Пояснительная записка

Программа кружка

 «Юный математик»

(для детей 5 – 6 лет)

 

 

Воспитатель:

Колотвина Галина Александровна.

 

 

Пояснительная записка

Математика всегда необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.     В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность. Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети, и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы. Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка. Работа кружка «Математики» осуществляется под руководством педагога. Основой для разработки рабочей программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:

·  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

· СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.

· Колесникова Е.В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008

· Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007

· Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993

· Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011

· Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007

· Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

· Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».

                              

 

Цель программы:

         Развитие логико – математического мышления.

Задачи первого года обучения

  • формировать навыки решения логических задач на разбиение по свойствам;
  • ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • развитие творческих способностей.
  • закрепление представлений о величине;
  • развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
  • освоение способов измерения с помощью условной мерки;
  • развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
  • развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
  • Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • Продолжать считать по образцу и названному числу.
  • Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
  • Формировать навык воспроизводить количество движений по названному числу.
  • Формировать навык записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
  • Формировать навык составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
  • Объяснить, как из неравенства сделать равенство.
  • Формировать навык устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • Формировать навык решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
  • Продолжать решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

           Методы организации работы кружка

-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).

-Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

-Наглядный метод (С помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).

- Проблемный метод Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

-Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.  

Методы работы

-Традиционные

-Комбинированные

-Практические занятия

-Игры, конкурсы

Форма работы кружка

 Тематическая совместная деятельность детей и педагога

Ожидаемые результаты:

1.Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

2.Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Диагностика вначале и в конце учебного года.

-Итоговое занятие для педагогов

                                                                         

Работа с родителями:

  Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.

 

Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:

- Цветные счетные палочки;

- Цветные счетные палочки Кюизенера;

- Объемные геометрические фигуры;

- Шаблоны из геометрических фигур;

- Раздаточный материал (цифры);

- Блоки Дьенеша;

- Рабочие тетради;

- Цветные и простые карандаши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: