилась к числу их жизненно важных интересов, и они стремились обеспечить ее при помощи широких внепарламентских действий и были даже готовы взять в кольцо здание, в котором проходили заседания парламента.
Сценарий захвата власти был обнародован в статье, появившейся в воскресном номере «Суомен сосиалидемокраатти» 25 апреля 1948 г..[13; с.214] Главный редактор газеты Унто Варьонен позднее отмечал, что набросал ее еще на второй неделе марта, собираясь опубликовать впоследствии. Со своей стороны министр внутренних дел Лейно, впавший в немилость как советского руководства, так и КПФ, к тому времени уже предупреждал командующего армией генерала Сихво о проектах захвата власти, которые, как он говорил, имелись «справа».[14; с.156] Ведь руководство Государственной полиции (Валпо), контролируемой коммунистами, уверяло Лейно, что обнаружило бумаги годичной давности, в том числе об организации движения сопротивления.
Генерал Сихво отказался от своего уже согласованного участия в Московских переговорах о заключении Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и остался в Хельсинки для осуществления контроля за предписанными вооруженным силам мероприятиями по переходу в состояние боевой готовности. Как отмечал и президент после окончания Московских переговоров, имелись опасения, что законному порядку угрожали, скорее всего, коммунисты. Страх усиливали Пражские события. Хертта Куусинен обратилась к этим событиям в своей речи 24 марта в Мессухалли, а редактор газеты «Вапаа сана» самочинно озаглавил посвященную ее выступлению публикацию — «Путь Чехословакии — наш путь». В атмосфере напряженности, созданной Московскими переговорами, угроза была воспринята всерьез и вызвала неадекватную реакцию.[36; с.191]
Сихво, в числе первых предупредительных мер, должен был усилить охрану арсеналов вооруженных сил, на что обращал внимание и министр внутренних дел. В духе предписаний Соглашения о перемирии, о принятых мерах было также сообщено военному атташе СССР, у которого не нашлось на этот счет никаких замечаний. Позднее, в апреле, командующий организовал в Хюрюля, в окрестностях столицы, усиленную танками и пушками «экспериментальную группу», отрабатывавшую, в частности, тактику боевых действий в условиях крупных населенных пунктов. В момент, когда кризис достиг своей кульминации, к президентскому дворцу были направлены канонерские лодки «Уусимаа» и «Хямеенлинна», которые оставались там до тех пор, пока ситуация с ратификацией в парламенте не прояснилась.[14; с.160] Со своей стороны, полиция Хельсинки в ночь с 26 на 27 апреля была переведена на режим повышенной готовности, а склад оружия мобильной полиции, считавшейся неблагонадежной, был перемещен в бомбоубежище под Кафедральным собором.
Как рассказал Жданову генеральный секретарь КПФ Вилле Песси, неожиданно объявившийся в Москве 12 апреля, руководство Государственной полиции сообщило руководству партии, что правые вместе с иностранными пособниками планировали захват власти, чтобы не допустить ратификации Договора. В ЦК КПФ уже пришли к мысли о необходимости задержать кого-либо из наиболее видных участников заговора, за которыми, по мнению начальника Государственной полиции, стоял сам Паасикиви. От плана, однако, пришлось отказаться, как полагал Песси, потому, что «заговорщики узнали, что за ними следят».[31; с.96]
Генеральный секретарь сообщил, что центральный комитет его партии предложил предотвратить угрозу захвата власти путем организации митингов и проведения арестов «заговорщиков», но он (ЦК) не был уверен в успехе и просил СССР прибегнуть к «возможным мерам давления».[14; с.177] Жданов передал эту просьбу Сталину, прокомментировав ее в весьма беспощадных выражениях: «ЦК КПФ, как и прежде, занимает во всех важных вопросах неуверенную, оборонительную позицию, недооценивает силы своей партии и массового демократического движения, переоценивает реакционные силы, не стремится использовать по-настоящему имеющиеся внутренние возможности и чрезмерно уповает на внешнюю помощь со стороны СССР».[36; с.198] Песси пришлось вернуться домой ни с чем, поскольку Москва, по сути дела, не вмешалась в ситуацию. Авторы многочисленных публикаций, рассматривающие проекты захвата власти, которые, как утверждают, имели место весной 1948 г., не смогли представить ничего конкретного ни о планах крайне левых, ни о планах правых. Если дымовая завеса слухов о планах захвата власти и скрывала за собой огонь, то можно сказать, что речь шла скорее о небольших очагах сопротивления, чем о действительных попытках. Осуществление подобной попытки коммунистами делало невозможным то, что остававшийся лояльным по отношению к СССР министр внутренних дел Лейно, который стал объектом клеветы со стороны своих соперников в КПФ и нашел утешение в алкоголе, явно не желал помогать революционно настроенным членам своей партии в ниспровержении существующей общественной системы.
Кульминацией событий стало то, что на основании вотума недоверия, вынесенного парламентом 19 мая, Лейно был снят с поста министра внутренних дел из-за передачи СССР в 1945 г. заключенных.[14; с.180] Впрочем, коммунисты, которым Лейно порядком надоел, стали требовать заменить его другим представителем от КПФ. По всей стране были организованы демонстрации и забастовки. Опасались, что они даже приведут к переносу или отмене назначенных на июль парламентских выборов. Забастовочному движению, к удивлению организаторов, пришлось положить конец по совету из Москвы. Спустя два дня СССР заявил, что сокращает остававшуюся к выплате по военным репарациям сумму (147 млн. ам. долл.) наполовину.[14; с.185]
Это послабление следует рассматривать как уступку потерпевшим неудачу народным демократам, которые при подготовке к выборам выступили с предложением о сокращении военных репараций. Таким образом, СССР внес свой вклад в предвыборную борьбу, которая велась в атмосфере слухов о захвате власти, в большей степени, чем когда-либо, при содействии иностранных представительств и печати. Например, посланник Великобритании в Хельсинки признался своему министерству, что персонал посольства распространял среди рабочего населения пропагандистские материалы, но добавил при этом следующее: «Разбирательство, происходящее между коммунизмом и социал-демократией, нельзя считать сугубо внутриполитическим делом».[60; с.58]
Правительство К.А. Фагерхольма, сформированное 29 июля после трех недель переговоров, было воспринято как сенсация прежде всего потому, что в нем не было ни одного представителя от крайне левых. На Западе это сочли гарантией того, что Финляндия ушла с пути, ведущего к «народной демократии». Западные державы стали с большей лояльностью относиться к идее развития с Финляндией торговых отношений и предоставления ей кредитов. Как в Вашингтоне, так и в Лондоне впредь проводили четкое различие между ней и «странами-сателлитами».[61; с.49] Особое внимание было обращено на то, чтобы Финляндия смогла полностью погасить свои долги по военным репарациям, не испытывая при этом более никаких трудностей. Как уверял президента посланник США в Хельсинки: «Нам сейчас кажется, что особенно важно постоянно обращать внимание на благосостояние Финляндии».[60; с.72]
Глава 2. Формирование и развитие внешней политики Финляндии в 1950-1990-е гг.
2.1 Внешняя политика Финляндии в 1950 – 1970-е гг.
Полномочия, которыми была наделена Союзная Контрольная Комиссия, различными способами ограничивали суверенитет Финляндии. Присутствие СКК сказывалось и на связях Финляндии с заграницей. В конце 1944 г. в Хельсинки находились только три иностранные миссии; в 1945 г. число представительств Финляндии за границей было наименьшим — пять. Однако после окончания войны дипломатические отношения быстро восстанавливались, и в конце 1945 г. Финляндия обменялась миссиями с шестью странами, в частности с СССР, Францией и США.[52; с.241] Вновь было открыто и представительство в Лондоне, но Великобритания четко следовала принципу, согласно которому возврат к нормальным дипломатическим отношениям стал возможен только после подписания в 1947 г. окончательного мирного договора.
Уже при подготовке Парижского мирного договора Финляндии пришлось столкнуться с послевоенной реальностью, — «холодной войной». Отказываясь от помощи, предусмотренной программой послевоенного восстановления Европы, «планом Маршалла», инициатором которой выступили США, но которой противился СССР, правительство сослалось на стремления Финляндии оставаться вне противоречий между великими державами. Это решение было тем более понятным, если иметь в виду то, что мирный договор еще не был ратифицирован и СКК по-прежнему работала в Финляндии.
О стремлении Финляндии к нейтралитету удалось упомянуть в преамбуле к Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанному с СССР в 1948 г. (Договор 1948 г.). Значение этого Договора как отправной точки для установления новых отношений между соседними государствами определялось, прежде всего, тем, что СССР получил гарантии безопасности своей северо-западной границы, каких до второй мировой войны Финляндия была не способна дать. По Договору Финляндия взяла на себя обязательства всеми силами, в случае необходимости при поддержке СССР, защищать свою территорию, чтобы через нее нельзя было осуществить нападение на Советский Союз (ст. 1).[36; с.204] Финляндия также обязалась, если бы того потребовала ситуация, проводить военные консультации со своим партнером по Договору с тем, чтобы предотвратить нападение (ст. 2).[36; с.204] Зато ее войска не могли быть использованы для поддержки СССР за пределами государства, и Финляндия не должна была ориентироваться на СССР в своей внешней политике.
Договор 1948 г. вместе с Парижским мирным договором четко определил принципы, в соответствии с которыми следовало развивать отношения между Финляндией и СССР. На преемственность этих отношений указывает то, что Договор был трижды заблаговременно возобновлен — в 1955, 1970 и 1983 гг. и после развала СССР он еще некоторое время оставался в силе в неизменном виде.
С наступлением мира правительство Финляндии в течение долгого времени не было осведомлено относительно своих возможностей в сфере внешнеполитических отношений. На первых порах у него отсутствовали и средства для поддержания международных контактов. Финляндии пришлось наблюдать со стороны не только за развитием сотрудничества между Скандинавскими странами, но и за работой совещаний многих международных организаций, право на участие в которых давало Финляндии ее членство в них. Так, например, она не участвовала, в работе Ассамблеи Международной организации труда (МОТ), созванной осенью 1945 г., и в проходившей вскоре после нее в Женеве Европейской экономической конференции. Казалось, Финляндия проявляет чрезмерную осторожность, опасаясь негативной реакции со стороны СССР.
Сразу после ратификации Парижского мирного договора финны полагали, что Финляндия, как и другие бывшие союзники Германии, добившиеся нормализации своих отношений с союзными державами, была вправе незамедлительно стать членом ООН. Для прояснения этого вопроса МИД Финляндии вошел в непосредственный контакт с Генеральным секретарем ООН, который дал ход заявлению Финляндии с просьбой принять ее в эту организацию.[61; с.64] Однако Восток и Запад в то время уже находились в состоянии «холодной войны», в связи с чем в ООН опасались, что появление новых членов может поставить под угрозу существующий баланс сил. Прошло целых восемь лет, прежде чем благодаря компромиссу, достигнутому между СССР и его противниками, Финляндия смогла стать членом этой всемирной организации.
Хотя после заключения Парижского мирного договора правительству удалось остаться в стороне от таких проектов сотрудничества, участвуя в которых ему пришлось бы занять определенную позицию в отношении противоречий между великими державами, постепенно Финляндия вернулась к официальным и неофициальным связям, которые она поддерживала ранее, например, к работе в МОТ и Межпарламентском союзе (МС). К тому же она вошла в различные подчиненные ООН организации, кроме ЮНЕСКО. Первым крупным международным совещанием, организаторами которого выступали финны, стала III Всемирная лесная конференция, проведенная в Хельсинки в июле 1949 г. по предложению правительства Финляндии.[22; с.136] Отмена виз в пределах североевропейского региона в том же году, со своей стороны, облегчила передвижение финнов за границей.
В сентябре того же года Финляндия — единственная страна из числа потерпевших поражение во второй мировой войне — полностью рассчиталась со своими долгами СССР по военным репарациям. После этого в Финляндии вздохнули с облегчением, ведь нарушение обязательств, связанных с выплатой репараций, могло привести к различным ответным мерам Москвы.
Событием, важным в политическом отношении, стали проведенные в Хельсинки Олимпийские игры 1952 г., в которых СССР участвовал впервые в истории игр. Делегация СССР также впервые приняла участие в организованном спустя три года в Хельсинки совещании Межпарламентского союза.
1955 год, положивший начало первому периоду разрядки, во многих отношениях был поворотным с точки зрения международного положения Финляндии. СССР, согласившись возвратить Финляндии территорию Порккала-Удд (что, как считал президент Паасикиви, создает предпосылки для финляндского нейтралитета), без всяких возражений отнесся к вступлению Финляндии в созданный тремя годами раньше Северный совет.[31; с.220] В рамках пакета решений, принятых в декабре 1955 г., Финляндия стала членом ООН.
В силу своих обязательств по Договору 1948 г. уже спустя год после его заключения Финляндия оказалась в щекотливой ситуации, когда Норвегия и Дания присоединились к военной организации Североатлантического договора (НАТО). Благоприятным стечением обстоятельств для Финляндии стало то, что Швеция решила остаться нейтральной и укреплять свою оборону собственными силами. В кругах политологов долгое время говорили о так называемом «северном балансе», согласно которому «смещение СССР на финляндском направлении» к западу вызвало бы в качестве ответной реакции присоединение Швеции к НАТО, и наоборот.[63; с.59]
Казалось, что Финляндия в этой ситуации была заинтересована в возврате к соотношению сил, доминировавшему на севере Европы до 1949 г., как было предложено Кекконеном, в ту пору премьер-министром, в его так называемой речи «из кармана пижамы», проект которой он набросал в январе 1952 г., находясь в больнице. В этой речи Кекконен, преследуя собственные внутриполитические цели, по сути, впервые прибег к внешнеполитическим средствам (как он признавался президенту Паасикиви, «речь, касающаяся мира, могла бы отвлечь умы от цен на хлеб»).[22; с.139] Картину дополняло также то, что премьер-министр не осмелился выступить с нею, не обсудив вначале ее содержание с представителем СССР в Хельсинки. Со своей стороны тот понял, что предложение Кекконена о выходе Норвегии и Дании из НАТО не означало того, что Финляндия расторгла бы Договор 1948 г.
Именно то, что в Договоре 1948 г. Финляндия взяла на себя обязательство бороться против возможной агрессии со стороны своего «последнего противника времен второй мировой войны» — Германии или «любого союзного с ней государства», сделало ее положение проблематичным позднее, когда ФРГ начали перевооружать и интегрировать с Западом.[37; с.122] На ситуацию в Германии ссылались уже в связи с кризисом 1958 г. — «ночными заморозками». Тремя годами позже в условиях «нотного кризиса» она стала объектом еще более явного внимания: в коммюнике, принятом по итогам переговоров в Новосибирске, говорится «об отражении возможной агрессии со стороны германских милитаристов в бассейне Балтийского моря... через Финляндию».[59; с.293]
После того как президентом стал Кекконен, отношения между Финляндией и СССР, в отличие от периода президентства Паасикиви, начали развиваться непосредственно на высшем уровне. Однако после визита в Финляндию Председателя Президиума Верховного Совета К.Е. Ворошилова в 1956 г. на очереди вначале был ответный визит в СССР премьер-министра К.-А. Фагерхольма. Историческое значение этого визита состоит в том, что в коммюнике, опубликованном 2 февраля 1957г. по его итогам, СССР впервые констатировал, что «проводимая Финляндией миролюбивая и нейтральная внешняя политика, стремящаяся к миру, а также дружественные отношения, поддерживаемые ею со всеми странами, в свою очередь ценным образом содействуют обеспечению международного мира».[52; с.237] Эта характеристика финляндского нейтралитета, получившая признание во времена Хрущева, сохранялась в текстах коммюнике, которые принимались по итогам визитов в течение следующих 14 лет, пока, по предложению советской стороны, ее не заменили ссылкой на Договор 1948 г.
Собственно, личное взаимопонимание между Кекконеном и Хрущевым впервые было достигнуто во время визита последнего вместе с тогдашним премьер-министром Николаем Булганиным в Финляндию в июне 1957 г. Президент Кекконен в качестве «подарка», полученного во время его первого официального визита в СССР в мае следующего года, привез в страну, в частности, известие о том, что у Финляндии есть возможность получить от восточного соседа заем на сумму 0,5 млрд. руб. под низкие проценты и заказы на строительство.[32; с.216] Наиболее важными строительными объектами должны были стать сталеплавильный завод в городе Раахе и поставляющий туда руду из Советской Карелии горнодобывающий центр в городе Костамукша.
Еще более значимым был неожиданный визит Хрущева в Финляндию в связи с 60-летием президента Кекконена в сентябре 1960 г. В ходе бесед, состоявшихся во время визита, в принципе было достигнуто взаимопонимание относительно того, как Финляндия могла бы обеспечить свои интересы на жизненно важных для нее рынках в границах интегрирующейся Европы. В итоге остановились на ассоциированном членстве в ЕАСТ на следующем условии: стабильное развитие «восточной торговли» должно быть гарантировано путем предоставления Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования, аналогичного тому, какой Финляндия предоставила странам — членам ЕАСТ.[30; с.201] Полноправным членом ЕАСТ Финляндия стала только в 1986 г.
В Финляндии надеялись, что ассоциированное членство в ЕАСТ окажет столь же благоприятное воздействие на правые круги, противостоявшие Кекконену, как и его официальные визиты, в частности в Великобританию и США. В коммюнике, принятых по итогам этих визитов, подчеркивалось, что в этих странах «уяснили» политику нейтралитета, проводимую Финляндией. Признание на Западе политики финляндского нейтралитета вменялось в заслугу именно Кекконену, хотя, например, Вашингтон квалифицировал Финляндию как нейтральное государство еще в середине 1950-х годов. Первое впечатление, которое высокий финляндский гость произвел на Джона Ф. Кеннеди, оказалось весьма благоприятным, по крайней мере у него не возникло сомнений относительно способности Кекконена удерживать Финляндию на правильном курсе.
В ходе визита в США Кекконен выступил в Нью-Йорке 19 октября 1960 ujlf на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью, которая была исторической уже хотя бы потому, что глава финляндского государства никогда ранее не выступал во всемирной организации. Весомым было и само содержание речи Кекконена: «Наша политика нейтралитета, как мы неоднократно заявляли, нацелена на то, чтобы вывести Финляндию за пределы внешнеполитических спекуляций. Мы благодарны за то признание, которое везде получили наше стремление к независимости, жизненная сила нашей демократии и наша любовь к миру».[22; c.164]
В связи с расколом в стане социал-демократов также имелись явные признаки вмешательства иностранных держав во внутренние дела Финляндии. Как подтвердил в своих воспоминаниях президент М. Койвисто, в то время как АС при содействии СССР оказывал поддержку своим сторонникам, Организация профсоюзов Финляндии (ОПФ), созданная правым крылом в СДПФ, во главе которого стоял В. Лескинен, получала финансовую помощь от Запада.[32; c/218] Вряд ли было случайностью то, что именно в 1962 г., который стал годом разрешения «нотного кризиса», впервые в средствах массовой информации появился термин «финляндизация». В целом под «финляндизацией» подразумевались ограничения, которые некое сильное государство устанавливает в отношении права более слабого соседнего государства на самоопределение.
Президент Кекконен в речи, с которой он выступил в парламенте в конце декабря 1961 г. в атмосфере, возникшей после «нотного кризиса», отметил, что финляндский нейтралитет предполагает выполнение четырех условий: 1) иностранные державы признают его; 2) они доверяют ему; 3) собственный народ поддерживает его и 4) у Финляндии имеются достаточные возможности для отражения попыток нарушить ее нейтралитет.[22; с.173]
Идея усиления обороноспособности Финляндии находилась в стадии разработки уже в 1950-е годы, но одним из препятствий для ее воплощения в жизнь считались установленные Парижским мирным договором ограничения, касавшиеся численности личного состава вооруженных сил и количества современного вооружения. В связи с закупками оружия, начатыми после «нотного кризиса», считали необходимым уточнить эти ограничения. После того как и западные страны, подписавшие Парижский мирный договор, согласились с его новым толкованием, в начале 1963 г. Финляндия впервые смогла заказать большую партию ракетного оружия, иметь которое ранее ей было запрещено. Его закупили в равных частях на Востоке и на Западе, главным образом в Великобритании.
В коммюнике, принятом по итогам встречи в Новосибирске 24 ноября 1961 г., говорилось, что Хрущев высказал Кекконену пожелание относительно того, чтобы «правительство Финляндии, со своей стороны, наблюдало за политическим развитием на севере Европы и в бассейне Балтийского моря, предоставляя по мере надобности советскому правительству свои соображения о необходимых мероприятиях».[36; с.211] Ссылаясь на него, во время визита Кекконена летом 1962 г. советское руководство завело речь о создании безъядерной зоны на севере Европы, о чем посол СССР в Хельсинки А. В. Захаров говорил президенту еще в марте того же года.[36; с.215]
В соответствии с идеей о создании безъядерной зоны страны Северной Европы, включая Финляндию, должны были бы признать существующее положение и взять на себя обязательство и в будущем запрещать размещение и использование ядерного орудия на своей территории. СССР заявил бы, что готов со своей стороны взять на себя обязательство относиться к территории, входящей в зону, как к находящейся вне сферы воздействия ядерного оружия — при условии, что западные державы, обладающие таким оружием, возьмут на себя соответствующее обязательство. Когда Кекконен во время своего визита в Югославию в мае 1963 г. узнал, что Генеральный секретарь ООН положительно отнесся к предложению маршала Тито провозгласить Балканы безъядерной зоной, он решил принять предложение Москвы о том, чтобы Финляндия выступила с инициативой создания безъядерной зоны на севере Европы.[22; с.184] Эта инициатива была высказана в речи президента.
На Западе, включая Норвегию и Данию, входящих в НАТО, инициативу отвергли, сославшись на то, что оборона двух упомянутых Скандинавских стран строилась на концепции ядерного сдерживания, составлявшей стратегическую основу западного военного союза. Провозглашение европейского Севера безъядерной зоной означало бы, что оборону этих двух стран—членов НАТО следовало бы организовать иным образом, для чего у НАТО не было возможностей. И в Швеции предложение Кекконена встретили без особого воодушевления, тем более что он выступил с ним, не проконсультировавшись с западным соседом.
Все же план создания безъядерной зоны на севере Европы остался ждать своего часа, и Кекконен вновь сделал соответствующее предложение в лекции, с которой он выступил спустя 15 лет в Стокгольме. Президент «пожимал плечами» в ответ на утверждения, что он делает его, будучи «сторожевым псом» СССР.[52; с.240] Он подчеркивал, что безъядерная зона на севере Европы, равно как и аналогичные зоны, которые планировалось создать в других регионах Европы, в частности, по инициативе министра иностранных дел Польши Адама Рапацкого, отвечала бы жизненно важным интересам всех стран, входящих в зону, а не только Финляндии.
Когда в следующем, 1964 г. Хрущев ушёл с политической арены, Кекконен, поддерживавший с ним личные дружеские, отношения, поспешил завязать соответствующие доверительные отношения с новым советским руководством. Международное положение, с финляндской точки зрения, вновь начинало внушать тревогу, поскольку план создания многосторонних ядерных сил (МЯС), к разработке которого приступили в западном военном блоке, казалось, открывал и для западных немцев возможность получить доступ к ядерному оружию. Президенту предоставилась возможность встретиться с новыми хозяевами Кремля, когда в феврале 1965 г. он возвращался через СССР из Индии, которую посетил с официальным визитом. Он удивил внешний мир заявлением о том, что его критическое отношение к МЯС-плану не противоречит линии нейтралитета, которой он на этот раз дал следующее определение: «Мы можем поддерживать наш нейтралитет только при условии сохранения мира в Европе».[22; с.206]
Заявление вызвало критику, поскольку было истолковано следующим образом: финляндский нейтралитет действует только в мирное время. Столь же прохладно была воспринята на Западе речь Кекконена, с которой он выступил в ноябре того же года. В ней он предложил поддерживать состояние мира на границе между Финляндией и Норвегией на основании заключения двустороннего договора на случай возможного конфликта между сверхдержавами. Эта речь вновь была истолкована как вмешательство во внутренние дела другой североевропейской страны в ущерб ее безопасности, поскольку на Западе считали, что Кекконен выступил с нею по поручению советского руководства.
Для торгово-политических решений, принятых Финляндией после отказа от помощи по «плану Маршалла», было характерно то, что они не предполагали уступок в области внешней политики. Также привлек внимание тот факт, что в начале 1969 г. президент Кекконен был готов одобрить вступление Финляндии в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая взяла на себя задачу продолжить (хотя и в делах иного рода) работу Организации Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в свое время для распределения помощи, предоставлявшейся по «плану Маршалла». В Хельсинки теперь были склонны пренебречь политическим риском, связанным с членством в ОЭСР, ради экономических выгод, которые сулило вступление в эту организацию, прежде всего ради доступа к информации, предоставляемой ОЭСР.
В Финляндии в 1960-е годы надеялись на то, что развитие сотрудничества между странами Северной Европы могло бы компенсировать потери от неучастия Финляндии в западноевропейской интеграции. Подписанный в Хельсинки в 1962 г. договор о сотрудничестве, нацеленный на достижение целесообразного разделения труда между странами Северной Европы, казалось, наметил путь к разрешению на интеграционной основе целого ряда вопросов — помимо правовых, социальных и касающихся развития образования и транспорта, также экономических. С планом экономического сотрудничества североевропейских государств — «Нордэк», к разработке которого приступили в 1968 г. по инициативе Дании, в Финляндии поначалу связывали надежды на то, что вместо ЕАСТ, воспринимавшейся как некое несерьезное и случайное образование, он мог бы служить противовесом Европейскому сообществу, членами которого еще не стали и датчане.
План был уже отшлифован и готов для подписания, когда в декабре 1969 г. ЕЭС предоставило как Дании, так и Норвегии возможность стать членами торгового союза. Учитывая этот факт, в начале следующего года премьер-министр Койвисто, руководивший с финляндской стороны переговорами по «Нордэку», счел за лучшее не подписывать договор, поскольку его могли посчитать мостом, ведущим к наднациональному европейскому экономическому сотрудничеству. Кроме того, существовала причина опасаться, что он поставит под удар отношения с СССР. Впоследствии отказ Финляндии от участия в плане «Нордэк» связывали с внутриполитическими причинами, в том числе с тем, что Койвисто боялся «получить подножку» от своих конкурентов, использовавших в своей игре «восточные связи».[23; с.99]
После отрицательного ответа Финляндии, вызвавшего сильное раздражение не только в Скандинавских странах, но и в самой Финляндии, ей следовало принять решение относительно своих торговых отношений непосредственно с ЕЭС. Решение было не из легких, так как экономическому сотрудничеству с ЕЭС сопротивлялись во всех правительственных партиях, а также в левом крыле СДПФ (причем это сопротивление по большей части носило эмоциональный характер). Уже по этой причине торговый договор, подписанный с ЕЭС в 1973 г., следовало сообразовать с реальностью «восточных связей». Не только СССР, но и другим социалистическим странам—членам СЭВ был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, аналогичный тому, какой Финляндия предоставила по договору с ЕЭС странам—членам Европейского экономического сообщества.
Прагматичной политике нейтралитета, проводимой Финляндией, было свойственно то, что она стремилась строить свои отношения с так называемыми «разделенными государствами», такими, как Германия, Корея и Вьетнам, только в практической плоскости, избегая при этом их официального признания. В наиболее «близком» и сложном случае, касавшемся отношений с Германией, этому принципу следовали уже с 1949 г. Как в Восточной, так и в Западной Германии были открыты консульства, в которых консул получил себе в помощь достаточный штат сотрудников, занимавшихся консульскими и внешнеторговыми делами. Несмотря на давление на Хельсинки со стороны Москвы, которое временами было сильным, Финляндия ссылалась на свой статус нейтрального государства и не соглашалась признать тогдашние ФРГ и ГДР.
С изменением ситуации, чему способствовала разрядка международной напряженности, когда в 1972 г. обе Германии заключили договор о взаимном признании, правительство Финляндии заявило, что готово к переговорам о признании обеих стран и развитии нормальных отношений с ними. Договор был подписан в следующем году, хотя вторая часть предложенного Финляндией пакета решений — просьба о том, чтобы оба государства со своей стороны согласились возместить ущерб, причиненный Финляндии германскими войсками в период войны в Лапландии, — была отвергнута как в Бонне, так и в Восточном Берлине.
Углубление процесса разрядки в международных отношениях, способствовавшее разрешению германского вопроса, создало благоприятную ситуацию и для созыва Совещания по безопасности в Европе, чего СССР тщетно пытался достичь с 1954 г.,т.к. президент Кекконен опасался, что инициатива такого рода скомпрометирует Финляндию как нейтральное государство.
Однако, когда в апреле 1969 г. СССР предложил всем европейским государствам вновь приступить к активной подготовке к созыву Совещания по безопасности, правительство Финляндии неожиданно предложило начать подготовку без предварительных условий. Отношения между Западом и Востоком в результате разрядки ре