Жители сказочного королевства а жители сказочного ко-

Ролевства

Это говорю я, королевский герольд Вы слышите меня

 

Ох, до чего же приятное известие велено мне передать вам Всё готово к балу в королевском дворце

 

Приглашённые на бал а приглашённые на бал Не за-будьте, что вы приглашены На балу непременно произойдёт что-нибудь удивительное Ведь недаром наше королевство сказочное

Приходите не забудьте честное слово не пожалеете

(Е. Шварц)


 


157


§ 25. Научно-учебный подстиль.


План ответа на уроке, план текста

 

 

211. 1) Прочитайте диалог. Что можно посоветовать Кате, чтобы она больше не попадала в подобную ситуацию?

— О членах предложения нам расскажет Катя Синицына.

— А что рассказывать?

— Разве ты не готовилась дома?

— Я всё знаю о членах предложения, но не знаю, с чего начать. Вы мне лучше конкретные вопросы о членах предло-жения задавайте, я на все отвечу.

— Нет, я хотела бы услышать связный ответ по предло-женной теме.

 

2) Рассмотрите план на основе вопросов по теме «Члены пред-ложения» и составьте простой план ответа по этой теме на основе по-вествовательных предложений.

На какие группы делятся все члены предложения?

Какие члены предложения составляют его граммати-ческую основу?

Каковы значения и способы выражения подлежащего

и сказуемого?

Какие существуют второстепенные члены предложе-

Ния?

Каковы значения и способы выражения второстепен-ных членов?

3) Как вы думаете, смогла бы Катя построить связное высказы-вание о членах предложения, если бы самостоятельно составила дома план на основе вопросов или повествовательных предложений? Сде-лайте вывод.

 

 План отражает последовательность изложения содержа-ния и позволяет обобщить это содержание. План помогает восстановить усвоенное содержание в памяти и может слу-жить опорой для связного высказывания.

 

212. 1) Внимательно прочитайте текст.

 

Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий морфемный состав слова, такие единицы языка, как морфе-мы — мельчайшие значимые части слова. Корень, пристав-ка, суффикс, окончание — это морфемы.


 


158


Корень — это главная морфема, в которой заключено об-щее лексическое значение всех родственных слов и без кото-рой не может существовать слово. Бежать, бег, беговой, бег-лый, бегун, пробежать — это родственные слова с корнем-бег-/-беж-, выражающим значение «быстро передвигаться».

 

Приставка и суффикс — это морфемы, которые служат для образования новых слов. Например, бежатьотбе-жать, бег → беговой.

 

Существуют и формообразующие суффиксы. Например, суффикс формы прошедшего времени глагола -л-: прочитал, запомнили.

 

Окончание — морфема, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении. Например, бегун — бегуна, бегуну; восхищаться бегуном.

 

2) Рассмотрите три варианта простого плана приведённого тек-ста. Объясните, в чём состоит различие между ними.

 

 

Часть План на основе

Вопросный план

 

текста

назывных предложений

 
   
       
1 Морфемика и морфемы. Что такое морфемика и мор-  
    фемы?  
       
2 Корень. Каково значение корня?  
       
3 Приставка и суффикс. Какова роль приставки и  
    суффикса?  
       
4 Окончание. Для чего служит окончание?  
       

 

Тезисный план

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: