Урок 3. Тема: Древневосточные цивилизации ( 2 часа)

Урок 1. Введение (2 часа). История как наука. Проблема достоверности исторических знаний.

Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с особенностями исторической науки; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к истории; 3) развивающая: развить мышление учащихся, их речь.

План проведения занятия:

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач занятия.

3. Объяснение учебного материала. План объяснения

3.1. Объект и предмет исторической науки.

3.2. Понятия исторического факта и исторического источника.

3.3. Проблема достоверности исторических знаний.

3.4. История в системе научного знания.

3.5. Функции исторической науки.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Подведение итогов.

Урок 2. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция (2 часа).

Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с этапами и факторами антропогенеза и социогенеза, дать характеристику людям эпохи палеолита, раскрыть причины, сущность и значение неолитической революции; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение к достижениям эпохи первобытного общества; 3) развивающая: развить воображение учащихся, их мышление.

План проведения занятия:

1. Организационный момент

2. Проведение устного опроса

3. Постановка целей и задач занятия

4. Объяснение нового материала

План объяснения

4.1. Общая характеристика эпохи первобытного общества

Палеолит – древний каменный век, охватывает 90% времени жизни человечества. Появление гоминид – обезьяноподобных людей, изготовление примитивных галечных орудий (2,5 – 2, 6 млн лет назад). До 10 тыс лет до н.э Небольшие группы 30 - 40 человек, продвижение – 10 км в течение жизни одного поколения. Эпоха похолодания. Загонная охота. Изобретение лука и стрел. Зачатки искусства. «Палеолитические венеры».

Мезолит – средний каменный век – 10 - 5 тыс лет до н.э. – бурное отступление ледника, глобальное потепление, меняется характер охоты, лук – основное орудие охоты, развитие рыболовства, доместикация собаки, люди умели ампутировать конечности, трепанировать череп

Неолит – новый каменный век – 5 – 3 тыс до н.э. – эпоха геологической современности, первый серьезный экономический кризис (увеличение численности населения до 30 млн и истощение охотничьих угодий), неолитическая революция: обеспеченность продуктами питания население, занимавшемся земледелием, превышало обычную для лесоохотников в 5-7 раз

Бронзовый век – 3 – 2 тыс до н.э. - с освоением металлургии бронзы. Возможность для выделения ремесленников как особой прослойки общества

5. Железный век – с 1 тыс до н.э.

 

4.2. Основные этапы антропогенеза и социогенеза

Этапы антропогенеза: 1) появление антропоидных предков (дриопитек, австралопитек – относительно большой объем головного мозга, хождение на задних конечностей, использование природных предметов в качестве орудий, охота на мелких животных) – 4 – 2 млн лет назад; 2) древнейшие люди ( питекантропы – изготавливали каменные орудия труда, синатропы) – 750 – 200 тыс лет назад; 3) появление человека современного вида: а) неандертальцы – 250 – 40 тыс. лет назад, 130 тыс лет назад – объем головного мозга приближался к современному человеку, но строение примитивное, так как не развиты лобные доли мозга, массивная кисть; б) кроманьонцы (100 тыс. лет назад, 40 тыс лет назад – высокий рост, прямая походка, имеющие подбородок) – происходит расогенез – процесс выделения рас

Этапы социогенза: 1) первобытное человеческое стадо (20-40 человек) – палеолит, промискуитет или гаремная семья. Возглавлял стадо вожак – власть на личностных качествах; 2) родовая община – с  ростом производительных сил, появлением экзогамии – запрет вступать в половые отношения внутри своей группы, дуально-родовой групповой брак – члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода: а) ранняя родовая община охотников и собирателей: управление – собранием всех взрослых сородичей, решавшим все важные вопросы. Руководители рода – на этом собрании – прямая демократия; власть – на силе личного авторитета; продукты, земля – собственность рода; социальная стратификация – неразвитая, носила половой и возрастной характер: взрослые мужчины, женщины, дети. Переход детей в группу взрослых сопровождался инициацией б) развитая община земледельцев и скотоводов – сохранение родовой собственности на землю, появление обмена и престижной экономики – избыточные продукты обменивались в качестве дара, появились материнские семьи, укрепление парных семей; родо-племенной строй; родом управлял совет, в который входили все члены племени, выбирали старейшину; на время боевых действий – военный вождь; в случае необходимости – совет племени. Главой племени становился один из старейшин3) соседская община – с неолитической революции, плужное земледелие заменяет мотыжное, переход к патриархату, появление прибавочного продукта и частной собственности.

4.3. Факторы антропосоциогенеза: 1. Теория естественного отбора Ч. Дарвина; 2. Трудовая теория Ф. Энгельса; 3. Радиация (геомагнитные инверсии – повышение радиационного фона – мутации); 4. Табуирование – введение систем запретов (культура начинается с запретов); 5. Прямохождение.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Урок 3. Тема: Древневосточные цивилизации (2 часа)

Цели: 1) образовательная: дать учащимся общие представления о древневосточных цивилизациях, познакомить учащихся со вкладом древневосточных цивилизаций в развитие мировой культуры; 2) воспитательная: воспитать уважительное отношение ко вкладу древневосточных цивилизаций в развитие мировой культуры; 3) развивающая: развить мышление учащихся.

План проведения занятия

1. Организационный момент

2. Проведение опроса

3. Мотивация учащихся.

4. Объяснение нового учебного материала. План объяснения:

4.1. Цивилизация: признаки и типология. Цивилизация – такой этап в развитии общества, для которого характерны наличие государства, письменности, законов, достаточно развитой инфраструктуры и технологий. Концепции создания государства: а) марксистская: государство было создано как аппарат насилия и эксплуатации одного класса другим; б) концепция насилия: классы и государства возникли в результате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели создали институт государства в целях удержания своего господства; в) концепция общественного договора.

4.2. Общая характеристика древневосточных цивилизаций: а) древневосточные цивилизацииколыбель современной глобальной цивилизации: возникли первые города, письменность, каменная архитектура, буддизм как первая мировая религия, иудаизм как первая монотеистическая национальная религия; б) древневосточные цивилизации – это так называемые речные цивилизации; в) древнем Двуречье  - долины рек Тигр, Евфрат возникли государства Шумер, Вавилон (Хаммурапи), Ассирия, Персидское царство; открыта всем миграциям и веяниям – флагман социально-экономического развития: изобретение гончарного круга и колеса, металлургии бронзы и железа, боевая колесница, новые формы письменности; глина – строительный материал; г) древний Китай и древний Египет – общие черты: этнически однородное население, устойчивость государственного аппарата, обожествление фигуры правителя; основу населения – общинники, обязанные сдавать весь производимый продукт государству за предоставляемые надел земли, или получая за это продукты; д) древняя Индия – в долине реки Инд протоиндийские цивилизации: Хараппо, Мохенджо-Даро; во второй половине 2 тыс. до н.э. – арийское вторжение. Установление касто-варновой системы. Четыре варны: жрецы-брахманы, войны-кшатрии, производители-вайшьи, шудры – покоренное местное население. Государственный аппарат в Индии не такой сильный и влиятельный, как в других государствах древнего Востока; е) Восточное Средиземноморье – важный центр транзитной торговли, древнейшие центры земледелия и скотоводства, возникают первые городские центры (город Иерихон – 8 тыс до н.э.). Государства:м Сирия, Палестина, Финикия. Финикийский алфавит – основа современных алфавитов.

4.3. Экономика стран Древнего Востока. Преобладание государственного сектора экономики, существовавший с общинной формой хозяйства. Общинники - право на наследственную обработку земли. Земля – в собственности государства или храма. Потом – процесс появления частной собственности и рыночных отношений.

4.4. Социальная структура. Восточное общество – форму пирамиды: вершина – правитель, власть его сакральна, ниже – знать, жрецы, высшие чиновники – управление государством, обеспечение нормального его функционирования, далее – войны – обеспечение внутреннего порядка, защита государства от врагов, основа общества – крестьяне-общинники. Сельская община – основная производительная сила общества, основная ячейка общины – большая патриархальная семья. В городах – торговцы, ремесленники, купцы. В самом низу общества – рабы. Структура, организующая общество – система корпораций – сплоченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и нормы поведения: семьи, кланы, общины, касты, цехи. В Индии- касто-варновая система. Ниже системы каст – неприкасаемые.

4.5. Политическое развитие. Типы государственно-политических устройств: а) восточная деспотия: неограниченная власть правителя, разветвленный государственный аппарат (Египет, Китай, государства Древнего Двуречья); б) военная монархия – захватническая функция государства – на первый план: завоевательные войны, грабительские походы. В завоеванных странах сохранялась старая система управления. Взимание дани. (Хеттское царство, Ассирия); в) город-государство: транзитная торговля (государства Восточного Средиземноморья – Тир, Сидон; г) военно-административное государство: устанавливалась единая система государственного управления – Персидское царство.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: