Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Всего, час
1 Психология в изменяющемся мире и образовании Предмет психологии. Исторический обзор развития психологического знания. Этапы развития психологии как науки. Взаимосвязь психологии с другими науками (философия, социология, медицина, история, педагогика и др.) Отрасли психологического знания. Психология образования, становление и развитие. Общая психология как отрасль психологического знания. Основные принципы и категории общей психологии. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений. Психические процессы. Субъект, индивид, личность, индивидуальность. Методологические основы изучения человека. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Взаимосвязь методологии, методов и частных исследовательских методик. Применение психологических методов в образовании. Возникновение психики. Первоначальная форма психического. Развитие чувствительности в животном мире. Поведение животных: параметры анализа и основные теории. Индивидуально изменчивое поведение. Психическое отражение у животных. Стадии развития психики в филогенезе. Предпосылки возникновения сознания: групповая организация и коммуникация у животных. Качественные особенности психики человека. Возникновение и развитие сознания и деятельности человека. Индивидуальное и общественное сознание. Проблема сознания в психологии. Проблема бессознательного. Отношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека. 18
2 Психология деятельности и общения Деятельность как предмет психологического исследования. Теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Учебная деятельность. Структурные компоненты деятельности: действия, операции, психофизиологические функции; мотив, цель, задача. Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности. Виды мотивов, сознательные и бессознательные мотивы. Механизм смены видов деятельности. Механизм влияния деятельности на психическое развитие человека. Понятие установки. Деятельность как объяснительный принцип в психологии. Место и роль общения в жизни человека. А.А. Бодалев о коммуникативном ядре личности. Функции общения. Структура общения. Средства общения. Педагогическое общение и его специфика. Определение общения. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Техника и приемы общения. Коммуникативные способности. Социальный интеллект. Профессиональные особенности техники и приемов общения людей. Понятие малой группы и коллектива. Виды малых групп. Коллектив как малая группа. Структура малой группы. психологическая совместимость Руководство и лидерство в группе. Стили лидерства. Межличностные отношения в группах и коллективах. Эффективность групповой деятельности. 18
3 Психология познавательных процессов Ощущение в системе психических процессов. Ощущение как интеграция познавательных, эмоциональных и регуляторных сторон психического. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений. Отбор полезной информации в ощущениях. Общие свойства ощущений. Методы исследования ощущений. Понятие о познавательной деятельности. Этапы познания. Общая характеристика восприятия и его особенностей. Свойства восприятия. Содержание психической жизни субъекта, особенности личности, задачи и мотивы деятельности, эмоции, убеждения, мировоззрении личности как условия определяющие содержание восприятия. Восприятие и действие. Виды восприятия. Типы восприятия. Способы восприятия. Классификация мира в восприятии: люди, ценности, процессы, процедура, время, место. Понятие о внимании. Основные подходы к пониманию внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Понятие о памяти. Основные процессы памяти. Психологические теории памяти. Ассоциативное направление. Гештальтизм о сущности процессов запоминания. Виды памяти. Деятельность личности как фактор, детерминирующий процессы памяти. Теории памяти. Виды и типы памяти, их характеристика. Взаимосвязь различных видов памяти. Общая характеристика процессов памяти. Формы памяти. Процессы (функции) памяти. Определение понятий. Опосредованность и обобщение как непременные атрибуты мышления. Средства мышления. Содержательные компоненты мышления. Виды мышления и типы мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Процесс решения мыслительных задач. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение задач. Социальная природа мышления. Логика и психология мышления. Логика о формах мышления. Понятие о силлогизме. Мышление и речь, их взаимосвязь. Мышление как процесс. Операционные компоненты мышления. Единство содержательных и операционных компонентов. Мотивация и мышление. Мышление и решение задач. Индивидуальные особенности мышления. Когнитивные стили: фокус сравнения (сходство-различие), стиль мышления (индуктивный, дедуктивный, традуктивный). Речь как средство общения. Психологическая структура речи. Основные виды речи. Основные функции речи. Речь и язык. Слово и его значения. Мышление и речь. Письменная речь. Физиологические основы речи. Воображение как психический процесс. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Мышление и воображение. Виды и операции (приемы) воображения, их характеристика. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Непреднамеренное и преднамеренное воображение. Приемы воображения. Физиологические основы процессов воображения. Воображение и органические процессы. Индивидуальные различия в воображении. 18
4 Психология личности Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Структура личности. Соотношение структур индивидуальности и личности. Биологическое и социальное в личности. Персонализация. Подход к понятию «личность» в основных психологических школах. Теории личности в зарубежной психологии. Психоаналитические теории личности. Гуманистическая психология о сути личности. Направленность личности. Самосознание личности. Структура «Я» и ее исследование в разных направлениях психологии. Образ Я. Положение У. Джеймса о существовании трех компонентов эмпирического «Я»: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты Я-образа. Идеальное Я. Фантастическое Я. Положение о самооценке как центральном образовании личности (К. Роджерс). Самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения. Эгоизм и альтруизм. Диалогическая природа «Я» (М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский). Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы. Психологическая защита личности. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Методики исследования самосознания. Социализация и формирование личности. Развитие личности и развитие психики. Развитие личности в относительно стабильной группе. Развитие личности в изменяющейся среде. Возрастная периодизация развития личности. Проблемы жизненного пути личности. Идентичность личности, ее развитие. Кризисы идентичности. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы. Понятие о потребностях как основе процессов мотивации. Физиология и психология потребностей. Классификация потребностей.Иерархия человеческих потребностей в теории А. Маслоу. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Проблема осознаваемости мотивов. Исследование мотивации. Теории мотивации в различных психологических школах. Формирование мотивации. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Механизм сдвига мотива на цель (по А.Н. Леонтьеву). особенности мотивационной сферы детей и подростков. Ожидание неуспеха и боязнь неудачи. Выученная беспомощность. Специфика мотивации познавательной деятельности. Формирование и развитие мотивации учения. особенности нарушения мотивационной сферы. Патологические потребности и мотивы. Наркомания и другие формы маний. Понятие о чувствах. Эмоциональные состояния как психический процесс, их характеристика. Переживание как особая эмоциональная деятельность. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Основные концепции эмоций. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Регулятивная функция эмоций. Роль аффектов, эмоций, чувств и настроений в регуляции активности человека. Чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Формы переживания чувств. Настроения, стрессовые состояния и собственно чувства. Фрустрация и ее связь с эмоциональными состояниями человека. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование. Высшие чувства. Нравственные чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства. Понятие способностей. Способности и их роль в обеспечении эффективной деятельности. Задатки как органические предпосылки развития способностей. Основные подходы к изучению проблемы способностей. Общие и специальные способности. основные подходы к изучению проблемы способностей в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Способности и одаренность. Одаренность, талант, гениальность. мышление и интеллект. Уровень интеллекта. творческое мышление. Креативность. Одаренная личность. Теории одаренности. Гуморальные теории темперамента. Типы темперамента Гиппократа. Типологии Э. Кречмера, В. Шелдона: их критика. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Современные представления о типологических свойствах нервной системы индивида и их значение для понимания типологических особенностей деятельности (В.М. Русалов). Соотношение темперамента и успешности деятельности. Определение характера. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров Э. Кречмера. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Социальные типы характеров по Э. Фромму. Формирование характера. Сензитивные периоды в становлении основных черт характера. Характер и защитные механизмы. характер и воля человека. Характер и мотивация поведения. 18

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: