Внешняя среда организации

 

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики и источники трудовых ресурсов. Один из способов определения окружения и облегчения ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: это силы прямого и косвенного воздействия из вне.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние организации. К таким факторам относят следующие:

)   Поставщики.

Поставщики обеспечивают ООО "Кижмола" различными видами продовольственных и непродовольственных товаров, оборудованием, техникой. Для успешной деятельности магазинам требуется непрерывный поток товара. Основными поставщиками ООО "Кижмола"

алкогольной продукции являются ООО "Экстра", ООО "Фокстрот", ООО "Винный погребок" г. Сыктывкар, ООО "Союзалкоголь" г. Котлас;

текстильной продукции - ООО "Престиж" г. Иваново;

мясной и рыбной продукции - ООО "Мясной двор", "Сыктывкаррыбпром";

кондитерских изделий - ЗАО "Ассорти", ООО "Фантазия" г. Сыктывкар;

продукции материально - технического назначения - Торговый дом "Метстрой Инвест" г. Череповец, ПО "Хозторг" г. Сыктывкар;

парфюмерии, хозтоваров - ООО "Трим" г. Сыктывкар.

Успешность деятельности ООО "Кижмола" напрямую зависит от поставщиков, которые обеспечивают ввод материалов, оборудования, энергии. (Приложение III).

2) Законы и учреждения государственного регулирования.

Организация действует согласно Трудовому законодательству, Гражданскому кодексу РФ, Налоговому кодексу РФ, постановлению Правительства №55 "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", закону "О защите прав потребителей", распоряжениям Главы администрации Ленского района Архангельской области Маслова В.Л.

ООО "Кижмола" раз в три года проходит проверки Межрайонной Инспекции по Налогам и Сборам №2 по Архангельской области и Ненецкому - Автономному округу. Она выявляет правильность начисления и выдачи заработной платы, начисления и оплаты налогов, оформления документации, расчетов с поставщиками и подотчетными лицами.

Камеральная проверка Фонда социального страхования (раз в три года) определяет правильность начисления пособий и оформления больничных листков. Банк проверяет кассовую дисциплину раз в год, Пенсионный фонд - предоставление индивидуальных сведений о работниках. Аудит в данной организации не предусмотрен согласно Положению "Об Обществе с Ограниченной Ответственностью".

Также проводятся проверки по соответствию правил торговли Федеральной службой "По надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" по Архангельской области.

3) Потребители.

Основная масса потребителей - это население Ленского района Архангельской области; различные бюджетные организации - школы, детские сады - могут закупать продукты питания и стройматериалы.

Для организации важно, чтобы благосостояние населения регулярно росло, в связи с этим возрастет спрос на товары народного потребления, а, следовательно, увеличится прирост капитала. Удовлетворить потребности покупателя - одна из главных задач ООО "Кижмола". Вследствие этого внимательно изучается покупательский спрос на те или иные виды товаров, учитываются замечания со стороны покупателей, проводятся опросы.

4) Конкуренты.

Основными конкурентами ООО "Кижмола" являются ПО "Яренское" и индивидуальные предприниматели. В населенных пунктах, где находятся торговые точки данного предприятия, имеются два и более конкурирующих магазина. ПО "Яренское" имеет больший удельный вес товарооборота розничной торговли, что создает трудности работы организации. Номенклатура оказываемых услуг и выпускаемой продукции у всех конкурентов схожа.

Индивидуальные предприниматели также играют большую роль в конкуренции, т.к. в их владении находится достаточное количество торговых точек. Населению выгодно, что в районе существует конкуренция между торговыми организациями, потому как можно сделать выбор товара.

Помимо местных конкурентов в Ленском районе есть и конкуренты с Республики Коми - это ООО "Дорснаб", "Винная лавка", которые также стремятся получить выгоду и занять ведущее положение на рынке.

Исходя из этого работники ООО "Кижмола" производят закуп товаров на более выгодных условиях и по низким ценам, стараются снижать затраты на доставку и реализацию продукции.

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организации также заметно, как факторы среды прямого воздействия, но, тем не менее, их необходимо учитывать. К ним относят:

технологию.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товары можно продавать быстрее и качественнее. Это новое оборудование, машины.

состояние экономики.

Оно влияет на стоимость ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. В связи с ростом цен ООО "Кижмола" должно регулировать процент надбавки. Таким образом, на скоропортящиеся товары делается наценка от 10% до 15%, а на непродовольственные товары от 30% до 35%.

социокультурные факторы.

Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде, поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. ООО "Кижмола" зарекомендовало себя как успешное, проверенное, процветающее предприятие, достаточно долго находящееся на рынке товаров и услуг, "сделало себе Имя", поэтому многие потребители приходят в магазины именно этой организации.

политические факторы.

Большое значение для ООО "Кижмола" имеет фактор политической стабильности. Важна деятельность законодательных органов, администрации в области налогообложения, установления налоговых льгот, законодательства по защите прав потребителей, стандартной безопасности, контроля цен и заработной платы.

3.3 SWOT-анализ ООО "Кижмола"

 

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ - это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный реально помочь в выборе оптимальной стратегии.

В курсовой работе проанализированы факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на ООО "Кижмола". Как установлено, сильными сторонами выступают: уровень учетной политики, качество материальной базы, широкий ассортимент товаров, хорошая репутация предприятия на рынке. Сила также заключается в имеющемся опыте, наличии передовой технологии и современного оборудования, высоком качестве выпускаемой продукции.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. К слабым сторонам можно отнести недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.), финансы как состояние текущего баланса, инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Возможными угрозами можно считать изменение уровня цен, рост темпов инфляции, рост налогов и пошлин, рост безработицы, ужесточение законодательства, появление новых фирм - конкурентов на рынке, изменение вкусов покупателей.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. К возможностям ООО "Кижмола" отнесены: предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей, снижение налогов и пошлин, появление новых поставщиков, ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Таблица 9 - Определение сильных и слабых сторон ООО "Кижмола"

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1. Организация Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия, хорошая репутация на рынке Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
2. Производство Высокое качество выпускаемых товаров Высокая степень износа оборудования
3. Финансы Качественная материальная база, высокий уровень учетной политики Высокие издержки производства, доступность капитала затруднена
4. Инновации Наличие передовой технологии и современного оборудования сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок.
5. Маркетинг Доступный уровень цен, эффективность рекламы, репутация предприятия, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг Невысокая квалификация обслуживающего персонала, неэффективность применяемой модели сбыта, низкий уровень сервиса.

 


Таблица 10 - Определение рыночных возможностей и угроз предприятия.

Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция Повысились барьеры входа на рынок: необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности на вино-водочные изделия достаточно большое количество данных видов услуг
2. Экономические факторы Устойчивый курс рубля Уровень инфляции может возрасти, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства
3. Политические факторы уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности уровень коррумпированности власти
4. Социально - культурные факторы традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей  

 

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется видоизмененная матрица SWOT-анализа.

Таблица 11 - Матрица SWOT-анализа.

  Возможности 1. Появление новой розничной сети 2. и т.д. УГРОЗЫ 1. Появление крупного конкурента 2. и т.д.
Сильные стороны 1. Высокое качество продукции 2 3. и т.д. 1. Как воспользоваться возможностями Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции 2. За счет чего можно снизить угрозы Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции
Слабые стороны 1. Высокая себестоимость продукции 2. 3. и т.д. 3. Что может помешать воспользоваться возможностями Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов 4. Самые большие опасности для фирмы Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам

 

Заполнив такую матрицу, можно увидеть результат:

§ определены основные направления развития предприятия

§ сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса. [1]

Поэтому руководству ООО "Кижмола" можно рекомендовать:

"СИВ": Выявление новых поставщиков, совершенствование учетной политики, грамотный расчет налогов, улучшение качества материальной базы и выпускаемой продукции, рост спроса на товары и услуги, предоставляемые ООО "Кижмола".

"СИУ": Совершенствование уровня менеджмента ослабит угрозы изменения роста налогов и пошлин, широкий ассортимент товаров и хорошая репутация предприятия на рынке позволит привлечь покупателей.

"СЛВ": Совершенствование управления, финансовой политики и учета, повышение уровня сервиса, внедрение инноваций в работу предприятия.

"СЛУ": Отсутствие возможности получать кредиты изменится в случае совершенствования финансового учета, снижения налогов, уровня цен и темпов инфляции.

3.4 Возможные пути совершенствования ООО "Кижмола"

 

Чтобы предприятие работало эффективно и приносило доход, необходимо правильно построить работу магазинов ООО "Кижмола" в следующих направлениях:

·   создать благоприятную атмосферу в магазине, чтобы покупателям хотелось посещать магазин и делать в нем покупки.

·   Создать базовый уровень обслуживания (чистота, быстрота обслуживания, дополнительные услуги).

·   Определить категорию покупателей магазина исходя из демографических факторов (возраст, пол, доход).

·   Определить оптимальный ассортимент товаров, который необходим магазину, с учетом размера торгового зала, категории покупателей и ассортимента магазинов - конкурентов.

·   Разработать каталог товаров магазина с учетом сезонных колебаний.

·   Организовать систему закупок товаров, исходя из потребностей магазинов, а не возможностей поставщиков.

·   Выбрать наиболее оптимальный метод продажи товаров, чтобы получить больший доход.

·   Четко определить, какой размер торгового зала необходим для каждой категории товара, в зависимости от объема ее продажи.

·   Установить цену, по которой покупатель будет готов купить товар, используя рыночное ценообразование, а не затратное.

·   Сделать выкладку товара привлекательной, чтобы его можно было легко найти, а, следовательно, и легко купить.

·   Эффективно управлять персоналом, ставя задачи, организуя его работу и мотивируя результаты труда.

 




Заключение

 

Изложенный выше материал дает возможность утверждать, что элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Управление фирмой определяется двумя факторами:

§ особенностью производственного процесса;

§ характером внешней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим. Поэтому анализ внешней среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требующий внимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.

Фирма не имеет возможности жестко контролировать внешнюю среду, но может и должна эффективно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Внешняя среда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи на выходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выбора входящих ресурсов. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для дальнейшего развития фирмы. [15]

Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду организации, необходимо сделать основные выводы по внутренним переменным.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить - то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

Анализ внутренней и внешней сред - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и, не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

Можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений. [16]

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: