Для выполнения полета на каждом участке планируемого маршрута необходимо знать заданный путевой угол, который характеризует направление ЛЗП этого участка. В полете для выдерживания ЛЗП пилот рассчитывает курс с помощью заданного путевого угла с учетом угла сноса. Курс и ЗПУ должны отсчитываться от одного и того же меридиана. Тогда их удобно сравнивать и использовать для решения навигационных задач.
Заданный путевой угол βз (ЗПУ) – угол, заключенный между северным направлением меридиана и линией заданного пути (рис.5).
Он может отсчитываться от истинного (ЗИПУ), магнитного (ЗМПУ) меридианов или какого-либо другого направления, принятого за начало отсчета. Как и у других углов (пеленга, курса), диапазон его возможного изменения составляет от 0 ° до 360°.
На английский ЗПУ переводится как desired track angle (дословно – угол желаемой линии пути), или сокращенно desired track (DTK). Заданный путевой угол должен быть определен во время предварительной подготовки к полету и нанесен на полетную карту. На полетной карте наносятся заданные магнитные путевые углы (рис. 6).
|
|
Рис. 5. Заданный путевой угол
Рис. 6. Нанесение ЗМПУ на полетной карте
Заданные путевые углы не зависят от местоположения и движения ВС, они во время полета остаются постоянными, если только почему-либо не изменился сам маршрут полета. Фактические же путевые углы экипаж может изменять, меняя курс.
Задача пилота и штурмана состоит в том, чтобы МС перемещалось по ЛЗП, то есть чтобы фактическая линия пути совпадала с заданной. Для этого необходимо выполнение двух условий:
ЛБУ=0; ФПУ=ЗПУ.
Заданный путевой угол может быть истинным и магнитным в зависимости от меридиана, от которого он отсчитывается.
Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути. ЗМПУ отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до ЛЗП по ходу часовой стрелки от 0 до 360° и измеряется на карте при помощи транспортира по среднему истинному меридиану данного участка маршрута с последующим учетом магнитного склонения.
Фактическим магнитным путевым углом (ФМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути. Отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до линии фактического пути по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Направление вектора путевой скорости относительно меридиана называется фактическим путевым углом (ФПУ). В зависимости от выбранного меридиана можно использовать фактический магнитный путевой угол (ФМПУ), фактический истинный путевой угол (ФИПУ) и другие его виды. Измеряются путевые углы, как курсы и пеленги, по часовой стрелке от 0º до 360º По-английски ФПУ – это actual track angle, то есть дословно – угол фактической линии пути. На практике это выражение часто используют в сокращенном виде – actual track или просто track (TK).
|
|
Рис. 7. Фактический путевой угол