SWOT-матрица как метод исследования факторов внешней и внутренней среды организации

 

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудно могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, какугрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. [5, c.88]

Довольно известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила-strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица - SWOT, которая имеет следующий вид:

 

  Возможности 1. 2.. Угрозы 1. 2..
Сильные стороны 1. 2..  Поле “Сила и Возможности”  Поле “Сила и Угрозы”
Слабые стороны 1. 2..  Поле “Слабость и Возможности”  Поле “Слабость и Угрозы”

 

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: поле “СИВ” (сила и возможности); поле “СИУ” (сила и угрозы); поле “СЛВ” (слабость и возможности); поле “СЛУ” (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. [3, с. 198-200]

внутренняя внешняя среда прямой


2. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО "Кижмола"

 

Торговое предприятие "Кижмола", организационно-правовая форма - Общество с ограниченной ответственностью, образовано в результате внесения личных денежных вкладов. Предприятие зарегистрировано Постановлением главы Администрации Ленского района Архангельской области от 27 января 1995 года.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в любых финансово - кредитных учреждениях банка, печать со своим наименованием. Общество вправе от своего имени заключать договоры; приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности; быть истцом и ответчиком в Арбитражном народном суде; обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цены, оплаты труда, распределения чистой прибыли.

Организация сосредоточена на создании определенных товаров и услуг, поэтому ее главной целью является рентабельность (прибыльность) и производительность.

Основными задачами Общества является удовлетворение общественных потребностей населения в товарах и услугах, реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов участников. (Приложение I)

В целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами ООО "Кижмола" на договорной основе осуществляет следующие виды деятельности:

предоставление широкого перечня услуг населению.

оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления за рубли, свободно конвертируемую валюту.

организация производства и реализация продукции общественного питания в случае рентабельности данных предприятий.

осуществление торгово-закупочной деятельности внутри страны и за рубежом,

занимается хлебопечением, обеспечивает хлебом населенные пункты.

оказывает посреднические услуги.

Высшим органом управления Общества является Собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью Общества и исполнение решений собрания учредителей осуществляет директор, избранный собранием учредителей сроком на три года. Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия, избираемая собранием учредителей или независимая аудиторская организация на договорной основе. Штат управления формируется из квалифицированных работников. Требования к работнику очень высоки: он должен знать конъюнктуру рынка продовольственных и непродовольственных товаров, изучить спрос покупателей, уметь принимать необходимые решения.

 

Схема 1 - Структура организации ООО "Кижмола".

 

Организационная структура показывает все взаимосвязи между частями организации. С помощью неё определяется состав и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разрабатываются регламентируемые процедуры, документы, положения, закрепляющие и регулирующие управляющие формы и методы.

Оплата труда в предприятии осуществляется согласно штатному расписанию, которое включает в себя структурное подразделение, профессии, количество штатных единиц, оклад или тарифную ставку, надбавки и месячный фонд заработной платы. Оно помогает регулировать фонд оплаты и стимулировать производительность труда работников.

Основными направлениями деятельности ООО "Кижмола" являются розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления, а также выработка хлеба и хлебобулочных изделий и реализация его через торговые объекты своей сети магазинов и сторонних организаций. ООО "Кижмола" имеет семь розничных магазинов и две хлебопекарни в Ленском районе Архангельской области. [14]


3. Анализ основных производственных и экономических показателей ООО "Кижмола"

 

Основным видом деятельности ООО "Кижмола" является розничная торговля. Выручка от реализации товаров по основной деятельности в 2004 году составила 13446 тыс. руб. (без НДС), что составляет 92% от общей суммы реализации. Прибыль от основной деятельности составила 41,8 тыс. руб. Розничная торговля переведена на уплату ЕНВД (единый налог на временный доход). Прибыль от производства хлеба составила 60,4 тыс. руб. Дивиденды выплачиваются только по итогам календарного года по решению общего Собрания учредителей. Из своих доходов в 2004 году были выплачены дивиденды за 2003 год в сумме 25 тыс. руб. Премия по итогам 2003 года составила 25 тыс. рублей.

В 2005 году выручка от реализации товаров по основной деятельности составила 15889 тыс. рублей (без НДС), что составляет 92,7% от общей суммы реализации. Прибыль от производства хлеба составила 57,9 тыс. руб. Из своих доходов в 2005 году были выплачены дивиденды за 200 год в сумме 25 тыс. руб. Премия по итогам 2004 года составила 25 тыс. руб.

В 2006 году выручка от реализации товаров по основной деятельности составила 17032 тыс. рублей. Себестоимость проданных товаров, продукции составила в 2004 году 10211 тыс. руб., в 2005г. - 12289 тыс. руб., в 2006г. - 12982 тыс. руб. Валовая прибыль равна в 2004, 2005, 2006 годах 3235, 3774, 4050 тыс. руб. Коммерческие расходы: в 2004г. - 3153 тыс. руб., в 2005г. - 3659 тыс. руб., в 2006г. - 4345тыс. руб. Чистая прибыль равна 82 тыс. руб., 115 тыс. руб., а в2006 г. Был убыток в организации 295 тыс. руб. Фонд оплаты труда составил 2145, 2427, 2473 тыс. рублей соответственно в 2004, 2005, 2006 годах.

Основные производственные и экономические показатели представлены в таблицах.

Состав и структура выручки от продажи продукции и оказываемых услуг показаны в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Состав и структура выручки от продажи продукции (работ, услуг).

№ п. /п. Вид деятельности (продукции, товаров, услуг)

2004

2005

2006

2006г. К 2004г., %
    Тыс. Руб. % Тыс. Руб. % Тыс. руб. %  
1. Розничная торговля 13446 89,89 15889 88,48 17032 94,94 126,67
2. Производство хлеба 1077 7, 20 1152 6,42 _ _ _
3. Аренда техники 332 2,22 631 3,51 631 3,52 190,06
4. Аренда помещений 104 0,70 286 1,59 276 1,54 265,38
5. ИТОГО: 14959 100,0 17958 100,0 17939 100,0 582,11

 

Из таблицы видно, что к 2006 году розничная торговля возросла с 13446 тыс. руб. до 17032 тыс. руб., а в процентном соотношении с 89,89% до 94,94%. Производство хлеба занимает второе место по основному виду деятельности. В 2006 году выпечки хлеба не происходило. От аренды техники и помещений ООО "Кижмола" имеет небольшую выручку, потому что это не основной вид деятельности. В итоге вся выручка от продаж и оказываемых услуг составила в 2004г. - 14959 тыс. руб., в 2005г. - 17958 тыс. руб., в 2006г. - 17939 тыс. руб.

 

Таблица 2 - Трудовые ресурсы организации и эффективность их использования.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006г. К 2004г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 13446 15889 17032 126,67
2. Среднесписочная численность работников, чел. 37 38 38 102,7
3. Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. руб. 55,32 63,87 65,08 117,64
4. Чистая прибыль, тыс. руб. 881 755 458 51,99
5. Получено прибыли, тыс. руб. на 1 работника 23,81 19,87 12,05 50,61

 

Таблица 2 показывает, что среднегодовая заработная плата составляет в 2004 году - 55,32 тыс. руб., в 2005 году - 63,87 тыс. руб., а в 2006 году возросла до 65,08 тыс. руб. Чистая прибыль снизилась с 881 тыс. руб. до 458 тыс. руб. в связи с тем, что происходили необходимые издержки в предприятии.

 

Таблица 3 - Динамика численности работников, их состава и структуры.

Категория работников

2004 г.

2005г.

2006г.

2006 г. К 2004 г., %
  Чел. % к итогу Чел. % к итогу Чел. % к итогу  
Весь персонал 38 100,0 38 100,0 39 100,0 102,63
В том числе: 1. Производственный персонал 1.1 Рабочие 1.2 Служащие В том числе: 1.2.1 Руководители 1.2.2 Специалисты 2. Непроизводственный персонал  30 7 23 14 9 8  78,95 18,42 60,53 36,84 23,68 21,05  31 7 24 15 9 7  81,58 18,42 63,16 39,47 23,68 18,42  32 7 25 15 10 7  82,05 18,42 64,10 39,47 25,64 17,95  106,67 100 108,7 107,14 111,11 87,5

 

Весь персонал работников состоит из производственного и непроизводственного персонала. В 2004 году было 38 человек, в 2005 - 38, в 2006 году - 39 человек.

В 2006 году производственный персонал составил 82,05% и 17,95% - непроизводственный.

 

Таблица 4 - Анализ движения персонала.

№ п/п Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2006г. К 2004г., %
1. Списочная численность на начало года, чел. 37 38 38 102,7
2. Принято в течение года 5 6 6 120
3. Выбыло в течение года 4 6 5 125
4. В т. ч. уволено по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины и др. нарушения 4 6 5 125
5. Списочная численность на конец года, чел. 38 38 39 102,63
6. Среднесписочная численность за год, чел. 37 38 38 102,7
7. Коэффициент оборота по приему 0,13 0,16 0,16 123,08
8. Коэффициент оборота по выбытию 0,11 0,16 0,13 118,18
9. Коэффициент текучести 0,11 0,16 0,13 118,18

 

Из таблицы 4 следует, что среднесписочная численность работников составила в 2004 году - 37, в 2005 г. - 38, в 2006г. - 38 человек. В течение 2004, 2005, 2006 года было принято 5,6,6 человек соответственно, а уволено (в основном по собственному желанию) - 4,6,5 человек, т.е. коэффициент оборота по приему и по выбытию примерно равны 0,13 и 0,11; 0,16 и 0,16; 0,16 и 0,13 соответственно. Коэффициент оборота по приему равен отношению принятых работников за год на среднесписочную численность. Коэффициент оборота по выбытию равен отношению выбывших работников за год на среднесписочную численность. Значительного движения персонала не происходило. Коэффициент текучести равен отношению суммы численности работников, уволившихся по собственному желанию, и работников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, на среднесписочную численность работников за год. Он равен в 2004 году 0,11; в 2005 году 0,16; в 2006 - 0,13.

 

Таблица 5 - Состав и структура основных производственных фондов организации на конец года.

1 2

3

4

5

6
Виды основных фондов

2004 г.

2005г.

2006г.

2006г. К 2004г.,%
    Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу  
1. производственные основные фонды (ОПФ) - всего, в т. ч. 718 100,0 1173 100,0 1230 100,0 171,31
1.1 Здания 104 14,49 286 24,38 276 22,44 265,38
1.2 Сооружения _ _ _ _ _ _ _
1.3 Машины и оборудование 282 39,28 256 21,82 323 26,26 114,54
1.4 Транспортные средства 332 46,24 631 53,79 631 51,30 190,06
1.5 Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь _ _ _ _ _ _ _
2. Из состава ОПФ. 718 100,0 1173 100,0 1230 100,0 171,31
2.1  - активная часть 600 83,57 1000 85,25 1100 89,43 183,33
2.2 -пассивная часть 118 16,43 173 14,75 130 10,57 110,17

 

Основные производственные фонды включают в себя здания (в 2004г. - 14,49%, в 2005г. - 24,38%, в 2006г. - 22,44%), машины и оборудование (в 2004г. - 39,28%, в 2005г. - 21,82%, в 2006г. - 26,26%), транспортные средства (в 2004г. - 46,24%, в 2005г. - 53,79%, в 2006г. - 52,30%). За последние три года в ООО "Кижмола" не происходило сооружений разного типа и не был включен производственный и хозяйственный инвентарь в основные производственные фонды.

 

Таблица 6 - Движение и техническое состояние основных фондов организации.

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2006г. к 2004г.,%
1. Балансовая стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб. 547 718 1173 214,44
2. Ввод в действие новых основных фондов, тыс. руб. 268 455 67 25
3. Выбыло основных фондов, тыс. руб. 97 - 10 10,31
4. Стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб. 718 1173 1230 171,31
5. Амортизация основных фондов, тыс. руб. 234 356 487 208,12
6. Коэффициент обновления 0,37 0,39 0,06 16,22
7. Коэффициент выбытия 0,18 - 0,01 5,56

 

Таблица 6 показывает движение и техническое состояние основных фондов организации. Балансовая стоимость основных фондов на начало года составляет в 2004 году 547тыс. руб., в 2005 - 718 тыс. руб., в 2006 году 1173 тыс. рублей, амортизация основных фондов: в 2004 году 234 тыс. руб., в 2005 году - 356 тыс. руб., в 2006 - 487 тыс. рублей. Коэффициент обновления равен отношению вводу в действие новых основных фондов на стоимость основных фондов на конец года. Он равен 0,37 в 2004 году, 0,39 в 2005г., 0,06 в 2006г. Коэффициент выбытия равен отношению выбывших основных фондов на балансовую стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб. Он составляет в 2004 году 0,18 и 0,01 в 2006 году.

 

Таблица 7 - Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования.

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2006г. К 2004г.,%
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 13446 15889 17032 126,67
2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 718 1173 1230 171,31
  В том числе: активная часть пассивная часть  600 118  1000 173  1100 130  183,33 110,17
3. Фондоотдача, руб. 18,73 13,55 13,85 73,95
4. Фондовооруженность, тыс. руб. /чел. 19,41 30,87 32,37 166,77
5. Рентабельность ОПФ, % 11,42 9,8 - -

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг возросла к 2006 году до 17032 тыс. рублей. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов к 2006 году стала 1230 тыс. рублей, из них активная часть 1100 тыс. рублей, пассивная - 130 тыс. рублей. [12] (Приложение II)

1. Анализ факторов внутренней и внешней среды ООО "Кижмола".

Анализ среды организации - это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней сред, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

с точки зрения стратегического планирования, улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее;

с точки зрения политики фирмы, помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций. [9, с.33]

В качестве объекта исследования мною было выбрано изучение внутренней и внешней среды ООО "Кижмола".






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: