Методика самооценки коллектива

с помощью эмоционально-символической аналогии [§§§§§§]

Методика разработана А.Н. Лутошкиным. Эмоциональные образы-символы в данной методике подобраны с учетом особенностей детей подрасткового и юношеского возрастов, их стремления к романтике, к эмоциональному восприятию действительности. Они соотвествуют разным ступеням развития ученического коллектива. Для обозначения этих ступеней в методике используются следующие образные названия» «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Описываются они следующим образом.

«Песчаная россыпь»

    Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону. Рассыплет его по площадке. Будет ветер посильнее – и не станет россыпи.

    Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе ученическом коллективе может быть бюро, командир, организатор дела. Этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. Как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующий коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка. Те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать всю волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложениям по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том, более значительном коллективе, в который он. Как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «Один за всех, все – за одного».

    Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Своеобразное видение коллектива через представленные образцы-символы, умение соотнести реальную жизнь ученического коллектива с эталонной «картинкой» - это важная часть диагностики коллектива при помощь представленной методики.

 

Приложение 24

Методом социометрии [*******]

Социометрическое исследование проводится учителем или классным руководителем с помощью заранее сформулированных вопросов (критериев), которые связаны с учебой, отдыхом, трудовой деятельностью, например:

1. К кому бы ты обратился, в первую очередь, встретив затруднения в учении?

2. С кем из товарищей, в первую очередь, ты хотел бы пригласил бы на день рождения? и т.д.

3. Кого из своих одноклассников, в первую очередь, ты пригласил бы на день рождения? и т.д.

Цель социометрического опроса заключается в выборе каждым учащимся товарища (партнера) для совместной деятельности и отдыха. Сделанный школьником выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а математическая обработка данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики6 социометрический статус ученика в классе, взаимность выбора степень удовлетворенности межличностными отношениями и другие.

Процедуру социометрического обследования можно проиллюстрировать на примере использования такого критерия как выбор школьником партнера по парте.

Учащимся изучаемого класса раздаются чистые листки бумаги, и сообщается следующая инструкция: «Ребята, с начала новой четверти мы хотим рассадить вас за партами так, как вы сами пожелаете. Напишите пожалуйста, на листочке бумаги фамилии тех одноклассников, с которыми вы хотели бы сидеть за одной партой. Причем под номером один укажите фамилию того ученика. С которым вы хотели бы сидеть в первую очередь, под номером два – того, с кем бы вы хотели сидеть, если нам не удастся посадить вас с первым, под номером три – фамилию того ученика, с которым вы тоже не возражали бы сидеть в том случае, если не удастся посадить с первым или вторым номером, и т.д.» Листки подписываются каждым учащимся и после заполнения собираются исследователем. 

При обработке данных составляется матрица (рис. 1). По вертикали в ней указываются фамилии всех учащихся класса, а по горизонтали их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый учащийся в качестве своего партнера по парте.

Затем в таблице подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производят по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе. На основании приведенных в таблице данных можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:

С – статус ученика,

 – сумма полученных выборов,

R – число учеников класса, участвовавших в выборах.

Так, статус ученика под № 3 (Ильина) равен 60%, статус ученика под № 7 (Никонов) равен 10%.

Матрица выборов

Кого выбирают Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Алентов     + +         +    
2. Снежкова     + +       +      
3. Ильина +       +           +
4. Андреева   + +     + + +      
5. Павлов   +                  
6. Рябинкина       + +            
7. Никонов +   +           +   +
8. Ермохин   + +   +            
9. Степина + +           +      
10. Санаев     +   +            
11. Тимшина         +            

Кол-во полученных выборов

Из них взаимных

3 2 4 2 6 1 3 2 5 0 2 1 1 0 3 1 2 1 0 0 2 0

Рис. 1

    В целях дальнейшего анализа данные, представленные в матрице, оформляются графически в виде социограммы (рис.2). Социограмма представляет собою четыре концентрические окружности, в каждую из которых помещают соотвествующие номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (в нашем примере учащиеся № 3 – Ильин и № 5 – Павлов). Таких учащихся называют «социометрическими звездами» - они пользуются высоким авторитетом сред и членов группы и вызывают у них наибольшую симпатию. Во второй круг заносят номера тех учащихся («предпочитаемых»), которые имеют среднее количество выборов (№1, №2, №4 и №8). Третий круг – учащихся, имеющих число выборов меньше стреднего, так называемых «пренебрегаемых» (№6, №7, №9, №11) и в четвертый круг – «изолированных», т.е. не получивших ни одного выбора (№10 – Санаев).

Рис. 2

N – общее число выборов, полученных в опросе,

 -  число вызаимных выборов.

По значению КУ ученики класса могут быть ранжированы по четырем группам:

Первая: КУ = 75-100%

Вторая: КУ = 50-75%

Третья: КУ = 25-50%

Четвертая: КУ = 0-25%

Если в классе преобладает первая и вторая группы, тоо уровень взаимности межличностных отношений благополучных, а если третья или четвертая – неблагополучный.

Полученные данные полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью класса и поведением учащихся. Важно, например, установить, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в системе межличностных отношений, опчему некоторые учащиеся попали в число «пренебрегаемых» или «изолированных». Такое наблюдение дает возможность внести коррективы в результаты социометрического обследования и наметить необходимые воспитательные мероприятия, направленные на изменение неблагоприятного социометрического статуса отдельных учащихся.

Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам (рис. 3). Они отражают положение выбранного по каким-либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.

Рис. 3

На рисунке 3, представляющем взаимоотношения лидера и отвергаемого члена группы, показаны только два вида отношений, связывающих их с остальными членами группы: выборы и отклонения. При необходимости на этой же социограмме показываются также ожидаемые выборы и отклонения.

Данные социометрического обследования ученического коллектива, изображаемые в виде социограмм, дополняются социометрическими индексами, качественно характеризующими личные взаимоотношения в коллективе. Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении школьника в системе личных взаимоотношений можно получить, например. При помощи следующих шести социометрических индексов:

1) разница между числом выборов, сделанных школьником, и количеством сделанных им же отклонений (этот индекс свидетельствует об отношении данного школьника к коллективу в целом);

2) разница между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений (оценка отношений коллектива к данному школьнику);

3) разница между количеством ожидаемых данным школьником выборов и количеством ожидаемых им же отклонений (индекс уверенности школьника в положительном отношении к нему коллектива);

4) разница между количеством ожидаемых от данного школьника выборов и количеством ожидаемых от него же отклонений (индекс уверенности коллектива в положительном к нему отношении данного школьника):

5) количество взаимных выборов (индекс прочности личных, дружеских взаимосвязей данного школьника с товарищами по коллективу);

6) количество полученных взаимных отклонений (индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях интересующего нас школьника и других членов данного коллектива).

Первые четыре индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Пятый и шестой индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по коллективу, то им можно приписать знак «=» (в случае взаимных выборов, индекс 5) или «-» (в случае взаимных отклонений, индекс 6). Совокупность плюсов и минусов, полученных данным школьником, показывает его личностный социометрический профиль. Например, профиль вида ++++++ свидетельствует о том, что положение данного учащегося в коллективе во всех отношения благополучно, а профиль ------ о полном неблагополучии: ученик и класс не принимают друг друга. Промежуточные, смешанные варианты личностных социометрических профилей дают развернутую дифференцированную характеристику положения школьников в системе: личных взаимоотношений с товарищами в ученическом коллективе.

    При помощи ряда социометрических индексов под определенным углом зрения оценивают всю систему личных взаимоотношений в коллективе. Наиболее часто для этой цели используют показатель групповой сплоченности. Следует, однако, иметь в виду, что он относится лишь к одному виду взаимоотношений в коллективе, а именно к личным, и к тому же он отражает эти взаимоотношения достаточно узко – в том виде общения или деятельности, которые заданы в формулировке социометрического критерия.

 

 

 

Авторы:

доктор психологических наук, профессор Л.И. Ларионова

кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Азарова

кандидат психологических наук, доцент А.М. Двойнин

кандидат психологических наук, доцент В.М. Поставнев

кандидат психологических наук, доцент И.В. Поставнева

кандидат психологических наук, доцент О.А. Шаграева

 

  Научные редакторы: проф. А.И. Савенков проф. Л.И. Ларионова

 

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой курса «Общая психология». В нем представлены разнообразные формы и методы самостоятельной и практической работы студентов, необходимые для выработки умений и навыков, развития профессиональной компетентности. По каждой теме даны планы практических занятий и самостоятельной работы, задания для оценки качества усвоения учебного материала.  Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов и колледжей. Оно будет также полезно учителям школ, методистам и другим специалистам в сфере образования, желающим повысить уровень психолого-педагогических компетенций.
 

[*] Двойнин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: Дис.... канд. психол. наук. - М.: МПГУ, 2007. - 215 с.

[†] Crumbaugh J.S., Maholick L.T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. – 1964. – Vol. 20 (2). – P. 200 – 207; Crumbaugh J.S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl’s concept // Journal of Individual Psychology. – 1968. – Vol. 24 (1). – P. 74 – 81.

[‡] Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. – 1993. – Т.14. – № 1. – С. 150 – 155.

[§] Психологическая характеристика школьника. Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт, 1988. С.43-45

[**] Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. –  С.41-42

[††]Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – С.42-43.

[‡‡] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. С.133-134    

[§§] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. С.134-135    

[***] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. С.135-136    

[†††] Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. С.131-145

 

[‡‡‡] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – с.85-91.

[§§§] Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – С.47-48

 

[****] Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – С.65-67.

[††††] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – с.71-75.

[‡‡‡‡] Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – С.39-40

[§§§§] Практикум по курсу «психология человека»: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.В. Тарабакина – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 83- 88

[*****] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – с199-204.

 

[†††††] Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. - /иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. 244с. С.194-197

 

[‡‡‡‡‡] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – С.198-199.

[§§§§§] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – С.198-199.

[******] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – с.75-84.

[††††††] Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – с.58-64.

[‡‡‡‡‡‡] Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. - /иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. 244с. С.223-225

 

[§§§§§§] Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. - /Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. 244с. С.217-220

 

[*******] Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. - /Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. 244с. С.226-231

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: