Работа психолога по проблемам детско-родительских отношений

1.  Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Как известно старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с родителями». Главными задачами является:

§ согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;

§ сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;

§ совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;

§ выявление одаренности и развитие способностей ребенка;

§  совместное предупреждение асоциального поведения детей и подростков.

В настоящее время в школе преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды-семьей, предприятиями, культурно- просветительными учреждениями, общественными организациями местными властями.

Взаимодействие семьи и школы оказывает существенное влияние на все аспекты жизнедеятельности учащихся. Чем организационно успешнее, а содержательно более многофункционально это взаимодействие, тем выше качественные показатели обучения школьника и более устойчиво в позитивном плане его поведение. Организация активного сотрудничества семьи и школы и определение согласованных правил взаимодействия с детьми способствует повышению психологического комфорта последних и успешности их обучения.

3начительная роль в установлении позитивных контактов школы с семьей принадлежит школьным психологам. Взаимодействие психолога школы с родителями носит полифункциональный характер и может быть представлено в разных направлениях в зависимости от типа психолого-педагогического вмешательства.

2. Виды психологического консультирования можно классифицировать по разным основаниям. Перечисленные ниже основания классификации затрагивают базовые характеристики психологического консультирования, по которым их можно разделять. По формату психологическое консультирование может быть групповым(консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности), индивидуальным (форма профессиональной психологической помощи в виде взаимодействия компетентного консультанта и клиента, базирующаяся на полном сосредоточении консультанта на уникальности клиента, проводимая исключительно только с тем, кто обратился за консультацией, в ходе которой применяются адекватные методы и средства для приобретения клиентом знаний о себе, обучению связывать полученные знания с целями), семейным. По объекту воздействия (люди или организации) это могут быть консультации с детьми, родителями, учителями, семейными парами, служащими компании или руководителями подразделений и т.д., группами людей. Особняком стоит организационное консультирование, где объектом изменений является не человек или группа людей, а целая организация, и в основе лежит решение организационных проблем, а не проблем отдельных людей или групп людей. Специалисты, работающие в области организационного консультирования, должны пройти специальное обучение по теории и практике организационной психологии. По содержанию проблемы, с которой клиент обратился за помощью, это может быть консультирование по проблемам семейных разногласий, плохого поведения ребенка, трудностей адаптации, последствий травматического стресса и т.д. Иногда выделяют методы или теоретические направления, в парадигме которых проводится консультирование, но это скорее касается вопроса «Как?». Нетрудно заметить, что школьный психолог в своей работе сталкивается практически со всеми видами психологического консультирования, за исключением организационного, что является дополнительной нагрузкой, так как требует быстрой перестройки с одного вида консультаций на другой.

3. Первичный запрос – это то, что вот прямо сейчас беспокоит клиента. Что доставляет ему неудобство, от чего бы ему хотелось избавиться, что приобрести, что его изводит, из-за чего он находится в постоянном напряжении, тревоге и т.д. Он не должен быть каким-то особенным. Он такой, какой он есть. Как есть сейчас, как чувствуется, мыслится человеком.

Первичный запрос в 90% случаев не является истинным. За ним, как правило, прячется нечто недоговоренное, так как клиент чаще всего сам не понимает всей глубины ситуации — что привело его в эту ситуацию и как можно двигаться дальше.

Рабочий запрос – это то, что формируется в ходе работы. Порой на то, чтобы сформировать рабочий запрос, уходят с десяток встреч. Дело в том, что темп у каждого разный. Трудности разные. Контексты разные. Хочется одного, а, на самом деле, хотя одного, человек хочет другого. Всё это может раскрыться только в ходе работы.

Поступивший от клиента запрос необходимо «очистить» от эмоций. Часто под видом запроса поступают жалобы. И даже если клиент пришел не с жалобой, а с проблемой, то и в этом случае отделение эмоций от конкретики помогает внести ясность, описать сложившуюся ситуацию с выделением фактов и сформулировать запрос в виде ожидаемого результата.

4. Семьи, которые столкнулись с признаками девиантного поведения детей, находятся в поиске оперативного ответа на вопросы, помогающие разработать тактику и стратегию реагирования на данные ситуации. Необходима консультационная помощь по направлениям: - юридическая (каковы формальные границы ответственности и реальные последствия для ребенка и семьи произошедшего проступка); - медицинская (как организовать комплексное обследование, чтобы исключить или подтвердить психофизиологические причины неадекватного поведения – патопсихологического отклонения в психике, и начать, в том числе, медикаментозную поддержку и коррекцию состояния ребенка); - психолого-педагогический анализ случая, мониторинг семейной и школьной среды, с целью выявить причины и «внутренний» план, обоснование для ребенка поведенческих реакций, интерпретированных в качестве девиантного поведения. Каковы психолого-педагогические способы решения той или иной ситуации? Как легитимно возместить «причиненный ущерб» пострадавшей стороне так, чтобы в сознании ребенка наступившие последствия были связаны с результатом его действий (девиантного поведения)? Что понимается под «восстановительными технологиями»? Какие государственные и общественные организации привлекаются к участию в случаях девиантного поведения подростков, их цели и задачи. В каких случаях органы правосудия принимают решение об изоляции подростков от общества, которая претворяется в жизнь посредством содержания их в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Родители нуждаются в прояснении ключевых задач пенитенциарной системы в отношении подростков, в понимании, что на первом месте находится не наказание (или «месть»), а необходимое привитие норм и ценностей приемлемого для общества поведения, исключение из поведенческого репертуара асоциальных постпков, преступления как средства достижения цели. Консультирование также касается вопросов, связанных с видами колоний, режимами пребывания несовершеннолетних, условиями, льготами, профилактикой повторного привлечения. Выстраивания системы психолого-педагогической работы по взаимодействию семьи и соответствующих специалистов, служб с целью дальнейшей конструктивной социализации подростка с девиантным поведением, совершившего правонарушения. Консультирование семей, оказавшихся в ситуации конфликта, предполагает помощь в прояснении «внешнего и внутреннего планов» конфликта, выявлении базового запроса семьи, формулирование предпочитаемого для родителя результата – решения конфликта, проверка этого решения на принципиальную достижимость, «экологичность», адекватность с точки зрения перспектив временных затрат, привлеченных внешних и внутренних ресурсов. Консультант должен помочь родителю, обратившемуся за помощью, перевести выявленную проблему в задачу в виде последовательности ряда шагов, анализ материалов и формулирование специфики той сферы, к которой относится основное содержания конфликта (ситуация неконструктивной коммуникации и взаимодействия с конкретным педагогом или администрацией образовательной организации; внутрисемейные противоречия, которые отражаются на обеспечении прав ребенка; отказ организации в предоставлении тех или иных условий, рекомендованных соответствующими институциями в качестве удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося и т.д.). Составление основного и запасного плана (вариантов) разрешения конфликта, подбор необходимых документов и нормативно-правовых разъяснений. Знакомство с организацией переговорного процесса, его этапами, рисками, стратегиями ведения переговоров и тактиками поведения, задавания вопросов, конструктивного реагирования. Базовая цель консультирования в таких случаях: создание положительного опыта семьи по решению конфликтных ситуаций разного характера и создание приемлемых для родителей социально адекватных способов поведения, привлечения ресурсов, следовательно – развитие родительской компетентности. Необходимо отметить тот очевидный факт, что запросы и трудности семей, воспитывающих детей с разными потребностями, могут находиться на пересечении выделенных нами категорий, что потребует от консультанта готовности к индивидуальному подходу к оказанию помощи обратившемся родителям. Современные подходы к консультированию предполагают знакомство специалиста с инструментами «навигации» и «картирования». Оба понятия являются метафорами сопровождения. Под «навигацией» понимается динамическая система оперативной поддержки и помощи в достижении конкретной задачи, поставленной семьей. Семья при этом находится в принципиально активной, субъектной, ответственной позиции. Именно родители, обратившиеся за помощью, решают возникшую проблему. Консультант, осуществляющий «навигацию» с помощью вопросов, комментариев, разъяснений, помогает семье осознать – в правильном ли направлении они продвигаются? Если нет, то принять решение об изменении планов и «маршрутов». Под «картированием» подразумевается визуальное структурированное предъявление информации, ранжированное по уровню доступности, приемлемости, предпочтений семьи. Это всевозможные списки контактов, ресурсов, способов действия, сообществ поддержки, методик и технологий и др. К способу составления «карты» предъявляются три требования: наглядность, удобство использования для всех участников консультации и субъективная открытость (понятность, доступность) для понимания. В современной ситуации фундаментальной потребностью всех категорий родителей, обратившихся за помощью, признается право на уважительное отношение, на признание партнерской позиции в диалоге со специалистами и компететного знания собственной ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: