Коммуникативные универсальные учебные действия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для 11 класса (гуманитарный профиль)

Срок реализации программы – 1 год

 

                        

                                  Разработчик:   

Романова Наталья Владимировна,

                                                      педагог-психолог

                                                             

 

 

Новосибирск, 2020



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по элективному курсу «Социальная психология» является усвоение содержания элективного курса «Социальная психология» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ НСО «СКК».

Программа рассчитана на 17 часов в 11 классе (группа гуманитарного профиля).

Главными задачами реализации элективного курса являются

· обеспечение учащихся теоретической психологической информацией

· побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.

· формирование и развитие навыков рефлексии и самопознания личностных качеств.

· создание условий для развития диагностических навыков и способов работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)

· формирование навыков групповой работы.

Технологии, используемые в обучении:

· технология групповой деятельности

· технология развивающего обучения.

· технология проблемного обучения.

· технология проектно-исследовательской деятельности.

· технология личностно-ориентированного обучения.

· технология коммуникативного обучения.

· информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

· дистанционно-образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО).

 

Методы и формы контроля: текущие (ведение рабочей тетради, рефлексия в конце занятия, диагностические процедуры, участие в практикумах, дискуссиях, играх) и итоговая работа. Итоговая работа выполняется в форме проекта, представленного в печатной форме или в форме презентации. Тема работы должна носить проблемный характер и относиться к одному из разделов курса, содержание ее должно состоять из теоретической части и практической (осмысление, анализ собственного опыта или опыта окружающих людей).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Предметные результаты изучения элективного курса «Социальная психология» отражают опыт учащихся в психологической деятельности:

· сформировать представление о психологических закономерностях социальной жизни человека;

· сформировать общее представление о психологической картине мира;

· дать знание основных закономерностей психологии на примере изучаемой тематики;

· сформировать основу психологической культуры взаимодействия в социуме;

· сформировать устойчивый интерес к психологии и социальной психологии.

 

Личностные универсальные учебные действия

 У учащегося будут сформированы:

· эмоциональная отзывчивость;

· устойчивое положительное отношение к урокам психологии; интерес к психологическим занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения психологии в собственной жизни;

· представление о психологии как факторе, позитивно влияющем на здоровье.

Учащийся получит возможность для формирования:

· познавательного интереса к психологическим занятиям;

· нравственно-эстетических чувств;

· представления о психологических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

· принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

· осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах психологической деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

· понимать смысл предложенных заданий, в т. ч. и творческих;

· выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

· воспринимать мнение сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

 Учащийся научится:

· осуществлять поиск нужной информации в том числе и из дополнительных источников, расширять свои представления о психологии;

· самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями;

· передавать свои впечатления;

· использовать примеры из жизни при обсуждении материала;

· выбирать способы решения исполнительской задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять поиск нужной информации в том числе и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

· строить свои рассуждения;

· обобщать учебный материал;

· устанавливать аналогии;

· представлять информацию в виде сообщения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Учащийся научится:

· выражать свое мнение о психологических знаниях, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

· принимать активное участие в различных видах деятельности;

· понимать содержание вопросов о психологии;

· проявлять инициативу, участвуя в обсуждениях и диалоге на уроках;

· контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

· понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

· понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

· принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

· стремиться к пониманию позиции другого человека.

Учащийся получит возможность научиться:

· выражать свое мнение о психологии, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

· понимать значение психологии в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

· контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

· формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Важнейшая потребность человека – общение. Правила работы на уроках.

Общение как обмен информацией. Информация или коммуникация. Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация. Речь (внутренняя, внешняя, устная, письменная). Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Обратная связь (прямая и косвенная). Коммуникативные барьеры (барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения). Личные границы. Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). Функции общения.

Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные). Мимика лица. Визуальное общение. Нос, рот, голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Проксемика.

Каналы получения и обработки информации. Каналы получения информации. Ведущий канал восприятия. Самодиагностика ведущего канала восприятия. Тренировка навыков передачи информации в различных репрезентативных системах.

Общение как взаимодействие. Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие.

Общение как восприятие людьми друг друга. Сложность социальной перцепции. Законы общения: эффект ореола, эффект проекции, эффект бумеранга, эффект края, эффект средней ошибки, эффект первичности и новизны и др. Как мы понимаем других людей. Объяснение поведения окружающих. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. Взаимосвязь общения и отношения.

Психология делового общения. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы. Приемы аргументации. Конструктивная критика. Психологические особенности публичного выступления. Рефлексия. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга. Методы исследования общения. Развитие навыков общения.

Конфликт – неэффективное общение. Определение конфликта. Причины конфликтов. Стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Контроль эмоций.

Конструктивное общение. Правила подачи и восприятия обратной связи. Контроль эмоций. Транзактный анализ. Способы снижения эмоциональной напряженности. Конструктивное выражение негативных чувств. Активное и пассивное слушание. Правила эмпатийного слушания. Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Комплименты, похвала, лесть. Создание условий для оценки подростками достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: