Ролевства
Это говорю я, королевский герольд Вы слышите меня
Ох, до чего же приятное известие велено мне передать вам Всё готово к балу в королевском дворце
Приглашённые на бал а приглашённые на бал Не за-будьте, что вы приглашены На балу непременно произойдёт что-нибудь удивительное Ведь недаром наше королевство сказочное
Приходите не забудьте честное слово не пожалеете
(Е. Шварц)
157
§ 25. Научно-учебный подстиль.
План ответа на уроке, план текста
211. 1) Прочитайте диалог. Что можно посоветовать Кате, чтобы она больше не попадала в подобную ситуацию?
— О членах предложения нам расскажет Катя Синицына.
— А что рассказывать?
— Разве ты не готовилась дома?
— Я всё знаю о членах предложения, но не знаю, с чего начать. Вы мне лучше конкретные вопросы о членах предло-жения задавайте, я на все отвечу.
— Нет, я хотела бы услышать связный ответ по предло-женной теме.
2) Рассмотрите план на основе вопросов по теме «Члены пред-ложения» и составьте простой план ответа по этой теме на основе по-вествовательных предложений.
|
|
На какие группы делятся все члены предложения?
Какие члены предложения составляют его граммати-ческую основу?
Каковы значения и способы выражения подлежащего
и сказуемого?
Какие существуют второстепенные члены предложе-
Ния?
Каковы значения и способы выражения второстепен-ных членов?
3) Как вы думаете, смогла бы Катя построить связное высказы-вание о членах предложения, если бы самостоятельно составила дома план на основе вопросов или повествовательных предложений? Сде-лайте вывод.
План отражает последовательность изложения содержа-ния и позволяет обобщить это содержание. План помогает восстановить усвоенное содержание в памяти и может слу-жить опорой для связного высказывания.
212. 1) Внимательно прочитайте текст.
Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий морфемный состав слова, такие единицы языка, как морфе-мы — мельчайшие значимые части слова. Корень, пристав-ка, суффикс, окончание — это морфемы.
158
Корень — это главная морфема, в которой заключено об-щее лексическое значение всех родственных слов и без кото-рой не может существовать слово. Бежать, бег, беговой, бег-лый, бегун, пробежать — это родственные слова с корнем-бег-/-беж-, выражающим значение «быстро передвигаться».
Приставка и суффикс — это морфемы, которые служат для образования новых слов. Например, бежать → отбе-жать, бег → беговой.
Существуют и формообразующие суффиксы. Например, суффикс формы прошедшего времени глагола -л-: прочитал, запомнили.
|
|
Окончание — морфема, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении. Например, бегун — бегуна, бегуну; восхищаться бегуном.
2) Рассмотрите три варианта простого плана приведённого тек-ста. Объясните, в чём состоит различие между ними.
Часть | План на основе | Вопросный план | |
текста | назывных предложений | ||
1 | Морфемика и морфемы. | Что такое морфемика и мор- | |
фемы? | |||
2 | Корень. | Каково значение корня? | |
3 | Приставка и суффикс. | Какова роль приставки и | |
суффикса? | |||
4 | Окончание. | Для чего служит окончание? | |
Тезисный план