Немецкая литература эпохи Возрождения. Народная литература эпохи Возрождения

Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой сатирической дидактики. Возникновение и популярность «литературы о глупцах». Сатира и морализм в «Корабле дураков» Себастиана Бранта. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. Эразм как создатель «христианского гуманизма». Его позиция по отношению к католической церкви, схоластической теологии и к Реформации. Антидогматизм, рационализм и просветительство как сущность эразмианства. Значение филологической деятельности Эразма (критическое издание Нового завета и др.) для выработки «гуманистического богословия». Латынь как язык Эразма-писателя. Его философско-публицис-тические сочинения и эпистолярное наследие. Гуманистическая педагогика. Художественные произведения Эразма. «Похвала Глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса и характер смеха в «Похвале». Бытовая сатира и воспитательная программа в «Разговорах запросто». Эразм и европейская гуманистическая «республика ученых». Влияние Эразма на философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.

Феномен «народной книги». «Легенда о докторе Фаусте» Иоганна Шписа как пример народной книги: особенности построения, связь со шванками, историческое и легендарное. Мораль книги.

Культура барокко. Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

Особенности культуры эпохи барокко: варианты значения термина, культурно-исторические события, способствовавшие возникновению этого типа культуры, основные черты. «Высокое» и «низовое» барокко. Барочная метафора. Поэзия Андреаса Грифиуса: Тридцатилетняя война и трагедия Германии в этой войне как основные темы творчества.

Барочный роман. Жизнь и творчество Якоба фон Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как характерное явление литературы низового барокко. Ситстема образов, хронотоп, связь с другими жанрами (народной книгой, плутовским романом и др.) Гротеск и сатира в романе.

Эпоха Просвещения в Европе.

Просвещение как культурная эпоха. Социальные и философские основы Просвещения. Энциклопедисты. Научное знание как основа просветительского мировоззрения. Классицизм как стиль в искусстве. Принципы классицизма. Значение античности для классицизма. Система канонов в искусстве.

Драматургия Г. Э. Лессинга.

Готхольд Эфрайм Лессинг как представитель классицизма в немецкой литературе и как драматург, преодолевший классицизм. Значение его теоретических трудов «Лаокоон» и «Письма о гамбургской драматургии». Лессинг как создатель мещанской драмы. «Мисс Сара Сампсон» и «Эмилия Галотти» как примеры мещанской драмы: следование и отступления от классицистического канона. «Минна фон Барнхельм» как социальная комедия. «Натан Мудрый» как философская драма.

И.В. Гете. Довеймарский период творчества.

Творчество И.-В. Гёте. Штюрмерский период. Влияние идей Гердера на становление молодого Гете. Ранняя лирика, особенности ранней лирики. «Прометей» Гете как символ бурных гениев. Сентиментальный роман «Страдания юного Вертера»: подходы к интерпретации (социальный роман, роман чувств, предромантический роман и т.д.).

И.В. Гете. Веймарский период творчества.

Веймарская классика. Жанровое многообразие лирики Гете этого периода (оды, гимны, баллады, песни, элегии). Балладный год (1797).

Драма для чтения «Фауст». Творческая история, сюжет и композиция «Фауста». Фауст и Мефистофель. Философское содержание трагедии.

Творчество Фридриха Шиллера.

Жизнь и творчество Шиллера. Штюрмерские идеи. Ранние драмы Шиллера «Коварство и любовь» и «Разбойники». Трансформация образа героя в поздней драме «Вильгельм Телль». Период Веймарской классики: баллады, оды и другие формы в поэзии Шиллера.

Романтизм как общекультурное движение. Причины возникновения (по Ф.Шлегелю).

Определение романтизма. Фридрих Шлегель (1772-1829) и его выводы о путях возникновения романтизма: Великая французская революция (1789-1794 гг.), философия Фихте, И.В.Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера». Плюсы и минусы социологической точки зрения. Определение романтизма. Теория о спонтанном возникновении поворота в сознании масс. Романтизм и понятие Якоба Беме (1575-1624) – «бесконечное единство». Философия Вильгельма Фридриха Шеллинга (1775-1854), «бесконечное в конечном». Значение понятий «воображение», «индивидуальность», «поиск».

Идейно-художественные завоевания йенского романтизма: образы романтической женщины и романтического героя, символика «голубого цветка». Творчество Новалиса, Л. Тика.

Понимание немецкого романтизма как стройной теории. Август (1767—1845) и Фридрих Шлегели, Вильгельм Фридрих Шеллинг (1775–1854), Новалис (Фридрих фон Харденберг (1772–1801)), Людвиг Тик (1773—1853), Вильгельм Генрих Ваккенродер (1773—1798). «Фрагменты» (1797-1800) Ф.Шлегеля и его определение романтической поэзии и романтической иронии. Значение его романа «Люцинда» (1799).

Салон Каролины Шлегель и роль ее дочери Августы в формировании образа романтической женщины. Новалис (Фридрих фон Харденберг (1772–1801)) «Гимны к ночи» (1797-1798). Особенности стиля. Символ «ночь». «Генрих фон Офтердинген» (1802). «Голубой цветок» - центральный символ романа. Людвиг Тик (1773—1853) и значение его средневековой новеллы «Белокурый Экберт» (1797).

Гейдельбергский романтизм. Семейный и художественный тандем Людвига Ахима фон Арнима, Клеменса Брентано и Беттины фон Арним. Особенности новеллистики гейдельбергского романтизма: «Изабелла Египетская» А. фон Арнима, «Из жизни одного бездельника» Й. Эйхендорфа, «Удивительная история Петера Шлемиля» Шамиссо.

Отличие гейдельбергского романтизма от йенского. Творчество Людвига Ахима фон Арнима (1781-1831) и Клеменса Брентано (1778-1842). Значение сборника фольклора «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.). Развитие категории ужасного в литературе гейдельбергского романтизма: ужасные образы «Изабеллы Египетской» (1812) Арнима, трагедия раздвоения личности в «Удивительной истории Петера Шлемиля» (1813) Адельберта Шамиссо (1781-1838). Творчество Йозефа Эйхендорфа (1788-1857). Принцип «лирического в прозаическом» в его новелле «Из жизни одного бездельника» (1822-1823).

18.   Абсурдный романтизм Генриха Клейста.

Романтический герой и самоубийство: идея-фикс в жизни Генриха Клейста. Комедия «Разбитый кувшин». Социальное звучание, протест и абсурд в новелле «Михаэль Кольхаас». Абсурдность мироощущения в новелле «Графиня д’О.». Особенности клейстовских героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: