РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для 11 класса (гуманитарный профиль)
Срок реализации программы – 1 год
Разработчик:
Романова Наталья Владимировна,
педагог-психолог
Новосибирск, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по элективному курсу «Социальная психология» является усвоение содержания элективного курса «Социальная психология» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ НСО «СКК».
Программа рассчитана на 17 часов в 11 классе (группа гуманитарного профиля).
Главными задачами реализации элективного курса являются
· обеспечение учащихся теоретической психологической информацией
· побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.
· формирование и развитие навыков рефлексии и самопознания личностных качеств.
· создание условий для развития диагностических навыков и способов работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)
· формирование навыков групповой работы.
Технологии, используемые в обучении:
· технология групповой деятельности
· технология развивающего обучения.
· технология проблемного обучения.
· технология проектно-исследовательской деятельности.
· технология личностно-ориентированного обучения.
· технология коммуникативного обучения.
· информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
· дистанционно-образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО).
Методы и формы контроля: текущие (ведение рабочей тетради, рефлексия в конце занятия, диагностические процедуры, участие в практикумах, дискуссиях, играх) и итоговая работа. Итоговая работа выполняется в форме проекта, представленного в печатной форме или в форме презентации. Тема работы должна носить проблемный характер и относиться к одному из разделов курса, содержание ее должно состоять из теоретической части и практической (осмысление, анализ собственного опыта или опыта окружающих людей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты изучения элективного курса «Социальная психология» отражают опыт учащихся в психологической деятельности:
· сформировать представление о психологических закономерностях социальной жизни человека;
· сформировать общее представление о психологической картине мира;
· дать знание основных закономерностей психологии на примере изучаемой тематики;
· сформировать основу психологической культуры взаимодействия в социуме;
· сформировать устойчивый интерес к психологии и социальной психологии.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
· эмоциональная отзывчивость;
· устойчивое положительное отношение к урокам психологии; интерес к психологическим занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения психологии в собственной жизни;
· представление о психологии как факторе, позитивно влияющем на здоровье.
Учащийся получит возможность для формирования:
· познавательного интереса к психологическим занятиям;
· нравственно-эстетических чувств;
· представления о психологических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
· осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах психологической деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
· понимать смысл предложенных заданий, в т. ч. и творческих;
· выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
· воспринимать мнение сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации в том числе и из дополнительных источников, расширять свои представления о психологии;
· самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями;
· передавать свои впечатления;
· использовать примеры из жизни при обсуждении материала;
· выбирать способы решения исполнительской задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
· осуществлять поиск нужной информации в том числе и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
· строить свои рассуждения;
· обобщать учебный материал;
· устанавливать аналогии;
· представлять информацию в виде сообщения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· выражать свое мнение о психологических знаниях, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
· принимать активное участие в различных видах деятельности;
· понимать содержание вопросов о психологии;
· проявлять инициативу, участвуя в обсуждениях и диалоге на уроках;
· контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
· понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
· понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
· принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
· стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащийся получит возможность научиться:
· выражать свое мнение о психологии, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
· понимать значение психологии в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
· контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
· формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Важнейшая потребность человека – общение. Правила работы на уроках.
Общение как обмен информацией. Информация или коммуникация. Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация. Речь (внутренняя, внешняя, устная, письменная). Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Обратная связь (прямая и косвенная). Коммуникативные барьеры (барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения). Личные границы. Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). Функции общения.
Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные). Мимика лица. Визуальное общение. Нос, рот, голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Проксемика.
Каналы получения и обработки информации. Каналы получения информации. Ведущий канал восприятия. Самодиагностика ведущего канала восприятия. Тренировка навыков передачи информации в различных репрезентативных системах.
Общение как взаимодействие. Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие.
Общение как восприятие людьми друг друга. Сложность социальной перцепции. Законы общения: эффект ореола, эффект проекции, эффект бумеранга, эффект края, эффект средней ошибки, эффект первичности и новизны и др. Как мы понимаем других людей. Объяснение поведения окружающих. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. Взаимосвязь общения и отношения.
Психология делового общения. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы. Приемы аргументации. Конструктивная критика. Психологические особенности публичного выступления. Рефлексия. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга. Методы исследования общения. Развитие навыков общения.
Конфликт – неэффективное общение. Определение конфликта. Причины конфликтов. Стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Контроль эмоций.
Конструктивное общение. Правила подачи и восприятия обратной связи. Контроль эмоций. Транзактный анализ. Способы снижения эмоциональной напряженности. Конструктивное выражение негативных чувств. Активное и пассивное слушание. Правила эмпатийного слушания. Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Комплименты, похвала, лесть. Создание условий для оценки подростками достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации.