Самоанализ как неотъемлемый компонент урока иностранного языка

 

Казакова С. Ю., учитель английского языка МБОУ «Гимназия», г. Абакан

 

Считается, что учителя уделяют недостаточно внимания вопросу самоанализу (рефлексии) на уроках, и важный потенциал технологий этой группы используется не полностью.

Что же такое самоанализ (рефлексия)? Это размышление человека, направленное на анализ самого себя – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Потенциал методов самоанализа заключается в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, активизации методов обучения, применении современных методов обучения, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения. Цель рефлексии на уроке: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты образовательной деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Личностно-ориентированное обучение помогает педагогу решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки.

Самоанализ предоставляет возможность педагогам взглянуть на учебный процесс «глазами школьников», принять во внимание индивидуальные особенности обучающихся, учесть их самооценку своей деятельности и её конечных результатов. Эффективные и действительно межсубъектные отношения в структуре «учитель – ученик» помогают выстроить использование рефлексивной деятельности в образовательном процессе.

Рефлексия важна для обучающихся разного возраста, однако, в начальной школе она имеет особое значение. Те важные и серьезные изменения, которые проявляются в этот период в психологическом образе обучающегося, указывают на существенные ресурсы и возможности развития ребенка на данной возрастной ступени его развития: школьник начинает понимать, что он – это индивидуальность, которая обязательно подвергается социальному влиянию и воздействию. Ребенок осознает, что отличен от других и ощущает свою уникальность, старается утвердить себя среди взрослых и сверстников. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность. На ее основе у школьника появляются теоретическое сознание и мышление, формируются такие способности как анализ, планирование и рефлексия.

Рассмотрим некоторые возможные варианты рефлексивной деятельности. Педагог при работе с обучающимися может использовать, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1. физическую (что сделал – не сделал);

2. сенсорную (самоощущение: комфортно - дискомфортно);

3. интеллектуальную (что понял –  что не понял, в чем были сложности);

4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Кроме представленной выше, существуют различные классификации рефлексии. Так, по цели выделяют три вида рефлексии: рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала. Рефлексии также бывают устные и письменные. По способу проведения различают: анкеты, вопросы, таблицы, рисунки. По форме организации образовательного процесса можно проводить рефлексию фронтально, индивидуально, в группе, коллективно [3].

 

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока, чтобы установить эмоциональный контакт с группой школьников, а также в конце занятия. Рассмотрим приемы рефлексии эмоционального состояния на уроке.

1. Обучающимся предлагаются три карточки с тремя изображениями смайликов – грустного, нейтрального и веселого (кстати, слово « смайл» в переводе с английского – «улыбка»). Педагог предлагает ребятам выбрать карточку, которая отображает их настроение: «Now, you can choose the drawing that reflects your spirits».

2. Настроение подобно солнышку и туче! Педагог предлагает обучающимся наклеить на доску изображение солнышка или тучи. «Солнышко» – удалось все на уроке, «солнышко и тучка» – удалось практически все на уроке, «тучка» – у меня ничего не получилось на прошедшем уроке. По окончанию урока дети выбирают соответствующие карточки. «Glue the sun and a cloud on the board».

3. Светофор. По подобию светофора обучающиеся выбирают цвет своего настроения после пройденного урока: зеленый кружок – побольше таких заданий, было интересно и поучительно; желтый кружок – понравилось, но не все было интересно; красный кружок – совсем не понравилось, было очень скучно. «Сhoose the color of your mood!»

3. Букет души. Обучающимся предлагаются в начале урока бумажные цветы, либо цветы из фетра: алые и синие. На доску учитель помещает изображение вазы. В конце урока педагог говорит: «If you liked the lesson and you learned something new, interesting then you can fix your red flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson». (Поставьте алый цветок в вазу, если урок понравился, синий, если не понравился)

4. Градусник.Учитель раздает картинку с изображением градусника. Ученик должен поставить на градуснике отметку – на сколько «тепло» и комфортно было на уроке. «Are you cold? Are you warm?»

5. Радуга моего настроения. Ребята изображают на своих листочках лестницу с 5 ступенями разных цветов. У каждой ступени свое название и цвет:

1 ступенька (черный цвет) – очень плохо;

2 ступенька (синий цвет) – плохо;

3 ступенька (зеленый цвет) – хорошо;

4 ступенька (желтый цвет) – уверен в своих силах;

5 ступенька (оранжевый цвет) – комфортно.

Обучающийся изображает фигуру человека и располагает его на той ступеньке, которая отражает его эмоциональное состояние. Для быстроты задания учитель может заранее приготовить такие карточки. «Put the figure on the step».

6. Древо эмоций. Дерево украшается яблоком зеленого цвета, если было не спокойно на уроке, не все было понятно на уроке, «не дозрело» яблоко знаний, красным яблоком украшаем дерево если знания были получены и на душе у ребенка было спокойно и комфортно. «Choose a red or a green apple».

7. По желанию учителя, возможно, закончить урок на высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, использовать эмоционально-художественную рефлексию.

Педагог представляет ребятам две картины с разной эмоциональной окраской. Например, поздняя осень, картина проникнута грустью и печалью красок и знойное лето, картина в ярких тонах. Можно дополнить использованием музыки в двух тональностях (мажор – весело и минор – грустно). Школьники могут выбрать картину и музыку в соответствии со своим эмоциональным состоянием. «Choose the picture that you like best!»

8. Один из самых простых и быстрых вариантов рефлексии в конце урока может быть так полюбившийся детям LIKE (большой палец вверх) или DISLIKE (большой палец вниз).

На уроке использование рефлексии позволяет ребенку осознавать свою и уникальность, индивидуальность. Рефлексия в начале занятия важна для положительного настроя обучающихся на весь предстоящий урок. Обычно я начинаю урок с фразы: Hello! I'm glad to see you! How are you? (Здравствуйте! Я рада вас видеть. Как ваши дела?). На что получаю ответы: Great! Good! Excellent! Fine! So so (Отлично! Хорошо! Превосходно! Замечательно! Так себе). Если же ребенок с негативными эмоциями пришел на урок и выразил это с помощью одного из методов эмоциональной рефлексии или словами «I am sad», то в силах учителя в течение занятия изменить его душевное состояние с помощью правильно организованного урока. Это могут быть интересные, познавательные игры на уроке, зарядка на английском языке в течение урока, похвала такого «грустного» ребенка на уроке и т.д. Немаловажен настрой самого учителя на урок: если учитель будет раздражен, вспыльчив, то ни о каком положительном настрое и речи идти не может, ученики всегда чувствуют настроение педагога.

Рефлексия в конце урока является отражением и своеобразной оценкой деятельности учителя и деятельности самих ребят на уроке. Как правило, после моих уроков, настроение у обучающихся на высоком эмоциональном уровне, это значит, что ребенок придет с удовольствием на следующий мой урок, у ученика останутся приятные впечатления об уроке, повыситься мотивация к изучению моего предмета. Если вдруг, у ребенка будет снижена эмоциональная составляющая, а учитель это увидит, исходя из результатов рефлексии в конце урока, то это будет определенным «звоночком» для преподавателя. После урока стоит выяснить у обучающегося, что не получилось, что далось с трудом, что не понравилось на занятии. Иногда какие-то личностные причины влияют на оценку в конце урока, такие как головная боль во время занятия, негативное воспоминание о драке на перемене и т.д. Если же причина не в этом, то педагогу стоит задуматься о правильности построения урока.

Таким образом, самоанализ осуществляется на протяжении всего учебного процесса. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным. Способность рефлексировать может понадобиться ребенку в течение всей его жизни. Она окажет помощь ему в выражении собственных мыслей, осознании своих возможностей, принятии решений. Чем больше человек знает о том, что и зачем уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.

Рефлексия, по моему мнению, это неотъемлемый компонент учебного процесса в школе, таким образом, рефлексия – это не пустая трата времени. Необходимо отметить, что рефлексия на уроке иностранного языка это не самоцель, а организация подготовки таких важных качеств личности современного школьника, современной личности как инициативность и самостоятельность, предприимчивость и активность, конкурентоспособность.

Весь процесс рефлексивной деятельности может быть и должен быть многосторонним, так как окружающие люди, педагоги, сверстники дают оценку деятельности обучающегося, а не только он сам себя оценивает.

Таким образом, можно сделать вывод, что рефлексия на уроке английского языка является совместной деятельностью обучающихся и педагога, которая позволяет повысить качество учебного процесса, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: