Как и другие анализаторы зрительный к моменту рождения оказывается недостаточно зрелым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в небольшом количестве секретируется со времени рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5–2 месяцев жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8–9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3–4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анализатора заканчиваются лишь к 7 годам.
Движения глаз в первые дни жизни новорожденного некоординированные (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмоидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и составляет в этот период всего лишь 1–2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2–2,5 месяцам достаточно совершенно.
|
|
Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Защитный рефлекс смыкания век при приближении предметов к глазам появляется к 1,5 месяцам.
Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 месяцев. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты круговые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие. Изменения зрачков и сужение зрачков на свет в зависимости от возраста представлены в таблице 48.
Таблица 48
Изменения зрачков и сужение зрачков на свет
в зависимости от возраста
Возраст, годы | Диаметр зрачков в мм (при средней силе света) | Сужение зрачков в мм |
1 год 6–12 лет взрослые | 1,5–2,5 3,2 | 1,4 1,9 2,5 |
Оптическая система глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые (табл. 49). Но уже с 10-летнего возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомодации уменьшается. В возрасте 10 лет ближайшая точка ясного зрения находится на расстоянии 7 см, в 20 лет – 10 см, в 30 лет – 14 см, т. е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.
Таблица 49
Способность к аккомодации у детей
Возраст, годы | Ближайшая точка от глаза | Объем аккомодации в диоптриях |
10 15 20 25 30 | 7 8 10 12 14 | 14 12 10 8,5 7 |
Глаза подавляющего большинства (около 90%) новорожденных характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глазного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8–12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.
|
|
Однако у значительной части детей (30–40%) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока развивается близорукость (миопия) – задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может возникнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с большим наклоном головы, при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей держать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35–40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.
Светочувствительность в период внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 месяцев. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зрительного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улучшаются при этом темновая и световая адаптация зрительного анализатора.
Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и к 6 месяцам составляет 0,1–0,3; в возрасте 1 года – 0,3–0,6; в 5 лет – 0,8–1,0; затем в подавляющем большинстве случаев (80–90%) острота зрения у детей и подростков несколько выше (0,9–1,1), чем у взрослых. В возрасте 18–60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,9–1,0 у подавляющего большинства лиц.
Возрастная динамика остроты зрения (на расстоянии 5 метров) представлена в таблице 50.
Таблица 50
Возрастная динамика остроты зрения
Возраст | Острота зрения |
1 неделя 1 месяц 3 месяца 6 месяцев 1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6–7 лет 8–15 лет | 0,004–0,02 0,008–0,03 0,05–0,1 0,1–0,3 0,3–0,6 0,4–0,7 0,6–1,0 0,7–1,0 0,8–1,0 0,9–1,0 0,9–1,1 |
Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом быстро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20–25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора.
Объемное зрение, т. е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцами жизни устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.
Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей имеется сразу после рождения и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фотостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятельности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зрительной области. Воздействие зеленым цветом сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией потенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражителей с 3–4 месяцев. В 6 месяцев дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.
|
|
Слуховой анализатор
Развитие периферических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к моменту рождения. Миелинизация проводникового отдела заканчивается к 4 годам жизни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.
Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на сильный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мигательный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.
Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) снижен; он улучшается к концу 2-го – началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, разнящихся на 4–7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4–1/2 тона) ребенок достигает в 7 месяцев.
Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый – от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14–19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается.
При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ – обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ – сильному шуму.
На развитие слуха у ребенка оказывает решающее значение тренировка, особенно занятия музыкой.