Оценка достижения ранее поставленных целей, основных показателей и тенденций развития, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности

 

С 2009 года социально-экономическое развитие Прилузского района осуществлялось в соответствии с положениями Концепции социально-экономического развития муниципального района «Прилузский» на период 2009-2019 годы. В 2014 году была принята Стратегия социально-экономического развития муниципального района «Прилузский» на период до 2020 года (далее – Стратегия 2020). Стратегия 2020 была актуализирована в 2018 году и действует до 31 декабря 2020 года.

Главной целью социально-экономического развития в соответствии со Стратегией 2020 было определено обеспечение повышения качества жизни населения, динамичного и устойчивого экономического роста на основе активизации имеющегося потенциала района, формирование духовно, физически и интеллектуально развитого местного сообщества, сохраняющего свою самобытную культуру и интегрированного в социальное и экономическое пространство Республики Коми и России.

Стратегическими целями первого уровня были определены:

1. Создать условия для роста экономической активности в районе;

2. Создать условия для культурного развития, развития доступного и качественного обучения и воспитания;

3. Повысить качество муниципального управления;

4. Повысить уровень безопасности жизнедеятельности населения и субъектов хозяйствования.

Администрацией района ежегодно проводится мониторинг и контроль реализации Стратегии 2020 на основе результатов выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района «Прилузский» на период до 2020 года, который утверждается постановлением администрации района в начале отчетного года. Оценка осуществляется по факту достижения/не достижения плановых значений основных показателей (индикаторов) Стратегии 2020.

По причине того, что оценка мониторинг реализации Стратегии 2020 за 2020 год будет выполняться в 2021 году, в данном разделе будет проведена промежуточная оценка за период 2014 -2019 годов. В качестве фактических значений показателей (индикаторов) используются официальные статистические данные, предоставленные Комистатом. 

Достигнуты следующие результаты основных показателей и тенденций развития, оценки инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности муниципального района.

Для Прилузского района характерно отсутствие четких тенденций в инвестициях в основной капитал, так как объем инвестиций зависит от реализации единичных крупных проектов. Например, в 2016 и 2017 годах были высокие значения объема инвестиций благодаря реализации следующих проектов: были открыты школа в с. Летка и детский сад в с. Объячево, введен в эксплуатацию цех по производству пеллет ООО «Лузалес».

 

В 2019 году объем инвестиций составил 362,9 млн. руб., что на 47,86 % меньше уровня 2014 года, и, соответственно, не достигнуто плановое значения, установленное Стратегией 2020 (800 млн. руб.). При этом объем в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в 2019 году ниже уровня 2014 года только на 14 %, в связи с тем, что ежегодно уменьшается численность жителей района.

По источникам финансирования собственные и привлеченные средства в объеме инвестиций занимают примерно одинаковые доли. В 2019 году собственные средства предприятий составили 177,2 млн. руб. (48,83 %), привлеченные за счет кредитов банков, заемных средств других организаций и государственной поддержки составили 185,7 млн. руб. (51,17 %).

Основной объем инвестиций приходится на организации, работающие в сфере лесозаготовок и лесопереработки, в сельскохозяйственной сфере.

Для повышения инвестиционной привлекательности района администрацией разработан Инвестиционный паспорт Прилузского района, функционирует Штаб по вовлечению инвестиций и работы с инвесторами, на официальном сайте администрации создана информационная вкладка «Инвестиционная деятельность», содержащая нормативно-правовые документы, сведения об инвестиционных площадках, свободных земельных участках и нежилых помещениях.

Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году составил всего 0,34 % от республиканского уровня, и для повышения инвестиционной привлекательности территории необходимо:

- законодательное и нормативное обеспечение гарантий защиты прав инвесторов, поддержки инвестиционной деятельности, применения механизмов муниципально-частного партнерства;

- обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального района;

- внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, предусматривающих мероприятия, направленные на сокращение сроков по подключению к электросетям, системам теплоснабжения, регистрации права собственности на земельные участки, развитие благоприятной бизнес-среды и устранение барьеров для реализации инвестиционных проектов.

Оборот организаций в фактически действовавших ценах показывает стабильный рост – оборот в 2019 году составил 5825,6 млн. руб., что в 2,6 раза выше уровня 2014 года. Плановое значение в 3400 млн. руб. также достигнуто. При этом темп роста (снижения) оборота организаций (сравнение отчетного года с предыдущим) не имеет четкой тенденции, что видно на графике.

 

 

Соответственно обороту организаций, показывает рост объем отгруженных товаров. В 2019 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 5546,6 млн. руб. – в 2,5 раза больше, чем в 2014 году (план – 3500 млн. руб.). Темп роста (снижения) аналогичен темпу роста (снижения) предыдущего показателя.

 

 

Отсутствие четкого роста оборота организаций и объема отгруженных товаров, по отношению к предыдущему году, несмотря на положительную динамику в фактически действовавших ценах, может косвенно свидетельствовать о нестабильной экономической ситуации в районе.

Структуру промышленного производства Прилузского района на сегодняшний день составляют в основном обрабатывающие производства. Ведущей отраслью в промышленности и экономике района является лесная отрасль. В лесопромышленном комплексе Прилузского района работают предприятия, представляющие два функциональных направления: лесозаготовительная, деревообрабатывающая. Наибольшую долю производства в общем объеме занимают такие предприятия как ООО «Лузалес» и АО «Монди СЛПК». Заметны также лесозаготовительные и лесопильные предприятия, играющие градообразующую роль в отдельных населенных пунктах. Деятельность в лесной отрасли осуществляют более 20 организаций и более 60 индивидуальных предпринимателей.

Объемы лесозаготовок сильно зависят от погодных условий и состояния лесовозных дорог, но, тем не менее, в натуральном выражении, ежегодно увеличиваются. Производство лесоматериалов необработанных в 2019 году на 17 % выше, чем в 2014 году.

Муниципальный район традиционно сельскохозяйственный и специализируется на молочно-мясном скотоводстве. Отрасль животноводства представлена молочным скотоводством, в незначительном объеме присутствует свиноводство. В растениеводстве возделывается картофель, в незначительном количестве овощи, производится заготовка кормов. Основными производителями картофеля и овощей являются личные подсобные хозяйства граждан.

В период с 2014 по 2019 год в хозяйствах всех категорий содержалось:

 

  2014 2015 2016 2017 2018 2019
Крупный рогатый скот, голов 3226 3076 3181 3375 3348 3083
в т.ч. коров 1270 1275 1233 1202 1318 1213
Свиньи, голов 550 655 436 299 311 280

 

Прилузский район произвел всеми категориями хозяйств:

  2014 2015 2016 2017 2018 2019
Скот и птица на убой (в живом весе), тонн 601 614 505 468 421 540
Молоко, тонн 5539 5392 4815 4689 5291 4904
Яйца, тысяч штук 659 774 843 884 669 565

 

Показатели валового сбора основных сельскохозяйственных культур:

  2014 2015 2016 2017 2018 2019
Картофель, тонн 7381,5 5073,2 4179 1961,7 2984,6 3525,2
Овощи, тонн 1125 1176,4 1309,2 656,3 910,1 746,1

 

Несмотря на небольшие объемы производства, субъекты отрасли играют определенную роль в обеспечении населения и организаций муниципального района продуктами питания.

В 2019 году на территории района были зарегистрированы и функционировали 2 сельскохозяйственные организации ООО «Южное» и СПК «Ношульский» (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года – 3 организации), К(Ф)Х ___ (по данным переписи – 25 ед.). Количество личных подсобных хозяйств по данным администраций сельских поселений составило более 8 тыс. (по данным переписи – 9521 ед.).

На протяжении всего периода оценки сельскохозяйственные организации были прибыльными.

К сожалению, объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в фактически действовавших ценах, имеет четкую тенденцию к снижению, так же, как и его доля в республиканском уровне. Однако если рассматривать отдельно по категориям, то этот показатель по сельскохозяйственным организациям растет, по крестьянским (фермерским) хозяйствам находится примерно на одном уровне, и снижается за счет понижения продукции хозяйств населения.

Особое место в экономической и социальной сфере муниципального района занимает малый бизнес, который способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами, формированию конкурентной среды, стабильности налоговых поступлений.

В 2015 году было проведено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего предпринимательства, по итогам которого в муниципальном районе выявлено 499 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). С 2016 данные по субъектам МСП содержатся в Реестре.

Как видно из графика, в 2016 году количество субъектов МСП в расчете на 1000 человек населения (с учетом микропредприятий) резко упало, возможно, из-за изменений в законодательстве, касающихся критериев отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП, а также из-за последствий экономического кризиса. Плановые значения также не были достигнуты (в 2019 году – 27 ед.).

 

 

Кроме этого, на снижение численности субъектов МСП значительно повлияли и в среднесрочной перспективе еще повлияют следующие факторы:

- увеличение минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и НДС;

- увеличение фискальной нагрузки, в связи с применением расчетов через онлайн-кассы и продажу продукции с маркировкой, изменение системы налогообложения,

- введение иных программных продуктов в обороте продукции;

- стремительное развитие федеральных торговых сетей.

По состоянию на 01.01.2020 согласно данным Реестра в районе действует 424 субъекта МСП, из них 12 - малые предприятия и 412 – микропредприятия. Количество индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами МСП – 326 ед.

По видам экономической деятельности основную долю субъектов малого и среднего предпринимательства занимают организации оптовой и розничной торговли – 32%; деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства - 20 %, в сфере транспортировки и хранения – 11,7 %, в сфере обработки – 10 %. Среди других видов деятельности стоит отметить деятельность в сферах общественного питания, коммунальных услуг, строительства, гостиничного бизнеса, предоставления различного вида услуг.

Ежегодно администрация района оказывает финансовую поддержку предпринимателям района на развитие и модернизацию собственного бизнеса. Поддержка ведется как за счет местного и республиканского бюджетов, так и в рамках соглашений о социально-экономическом партнерстве с крупными предприятиями, ведущими деятельность на территории района. В период с 2014 по 2019 год сумма поддержки составила более 28 млн. руб. на реализацию 55 проектов

Кроме финансовой, администрация района оказывает консультационную и информационную поддержку. На официальном сайте создана вкладка «Предпринимательство», на которой любой желающий может найти информацию по всем видам поддержки, для большего охвата регулярно публикуются материалы в социальной группе «Бизнес-Прилузье», производится рассылка материалов посредством электронной почты субъектам малого и среднего предпринимательства, как сотрудниками администрации, так и информационно-маркетинговым центром предпринимательства.

Стоит отметить также имущественную поддержку предпринимателям. Постановлением администрации муниципального района утвержден Перечень муниципального имущества муниципального района «Прилузский», предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На 01.01.2020 г. в Перечень входит 21 объект. Имущественная поддержка предоставляется 14 субъектам малого бизнеса.

Функционирует Координационный совет по малому и среднему предпринимательству муниципального района «Прилузский», в состав которого входят местные предприниматели, и на заседаниях которого поднимаются актуальные вопросы и проблемы. По мере возможности, для предпринимателей района организуются семинары и учебы по разным направлениям совместно с Центром поддержки предпринимательства «Шондi». Созданы и работают межведомственная комиссия по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, платежам на обязательное страхование и налогам в бюджет и межведомственная комиссия по охране труда. В результате проведенной работы комиссии по ликвидации задолженности в 2019 году в бюджет района поступило НДФЛ на сумму 5,2 млн. рублей.

Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2019 году, не смотря на уменьшение численности населения, осталась на уровне 2014 года – 5228 чел. против 5071 чел. Плановое значение в 4800 чел. выполнено. Также выполнен план по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников (без субъектов малого предпринимательства). В 2019 году заработная плата выше, чем в 2014 на 44 % и составила 38856,2 руб.

Уровень зарегистрированной безработицы в районе, начиная с 2017 года, падает. В 2019 году этот показатель значительно ниже планового значения, которое составляет 4 % и на 21 % ниже факта 2014 года. Администрация района сотрудничает с работодателями и государственным учреждением службы занятости, что дает возможность решать социальные задачи по содействию занятости населения. Создана и работает комиссия по вопросам занятости населения муниципального района «Прилузский».

В 2019 году был проведен опрос организаций района о кадровой потребности на 2020-2026 годы. Были опрошены 133 организации в различных отраслях, выявлена потребность в 210 человек. Больше всего опрошенные организации нуждаются в специалистах со средним профессиональным образованием: крановщики, трактористы, повара, в общей сложности 89 человек. В сфере культуры выявлена потребность в 73 человека по различным направлениям. Существует потребность в 24 специалистах с высшим или средним специальным педагогическим образованием. Организации здравоохранения были опрошены в 2018 году, и прогноз потребности на 2019-2025 годы составил 17 человек.

В районе стабильно снижается численность населения. В 2019 году среднегодовая численность постоянного населения составила 16,8 тыс. чел., что на 12% меньше, чем в 2014 году. В основном это произошло вследствие миграционного оттока, который, тем не менее, в 2019 году ниже, чем в 2014. Естественная убыль, с другой стороны, имеет отрицательную динамику: 91 человек в 2019 году против 15 человек в 2014 году.

 

 

 

Доля населения в трудоспособном возрасте сократилась с 52,4% в 2014 году до 46,4% в 2019 году. Существенно увеличилась демографическая нагрузка на трудоспособное население. Доля населения старше трудоспособного возраста выросла с 24,2% до 31%. В этот период отмечено снижение рождаемости (с 16,1 человек на 1000 человек населения по итогам 2014 года до 11,1 по итогам 2019 года), снижение смертности населения (с 16,9 до 16,6).

 

 

Одним из приоритетных направлений развития района является сфера образования, в частности дошкольного. До 2017 года существовала проблема с очередями в дошкольные учреждения, однако, благодаря вводу нового детского сада в с. Объячево на 220 мест, этот вопрос, по большей части, удалось решить, что хорошо видно на графике. Тем не менее, показатель «Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет» не достиг планового значения в 100% и, более того, оказался ниже уровня 2014 года. Вероятно, это объясняется тем, что часть детей, прописанных в муниципальном районе, проживают и посещают дошкольные учреждения в других местностях.

 

 

На протяжении всего действия Стратегии 2020 население муниципального района обеспечено на 100% от нормативной потребности библиотеками, клубами и учреждениями клубного типа. Администрацией района ежегодно поддерживаются праздники и фестивали, являющиеся брендами Прилузья.

За отчетные годы значительно вырос показатель «Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за один год, приходящаяся в среднем на одного жителя». Плановое значение 2019 года в 0,13 кв. м. выполнено со значением в 0,5 кв. м. На это повлиял как фактор с положительной динамикой – ввод в действие жилья, так и сокращение численности населения. В основном, эта площадь приходится на жилые дома, построенные населением. За счет бюджетных средств жилые дома вводились в 2014 и 2017 годах.

Соответственно, показала рост и общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, полностью выполнив план.

 

 

Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования в последний раз осуществлялся в 2018 году, было введено 0,9 км дорог. Ежегодно в районе проводятся мероприятия по улучшению качества дорожного покрытия. В 2019 году на ремонт автомобильных дорог общего пользования, ремонт улично-дорожной сети и мостовых сооружений было направлено более 55 млн. рублей. Эти мероприятия позволяют ежегодно повышать долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения. Сократилось и количество дорожно‒транспортных происшествий: с 45 ед. в 2014 до 29 ед. в 2019.

 

 

Уменьшилась доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) с 3,7% в 2014 году до 3,1% в 2019 году, выполнив тем самым план, установленный Стратегией 2020. Достижение показателя обусловлено сохранением маршрутной сети, уменьшением численности населения в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром с. Объячево, в связи с естественной убылью населения, а также миграцией населения в населенные пункты, имеющие регулярное автобусное сообщение.

Уровень преступности не претерпел значительных изменений: количество зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек в 2014 году составил 1930 ед., а в 2019 – 1870 ед. В 2019 году плановое значение в 2520 ед. выполнено. При этом, в 2015 году наблюдался резкий рост – до 2570 зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек.

Получила развитие система стратегического планирования в муниципальном районе. В 2013 году в рамках реализации проекта «Внедрение унифицированной процедуры стратегического управления развитием муниципальных образований в Республике Коми» (распоряжение Правительства Республики Коми от 27.05.2013 N 194-р «О комплексе работ, направленных на совершенствование системы стратегического планирования в Республике Коми») были приняты 9 муниципальных программ МО МР «Прилузский» по основным направлениям развития, разработана стратегия социально-экономического развития Прилузского района. Переход на трехлетний бюджет позволил району в полной мере использовать возможность заключения среднесрочных контрактов, установить прозрачные и предсказуемые правила бюджетно-налоговой политики на среднесрочную перспективу. Целесообразность выбора трехлетнего бюджета по сравнению с перспективным финансовым планом состоит в том, что трехлетний бюджет позволяет значительно расширить практику заключения среднесрочных контактов, обеспечивает большую стабильность межбюджетных отношений, ориентирует бюджетный процесс на достижение необходимых результатов.

Что касается системы муниципального управления, то, мероприятия, направленные на ее развитие, позволили в отчетном периоде обеспечить:

- совершенствование системы предоставления муниципальных и государственных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна»;

- внедрение современных подходов к организации системы дополнительного профессионального образования;

- совершенствование антикоррупционных механизмов в реализации кадровой политики в муниципальном образовании муниципальном районе;

- улучшение технических характеристик объектов муниципального имущества для дальнейшего вовлечения в экономический оборот;

- разработку генеральных планов, правил землепользования и застройки;

- подготовку лесоустроительных материалов;

- поступление доходов от использования муниципального имущества в бюджет МО МР «Прилузский»;

- соответствие бюджетной и налоговой политики, проводимой органами местного самоуправления МО МР «Прилузский», требованиям Стратегии 2020;

- своевременное направление проекта решения о бюджете МО МР «Прилузский» в Совет муниципального района «Прилузский», обеспечение принятия в установленные сроки бюджета МО МР «Прилузский» на очередной финансовый год и плановый период, соответствующего требованиям бюджетного законодательства;

- своевременное и в полном объеме исполнение расходных обязательств;

- эффективную организацию внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, повышению эффективности использования средств бюджета МО МР «Прилузский»;

- отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам и отсутствию просроченных платежей по обслуживанию долговых обязательств муниципалитета;

- повышение оперативности и качества принятия управленческих решений в органах местного самоуправления;

- повышение качества исполнения функций и полномочий органов местного самоуправления.

Структуру доходов бюджета в 2019 году составили: 78% - налог на доходы физических лиц, 8% - акцизы, 14% - другие налоги и платежи. Традиционно структура расходов бюджета характеризуется социальной направленностью. В 2019 году наибольший удельный вес пришелся на отрасли «Образование» - 61,6% и «Культура и кинематография» - 11,6%.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя муниципального образования в 2019 году при плане в 8,9 тыс. руб. составили 11 тыс. руб. Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования планомерно росли, не выполняя этим план. На уровень показателя в условиях проведения мероприятий по оптимизации бюджетных расходов влияет уменьшение численности постоянно проживающего населения в Прилузском районе, рост расходов за счет индексации заработной платы работников органов местного самоуправления и доведения заработной платы до МРОТ.

На территории Прилузского района весь отчетный период планомерно велась работа по принятию мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что включает в себя:

 - проведение неотложных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, в жилом фонде граждан, энергетики, промышленности, транспорта и связи пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

- жизнеобеспечение населения, остающегося за рекой в период весеннего половодья и паводков, организация безопасных перевозок грузов и населения, аварийных бригад;

- организация проведения работ по подготовке населенных пунктов к летнему пожароопасному периоду; подготовка добровольных пожарных команд;

- оказание помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров, террористических актов;

- предупреждение гибели людей в местах массового отдыха населения на водных объектах;

- организация обучения неработающего населения и обучение руководителей, должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуация, пожарной безопасности и противодействия терроризму.

Безопасность граждан на улицах и в общественных местах на территории района является одним из приоритетных направлений работы администрации.

  Осуществляется работа по решению задач, направленных на повышение доверия граждан к правоохранительным органам, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, многоуровневую профилактику, укрепление взаимодействия правоохранительных органов с органами власти района.

С 2015 года в муниципальном районе внедряется Стандарт развития конкуренции, направленный на совершенствование конкурентной среды и снижение административных барьеров на бизнес.

В 2015 году был открыт многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в с. Объячево. С 2017 года в МФЦ функционируют в с. Летка, с. Ношуль, с. Черемуховка.

В общей сложности открыто 8 окон обслуживания, в том числе 1 бизнес-окно, ориентированное на предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

В МФЦ предоставляются 304 услуги, в том числе 63 федеральных услуг, 132 региональных, 38 муниципальных, а также 71 иных сопутствующих услуг. Среднее время ожидания в очереди при обращении за получением услуг в 2019 году составило 3 минуты 04 секунды (целевое значение – не более 15 минут).

Муниципальный район активно взаимодействует с Республикой Коми, принимая участие в реализации 12 государственных программ Республики Коми:

- Социальная защита населения;

- Содействие занятости населения;

- Развитие образования;

- Развитие здравоохранения;

- Развитие культуры и туризма;

- Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан;

- Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса;

- Развитие экономики;

- Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды;

- Развитие транспортной системы;

- Управление государственными финансами и государственным долгом;

- Управление государственным имуществом.

Внедрены современные методы стратегического и проектного управления, осуществляется их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: