Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с младых лет до старости

Хорош был у старого добрый конь — Бурушка-Косматушка. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком реки пере-скакивал.

Подъезжает Илья к трём дорожкам, на перекрёстке ка-мень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец…

2) Сравните текст былины от сказителя И. П. Сивцева (упр. 227)

 

и текст былины в обработке И. В. Карнауховой. Сохранены ли при об-работке языковые особенности оригинального фольклорного текста? Сделайте вывод.



172


3) Используя сведения из обработанного фольклорного текста, объясните значение четвёртой строки из текста былины от сказителя.

 

229. 1) Выразительно прочитайте выдержки из русских народных ска-зок и назовите особенности, которые характеризуют их язык.

 

1. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить: «Вези её в лес, на трескучий мороз!» Старик затужил, запла-кал, однако делать нечего. 2. С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась.

И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила. 3. Мартынка взвалил мешок на спину и пошёл искать другого места; шёл-шёл и забрёл в тёмный, дремучий лес. Среди леса поляна, на поляне огонь горит, в огне девица си-дит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, толь-ко в сказке сказать. 4. Много ли, мало ли времени прошло, проснулся-пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. 5. Шла Марьюшка чистым полем, шла тёмным лесом, высо-кими горами, широкими долами.

 

2) Какие сказки вы узнали по приведённым фрагментам? Устно кратко передайте сюжеты этих сказок.

 

 

230. 1) Прочитайте текст и определите его главную мысль. Объясни-те, почему автор называет пословицы крылатой мудростью.

 

Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетия-ми накапливаются и вечно живут в слове несметные сокрови-ща человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

 

Меткий и образный русский язык особенно богат посло-вицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они пе-релетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

(М. Шолохов)

2) Выучите второй абзац текста наизусть.

 

231. 1) Прочитайте загадки. Какие метафоры в них использованы?


Шёл долговяз — в сыру землю увяз. 2. Зимой греет,

Весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. 3. Течёт, те-


 


173


чёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. 4. Дедушка без топора мост мостит. 5. Два братца в воду глядятся, ввек не сойдутся. 6. Разноцветное коромысло над рекой повисло.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: