И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
92
101. 1) Проанализируйте таблицу. Проследите нормы и варианты нормы произношения сочетания чн, отмеченные в словарях.
Слово | 1935—1940 годы | Начало XXI века |
будничный | [шн] | [ч’н] и доп. [шн] |
булочная | [шн] | [шн] и доп. [ч’н] |
игрушечный | [шн] | [ч’н] |
нарочно | [шн] | [шн] |
порядочно | [шн] | [шн] и [ч’н] |
порядочный | [шн] | [шн] и [ч’н] |
сливочный | [шн] | [ч’н] и доп. устар. [шн] |
яблочный | [шн] | [ч’н] и доп. устар. [шн] |
яичница | [шн] | [шн] |
2) Составьте словосочетания | Говорите правильно | ||||||||
со словами из таблицы и прочи- | |||||||||
Произношение [шн] вместо орфо- | |||||||||
тайте в соответствии с современ- | |||||||||
графического чн в настоящее время | |||||||||
ными орфоэпическими нормами.
| |||||||||
требуется в женских отчествах: Иль- | |||||||||
102. Распределите данные слова | ини[шн]а, Лукини[шн]а, | Никити- | |||||||
по группам в зависимости от осо- | [шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а — | ||||||||
бенностей произношения сочета- | и сохраняется в отдельных словах: | ||||||||
ния чн. Используйте орфоэпиче- | горчи[шн]ый, коне[шн]о, | копее- | |||||||
ский словарь. | [шн]ый, пере[шн]ица, праче[шн]ая, | ||||||||
Булочная, | горчичник, | пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]и- | |||||||
ца и др. | |||||||||
дачник, игрушечный, конеч- | |||||||||
но, крошечный, коричневый, | |||||||||
молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, по- | |||||||||
рядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скуч- | |||||||||
но, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, | |||||||||
ячневая. | |||||||||
[шн] | [ч’н] | [ч’н] и [шн] | |||||||
(вариантное произношение) | |||||||||
| |||||||||
було[шн]ик | зада[ч’н]ик | порядо[шн]ый и порядо[ч’н]ый | |||||||
103. 1) Прочитайте слова правильно. В случае затруднения обращай-тесь к орфоэпическому словарю.
93
компью[т]ер‚ [т]ембр‚ [т’]ермин‚ ши[н’]ель |
Говорите правильно |
Дефис, модель, лотерея, майонез, помощник, бутерброд, гололедица, коттедж, депо, индекс, галантерея, бухгалтер, бизнесмен, компьютер, акварель, житие, свитер, яичница, темп, сканер.
|
|
2) Составьте и запишите четыре-пять словосочетаний с этими словами. Правильно прочитайте эти словосочетания.
104. 1) Произнесите слова в соответствии с современными орфоэпи-ческими нормами.
Замёр[шш]ий, ра[шш]итый, произнё[шш]ий, ра[шш]и-рять, бе[жж]алостный, [жж]атый, ра[жж]ать, уе[ж’ж’]ать и уе[жж]ать, расска[щ’щ’]ик, ре[щ’щ’]ик, три[ц]ать, уча[сл’]и-вый и уча[с’л’]ивый, уча[с’н’]ик, изве[c’н’]як, безуча[сн]ый, гру[сн]ый, изве[сн]ый.
2) Составьте словосочетания, включив произнесённые вами сло-ва. Запишите получившиеся словосочетания.
105. 1) Прочитайте текст. Какова его тема?
Есть языки, в которых уда-рение, как правило, падает на [т]емп‚ определённый слог: в финском, например, на первый, во фран-цузском — на последний. Напри-
мер, слова «мáркетинг» и «мéнеджмент» пришли к нам из английского языка, где ударение ставится на первом слоге, а «гравёр», «диспансéр», «жалюз́», «каучýк», «партéр», «пю-п́тр», «шасс́» — из французского, где ударение ставится на последнем слоге. В словах, оканчивающихся на «-лог» (от греч. «логос» — слово), ударение падает тоже, как правило, на последний слог: «диалóг», «каталóг», «монолóг», «не-кролóг».
В некоторых зарубежных именах и фамилиях, где непра-вильное ударение закрепилось ещё в XIX, а то и в XVIII веке
и стало традиционным, допускаются варианты. Можно гово-рить Рéмбрандт (так имя художника произносят в Нидерлан-дах) и Рембрáндт (так оно традиционно звучит в России).
В русском языке ударение может падать на любой слог и любую часть слова; кроме того, оно подвижно: в разных грамматических формах слов ударение может переходить с одного слога на другой: головá, гóлову; прин́ть, принялá, пр́нято; вáжный, важнá, важн́ и так далее.
94
Встречается в словах рус-ского языка и второе ударе-ние, связанное не с «нажи-мом» или понижением тона голоса (как обычно), а с его повышением. Второе ударение можно заметить в словах с приставками «анти-», «меж-», «около-», «контр-», «сверх-», «супер-», «экс-» и другими и
Говорите правильно
газопров`д, досýг, жалюз́, ин-струмéнт, квартáл, киломéтр, крáны, т́фля, хоз́ева, христиан́н, щавéль
включ́шь, вруч́шь, дозвон́шь-ся, звон́т
крас́вее, опт`вый
в некоторых сложных словах, например: «кóнтратáка», «са-молётостроéние», «вóдонепроницáемый», «глáвврáч», «мéжоб-ластн`й», «сýпероблóжка», «в́це-президéнт» и так далее.
Больше того: ударение может меняться с ходом времени. В XIX и в начале ХХ века при спряжении глаголов на «-ить» ударение стало «перемещаться» с последнего слога к началу слова. Например, у Александра Сергеевича Пушкина (1799— 1837) в «Сказке о царе Салтане» есть строка: «он их кóрмит и по́т», где в первом слове «перемещение» уже произошло, а во втором — ещё нет. Сейчас правильно будет сказать только «дáрит», «кóрмит», «пóит». С глаголом «звон́ть» этого пре-вращения не произошло: говорить «звóнит» неправильно. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающихся на «-метр», ударение падает на последний слог: «киломéтр», «сантимéтр», «миллимéтр».
В отглагольных существительных ударение сохраняется на том же месте, что и в исходном глаголе, от которого они образованы: «исповéдать — вероисповéдание», «обеспé-чить — обеспéчение».
(Е. Первушина)
2) Выделите в тексте смысловые части. О чём говорится в каж-дой из них?
3) Составьте и запишите сложный план текста.
4) Найдите и ещё раз прочитайте предложения‚ где говорится об особенностях русского ударения.
|
|
5) Подготовьте рассказ по составленному вами плану об особен-ностях постановки ударения в русском языке.
6) Используя примеры из текста‚ составьте орфоэпический сло-варик. Дополните словарик тремя-четырьмя словами. Используйте ре-сурсы порталов «Грамота.ру» и «Словари.ру».
95
106. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.