Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь

Хорошее слово тоже дело. 3. От одного слова да навеки ссора. 4. Доброе слово для человека что дождь в засуху.

Недоброе слово как огнём жжёт. 6. Доброе слово и кошке приятно. 7. Ласковое слово что вешний день. 8. Человеческое слово стрелы острее.

 

2) Устно постройте рассуждение-объяснение на тему «Почему нужно внимательно относиться к словам». В качестве одного из аргу-ментов используйте пословицу из ряда прочитанных.

 

199. 1) Прочитайте текст. Согласны ли вы с мнением автора? Объяс-ните почему.

 

Чтобы общение приносило радость, нужно быть тактич-ным.

 

Тактичный человек никогда не обидит собеседника рез-ким словом или неприязненным взглядом. Такой человек всегда доброжелателен, никогда

Толковый словарь не демонстрирует окружающим  
Такт́чный, -ая, -ое; -чен, -чна. своё плохое настроение. Он ста-  
Соблюдающий чувство меры в пове- рается сгладить возникающие в  
дении, деликатный. разговоре неловкости и помогает  
Делиќтный, -ая, -ое; -тен, -тна. выйти собеседнику из затрудни-  
Вежливый, обходительный, мягкий тельной ситуации.  
в обращении. Воспитывайте в себе чувство  

В́жливый, -ая, -ое; -ив. Соблю-

такта, потому что это делает че-  

ловека приятным в общении со-

 

дающий правила приличия, воспи-

 

беседником.

 

танный, учтивый.

 

(М. Мищенко)

 
   
   

2) Стремитесь ли вы быть тактичным? Объясните почему.

3) Устно перескажите текст.

 

200. 1) Внимательно прочитайте текст. Все ли изложенные в текстеправила ведения телефонных разговоров были вам известны? Какие правила, по-вашему, следует добавить?


 


152


Существуют правила общения по телефону, которые сле-дует неукоснительно соблюдать.

 


Звонить по телефону принято с 10 до 22 часов. Вести те-лефонный разговор нужно вежливо, используя этикетные слова. Начиная разговор, обязательно поздоровайтесь и пред-ставьтесь. Если беседа должна будет занять длительное вре-мя, поинтересуйтесь, располагает ли собеседник временем.

 

Разговаривая по мобильному телефону, помните об окру-жающих. В общественном транспорте важно следить за со-держанием разговора и за громкостью своего голоса. В му-зее, библиотеке, театре необходимо отключить мобильный телефон или переключить его на беззвучный режим.

 

Нужно уметь вовремя закончить разговор, чтобы не от-влечь собеседника от важных дел.

 

Заканчивая телефонный разговор, вежливо попрощай-тесь.

(П. Васильев)

2) Устно подробно изложите содержание текста.

 

201. 1) Прочитайте диалоги. Объясните, почему не были выполнены просьбы тех участников диалога, которые ожидали помощи.

1. — Эй ты, у окна! Раздвинь шторы!

— Меня зовут не Эй. И попрошу вас мне не тыкать.

2. — Передайте солонку. Суп несолёный!

— Мне, конечно, было бы нетрудно передать солонку, если бы вы попросили повежливее.

Дай ручку, я свою дома забыл.

— Мне почему-то не хочется давать тебе ручку.

4. — Отойди от доски, ничего за тобой не видно!

— Не только тебе видеть надо!

5. — Подними карандаш, он рядом с твоей ногой!

— Пусть поднимает тот, кто уронил!

 

2) Помогите участникам приведённых диалогов правильно выра-зить просьбы и услышать положительный ответ. С этой целью исполь-зуйте слова и сочетания слов из ряда приведённых.

 

Прости (простите) за беспокойство, не мог бы ты (не мог-ли бы вы)…

Прошу прощения, могу я тебя (вас) попросить…

Будь(те) добр(ы)… Будьте любезны…

Если тебя (вас) не затруднит, пожалуйста, …


 


153


Не сочти за труд… Не откажите в любезности… Окажите любезность… Сделай одолжение…

 

 

202. 1) Внимательно прочитайте текст. Со всеми ли высказываниями автора вы согласны? Объясните почему.

 

«Извини», «прости» — такие простые слова, а как быва-ет сложно произнести их. Но этому обязательно нужно на-учиться!

 


Прежде всего важно понять разницу между этими слова-ми, иначе, неправильно употребив слово, можно ещё больше обидеть человека. Слово «извини» подойдёт, если ты сделал что-то непреднамеренное и в то же время не очень серьёзное: случайно наступил кому-то на ногу или кого-то толкнул.

 

Слово «прости» употребляют, когда была нанесена более глубокая обида, независимо от того, умышленно или нет. Ес-ли человек нагрубил другому, обманул его или совершил что-то ещё в этом роде, а потом, решив помириться, просто скажет «извини», скорее всего, это вызовет негативную реак-цию. И уж совсем недопустимо слово «извиняюсь».

 

Когда просишь прощения, всегда будь искренним и не стесняйся этого. Прося прощения, говори то, что чувству-ешь, только тогда ты можешь рассчитывать на понимание и прощение со стороны собеседника. Сначала нужно попросить прощения, потом сказать, как получилось, что ты нанёс оби-ду. И, конечно же, пообещать, что этого больше никогда не повторится. И, что самое главное, — сдержать обещание.

(Н. Забродоцкая)

 

2) Перечитайте последний абзац текста. Смоделируйте ситуа-цию, когда вам нужно попросить у друга прощения (вы опоздали на встречу; забыли поздравить его с днём рождения, подождать после уроков, вернуть ему книгу; потеряли его тетрадь и т. п.). Запишите текст извинения и разыграйте диалог с одноклассником.

 

203. Постройте и запишите несколько высказываний, начиная их сле-дующими словами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: