Курсовыми системами называют комплексные измерители курса ВС, объединяющие датчики, основанные на различных физических принципах

В гражданской авиации России используются самые разные типы курсовых систем (КС-8, КС-10, ГМК-1, ТКС-П2 и другие). Конечно, конструктивно они устроены по-разному, но принцип действия и составные части у них почти одинаковы. Рассмотрим типичный состав курсовой системы.

1. Индукционный датчик (ИД) является чувствительным элементом современного магнитного компаса, реагирующим на магнитное поле Земли, то есть играет ту же роль, что и намагниченная картушка в КИ-13. Но ИД, в отличие от КИ-13, является электрическим устройством, на выходе которого снимается напряжение, зависящее от величины магнитного курса и выхода ИД поступает электрический сигнал, соответствующий компасному курсу, то есть магнитный курс, но подверженный искажению всеми видами девиаций (за исключением, может быть, полукруговой, если она устранена девиационным прибором). Вследствие этого, даже если ВС на самом деле летит прямолинейно, измеренный с помощью ИД компасный курс имеет флуктуации – случайные отклонения от среднего значения, вызванные креновыми и ускорительными девиациями, включением электрических цепей на борту и т.п. Эти отклонения значительно меньше, чем у картушки КИ-13. Тем не менее, курс, полученный от ИД, является не вполне точным.

2. Коррекционный механизм (КМ) предназначен для связи индукционного датчика с другими устройствами курсовой системы. Компасный курс в виде электрического сигнала поступает в КМ, в котором полностью или частично может быть компенсирована четвертная девиация. Этим и объясняется название устройства (коррекция – это исправление).

На КМ имеется шкала, по которой можно отсчитать поступающий от ИД компасный курс. Имеется и кремальера для установки на этой же шкале магнитного склонения. При вводе ΔМ курс на выходе КМ увеличится на соответствующую величину (то есть, к магнитному курсу прибавится ΔМ и получится истинный курс), но на самой шкале КМ курс останется прежним.

 

4. Указатели курса − это любые индикаторы, на которых можно отсчитать курс, измеренный курсовой системой. Все курсовые системы можно отнести к классу дистанционных компасов, поскольку чувствительные элементы (ИД, ГА) находятся в таких местах ВС, которые наиболее удобны и целесообразны для их размещения, а указатели курса размещаются всегда на приборной доске пилота.

Указатели могут быть различного вида в зависимости от типа курсовой системы и типа ВС. Обычно указателей в кабине несколько (как минимум, для левого и правого пилотов). Если на данном типе ВС предусмотрено рабочее место штурмана, то его указатель является основным и может иметь вид, отличный от вида указателей пилотов.

Указатели по своему устройству можно разделить на два вида. В первом из них шкала курсов вращается, и курс отсчитывается по ней напротив неподвижного треугольного индекса (как в ГПК-52). Во второй

 

Рис. 8. Указатель курса УГР-1.

 

разновидности указателей шкала сама не вращается (правда, в некоторых указателях ее для удобства можно развернуть вручную с помощью кремальеры), а курс отсчитывается против подвижной стрелки, которая иногда выполнена в виде силуэта самолета.

5. Выключатель коррекции (ВК) - это  небольшое устройство с двухстепенным гироскопом, которое автоматически выключает коррекцию во время разворота.

6. Пульт управления (ПУ) − это устройство для управления курсовой системой.

 

Режим магнитной коррекции

Как уже отмечалось, в режиме «ГПК» курсовая система работает аналогично обычному гирополукомпасу,

Рассмотрим работу курсовой системы в режиме магнитной коррекции, в котором наиболее ярко проявляются достоинства совместного использования положительных сторон как магнитного, так и гироскопического принципов измерения курса.

 

 

Рис. 9. Работа курсовой системы в режиме магнитной коррекции

 

Индукционный датчик измеряет компасный курс, который в виде электрического сигнала через коррекционный механизм поступает в гироагрегат. Поскольку нормальная статическая девиация после коррекционного механизма уже полностью или частично устранена, будем называть его магнитным курсом. Если направление оси гироскопа в ГА не совпадает с направлением магнитного меридиана, которое определил ИД, то начинает работать электродвигатель следящей системы. Он создает момент сил, который разворачивает ось гироскопа в сторону меридиана. А пилот, как уже отмечалось, и видит на указателе курса угол между осью гироскопа и продольной осью ВС.

Таким образом, на протяжении всего полета следящая система стремится удерживать ось гироскопа по направлению магнитного меридиана места ВС и, следовательно, на указателе должен индицироваться текущий магнитный курс.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Черный М.А. Кораблин В.И.«Воздушная навигация» Москва. Транспорт. 1983 г.

2. «Аэронавигация». Ю.Н. Сарайский, И.И. Алешков. Часть I. Основы навигации и применение геотехнических средств: Учебное пособие. 2-е изд., Университет ГА. Санкт-Петербург, 2013.

 

Конспект составил:

Штурман авиационной эскадрильи

Омского ЛТК ГА                                                                   В.В. Рябченко

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: