222. 1)Прочитайте текст. Определите, к какой функциональной раз-новидности языка он принадлежит. Своё мнение обоснуйте.
Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма ти-хонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой ро-сою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:
— Не бойтесь — это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяют-ся солнцу, как придворные красавицы своему королю, кла-няются и поют:
— Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кру-жились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зе-лёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над мо-рем.
(М. Горький)
2) Какой троп создаёт образную систему текста? Объясните, как это связано с жанром этого текста — литературная сказка.
3) Определите тип речи, к которому относится текст. Элементы какого ещё типа речи использованы в тексте?
|
|
4) Выразительно прочитайте текст вслух.
223. 1) Прочитайте текст. К какому жанру он относится? Свой ответобоснуйте.
Невозмутимо шествовал по пескам высокомерный Вер-блюд-великан. Так сказать, корабль пустыни. А на его пути вдруг оказался коротышка Муравей.
Верблюд, не глядя, наступил на него своей ножищей и пошёл дальше. Хорошо, что не раздавил. Повезло Муравью.
А впрочем, такую мелюзгу мудрено раздавить. Особенно на песке.
Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся и погрозил Верблюду вслед кулачком. Мало того, догнал, обо-гнал и вновь погрозил Верблюду.
167
Но высокомерный корабль пустыни, опять не заметив, вновь наступил на него, продолжая свой путь.
Снова выбрался из-под песка Муравей и призадумался: как ему отомстить? И вот однажды Муравей взобрался на длинный бамбуковый хлыст и стал поджидать Верблюда.
А сам зачем-то раскачивал тонкую и гибкую верхушку бам-бука, что-то примеряя и рассчитывая.
Наконец на тропе появился Верблюд. Вот он подошёл по-ближе и… Получив хлёсткий удар по горбу, он взвился чуть ли не на дыбы и, скосив гневный взгляд на обидчика, вдруг… увидел за барханом притаившегося в засаде Льва. А Муравей о нём и не знал, потому что в другую сторону смотрел.
Верблюд вихрем унёсся прочь! Прошёл день…
Опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана, одна за другой, осторожно перешаг-нули через него.
Обернулся затем Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул ему, незаметному коротышке Муравью.
|
|
Так до сих пор Муравей и не знает, почему Верблюд с ним теперь здоровается.
(А. Иванов)
168
2) Определите тему и главную мысль сказки. Подберите интерес-ный заголовок.
3) Сопоставьте сказку А. А. Иванова и сказку М. Горького, при-ведённую в упражнении 222. Что объединяет эти произведения и в чём различие между ними?
224. 1) Прочитайте сказку ученика пятого класса об удивительном су-ществе. Найдите слова, придуманные автором. С какой целью они ис-пользованы? Затрудняют ли они понимание сказки? Объясните почему.
Уфо
У фо появился у меня в новогоднюю ночь, он выскочил прямо из-под ёлки.