Таким образом, количество и пол детей в семье, разница в возрасте между ними сказываются существенным образом на способах взаимодействия с брачным партнером

Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде «социум - семья - инидивид».

Доминирование социальной ориентации характерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).

Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени. Основная функция социо-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека.

В случае человеко-центрированной семьи мы также имеем дело с избирательностью семьи при осуществлении ею своих функций. Однако эта избирательность предполагает повышенную чувствительность, сензитивность семьи отнюдь не к запросам общества, но к интересам и запросам своих членов (и прежде всего детей), к их внутреннему миру. Человеко-центрированную семью можно определить как семью сущностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах развития в социуме сущности человека, его аутентичного творческого и жизненного начала, проявляющегося в мире уже не в качестве персоны-тени или личности-личины, но в качестве аутентичной личности или личности-лика. Тем самым можно сказать, что основная функция человеко-центрированной альтернативной семьи состоит в развитии сущности (внутреннего Я) человека. В этом состоит ее посредническая функция в триаде «социум - семья - индивид».

 

9. Понятие о структуре семьи. Характеристика параметров семейной структуры.

Определяя понятие структуры, С. Минухин пишет: «Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия:

Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающих диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.

 

Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому».

 

Следует отметить, что члены семьи и не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, неким целым, взаимодействующим с другими самостоятельными единицами. При анализе структуры семьи необходимо учитывать: состав семьи. По составу: полная, неполная, нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми и т.д.

Необходимо учитывать, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному.

При анализе структуры анализируются входящие субсистемы, т.е. рассматриваются семья на разных уровнях системы:

вся семья в целом; подсистема супружеская; подсистема родительская; детская; индивидуальная подсистема

Основные параметры структуры:

 -Иерархия– последовательное расположение объектов от низших к высшим в порядке подчинения. Говоря об иерархии, мы, прежде всего, говорили об отношении власти: доминирование – подчинение.

-Сплоченность семьи описывается как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. В отношении семейных систем это понятие используется как для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое.

Гибкость определяется Олсоном как количество изменений в отношениях власти, в семейных ролях, правилах регулирующих взаимоотношения.

- внешние и внутренние границы этот термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также для описания отношений между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом. Различают внешние границы – границы между семьей и социальным окружением. Внутренние границы – границы между членами семьи и субсистемами семьи.

 


10. Динамика семьи. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи. Нормативные и ненормативные кризисы семьи.

Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с течением времени она развивается.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшие среди них – это проблемы психологической адаптации супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга.

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный, этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Семья с детьми-дошкольниками; Семьи с детьми–младшими школьниками; Семьи с подростками.

Завершающие этапы жизнедеятельности семьи. Момент, когда последний из детей начинает трудовую деятельность и далее – создание детьми собственных семей, обусловливает новое качественное изменение в жизни семьи.

Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Обзор существующих периодизаций жизненного цикла семьи позволяет заключить, что все они основаны на критерии изменения места детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной функции.

Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения деть- ми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей. Даже простое перечисление стадий жизненного цикла семьи убедительно свидетельствует о том, что важнейшей стержневой функцией современной семьи признается функция родительства и воспитания детей.

В отечественной психологии в последние десятилетия активно разрабатывается концепция жизненного пути личности, идущая от С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, позволяющая использовать ее положения в отношении семьи. Жизненный путь включает в себя последовательную цепь событий, происходивших и происходящих в конкретной семье. Это биография конкретной семьи, индивидуальная траектория движения по этапам жизненного цикла семьи. Жизненный путь каждой семьи уникален, своеобразен, наполнен событиями, которые при всей их типичности и нормативности с позиций жизненного цикла существуют для семьи в определенном контексте.Жизненный путь семьи - это фрагмент многопоколенной истории семьи.

Симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств; Кризис 2. Освоение супругами родительскихоолей и принятие факта появления в семье новой чинности; Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры детский сад, школа); Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью; Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом; Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем; Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов.

Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, – семейная система может переживать и ненормативные кризисы. Ненормативный семейный кризис – это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.

К возникновению семейных кризисов могут приводить следующие группы факторов: 1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.); 2. Неожиданные события, стрессы;

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена и др.).

 

11. Характеристика добрачного периода жизненного цикла семьи.

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

· эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

· развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;

· становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.

Американские психологи Б. Торнд и Д. Коллард (1979) утверждали, что так называемые добрачные факторы, с которыми молодые люди начинают семейную жизнь, оказывают очень сильное влияние на стабильность их будущих семей. Они могут либо укрепить семью, либо создать риск ее дестабилизации и распада. Поэтому эти факторы были названы «факторами риска».

К числу добрачных факторов, увеличивающих риск распада семей, относятся срок добрачного знакомства партнеров, возраст их вступления в брак, наличие или отсутствие конфликтов между ними в период ухаживания.

Короткий срок добрачного знакомства партнеров не позволяет им получить достаточно полной информации о различных сторонах жизни и личностных особенностях друг друга, что может служить источником неадекватности их взаимных перцепций, препятствовать успешной адаптации партнеров и формированию доверительности их отношений, повышая риск дестабилизации молодых семей.

Важным показателем стабильности молодых семей является возраст вступления партнеров в брак.

 


12. Проблемы становления супружеских отношений.

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи: 1) выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада; 2) решение вопросов главенства и установление лидерства; 3) распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение; 4) определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания); 5) организация досуга; 6) брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье; 7) формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей; 8) установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).

От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и ее будущее. На смену осознанию отношения «Я и Тьм приходит осознание нового качества отношений - «Мы». Завершение «медового месяца» знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви и обращение к решению всего спектра задач данной стадии.

Развитие эмоционально значимых отношений происходит постепенно. Хочется видеться чаще, и каждой новой встречей диалог становится оживленнее. В понимании процессов формирования и развития внутрисемейных отношений важную роль играет проблема эмоциональных отношений. Для этого периода характерна идеализация партнера: в партнере видят источник своего личностного роста, его образ прекрасен, он окрыляет, вдохновляет. Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Любовь – не расположение, а напряженное влечение к нему, страстное желание быть рядом, заботиться о нем, быть ему нужным, независимо от оценки его качеств. Отношения влюбленности отличаются от симпатии меньшей дистанцией. Обнаруживается, что уже нельзя быть врозь, что события повседневной жизни стали общими, что характеры меняются. В этих изменениях оба партнера становятся лучше – и в собственных глазах, и в глазах ближнего. Чем крепче становятся психологические узы Мы, чем прочнее связи, тем больше зависимость друг от друга. Но в близких отношениях кроме психологической близости есть еще компонент эротизма. Эротическая любовь отличается от других типов любви: это стремление к полному слиянию, единению с единственным другим человеком. Поскольку в сознании многих людей сексуальное желание неразрывно связано с представлениями о любви, они легко впадают в ошибку, полагая, что любят. Отношение с самыми близкими людьми отличается психологической близостью, взаимной авторитетностью партнеров, положительной эмоциональной окрашенностью. Именно в умении постоянно возвращаться на высоту близости, несмотря на помехи и подножки во взаимопонимании, состоит психологическая культура, наука и искусство общения.

Это реально лишь тогда, когда обе стороны открыты влияниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям ближнего, не требуя стать таким, как я хочу. Здесь возникает удивительное– отношения не стареют, не увядают. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияния, а если и возникают разногласия, то семейное Мы оказывается сильнее личных Я. Однако брак – это взаимная признанность, трудная и дорогая. И его успешность зависит от того, в какой мере этим двоим удастся понять друг друга. В самом начале, на стадии формирования брачной пары, путь к взаимопониманию и согласию лежит через диалог еще независимых. Партнеры внимательно присматриваются и прислушиваются друг к другу, чутки и восприимчивы к незнакомому стилю общения, стилю жизни в целом. Формирование общего нового языка, как правило, требует от партнеров взаимных уступок.

 


13. Психологическая характеристика кризиса рождения первого ребенка в семье.

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров. К. Витакер писал о том, что все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем. Согласно С. Минухину, рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются также возможности сохранения рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным в работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Указание на возможность семейного конфликта иллюстрирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу. После рождения ребенка, даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали возникавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи.

Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли – бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Одним из обстоятельств, которое осложняет протекание данного нормативного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее возникновения могут служить: особенности протекания беременности и родов; физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том числе и психологическая неготовность к материнству; нежелательная беременность; нарушение полоролевой идентичности женщины; нарушение взаимоотношений с мужем; профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением ребенка.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга.

 

14. Возникновение детской подсистемы семьи. Проблемы сиблинговых отношений в семье.

Появление ребенка требует перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.

Рождение второго и последующих детей вновь ставит перед семьей необходимость изменения сложившейся ситуации, переструктурирования способов межличностного взаимодействиями в семейной системе. Появление братьев, сестер означает возникновение самостоятельной подсистемы – детской (сиблинговой) со своими правилами и нормами. Между детьми возникают отношения соперничества, конкуренции, сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Родителям предстоит установить баланс между осуществлением своей власти, заботой и ответственностью и принятием права каждого ребенка и сиблинговой подсистемы на автономию. Дети, родившиеся в семье, испытывают на себе влияние всех ее членов. Ребёнок, растущий в окружении братьев и сестёр, обретает ценные навыки общения и обычно ему легче ладить с детьми из других семей.Первенец - всегда первенец. Какое-то время он был «единственным», полностью получал любовь родителей. И вот ему пришлось испытать горечь «свержения с престола» после рождения второго. Второй ребенок обычно появляется на свет в более спокойной обстановке, к нему на долгое время (а иногда и на всю жизнь) сохраняется отношение как к «младшенькому» - более нежное, трепетное. Однако он с рождения встает перед необходимостью делить любовь родителей с кем-то еще. Развитие отношений между детьми во многом зависит от разницы в возрасте между ними. Психологами была выявлена закономерность: чем меньше лет отделяет малышей друг от друга, тем ярче проявляется их соперничество. Соперничество между детьми иногда заканчивается «поражением» одного из них. Постоянно отставая от «конкурента», малыш может смириться со своим положением «в тени» и отказаться от дальнейшей «борьбы». А это вряд ли поможет развитию его личности и формированию характера. Такое психологическое состояние чаще всего проявляется в замкнутости, резких перепадах настроения, склонности к частым болезням.

 


15. Особенности функционирования зрелой семьи.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Вели на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья с детьми. Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача – сохранить эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась (т. е. уже не во время досуга и развлечений). В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере – в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей ощущается родителями как наиболее важная задача. Неслучайно ряд исследователей разделяет этот этап на несколько: семья с ребенком в первые годы его жизни, семья в период пребывания ребенка в детском саду, семья школьника и т. д. (Barcai A., 1981). Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах, с другой – ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений.

Для данного этапа развития семьи характерны самые разные проблемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью (Алешина Ю. Е., 1987). Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в это время – перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. На смену конфликтности и проблемности, характерным для первого этапа жизни семьи, приходит опасность эмоционального «остывания», различные проявления которого (супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку») именно на этом этапе наблюдаются наиболее часто. Основные нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей

 

16. Психологическая характеристика семьи на стадии «опустевшего гнезда».

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами. Задачи: 1) реконструкция семейной системы как диады; 2) формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый–взрослый»; 3) включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков); 4) освоение новых семейных ролей – бабушки и дедушки; 5) повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.

Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется завершением выполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей и необходимостью новой перестройки семейной системы, где на первый план вновь спустя много лет выступают собственно супружеские отношения. Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады. Доминирование родительского плана отношений на протяжении предшествующих стадий при отделении взрослых детей нередко приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, обесцениванию семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая Цель – воспитание детей). Деструктивным выходом из кризиса, обусловленного отделением взрослых детей, становятся попытки вторжения родителей в семью взрослых детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство, или по меньшей мере стремление стать «незаменимым» членом образовавшейся новой семьи, узурпировав, например, роль воспитателя детей.

Супруги как бы заново открывают друг друга и строят супружеские отношения с учетом новых личностных качеств супруга, пережитых радостей и поражений семейной жизни. Случается, однако, что они с удивлением обнаруживают рядом с собой другого (почти незнакомого!) человека, и тогда дальнейшая судьба семьи складывается в зависимости от желания и готовности супругов строить новые отношения. Рождение внуков в семье детей открывает им иные ролевые возможности для реализации воспитательной функции, но теперь уже в качестве бабушки и дедушки.

На этой стадии жизненного цикла семьи существует значительное разнообразие форм отношений родителей со взрослыми детьми. Дети могут проживать вместе с родителями, не имея собственной семьи, что особенно характерно для российского общества в отличие от западного, где завершение школьного образования является достаточным поводом для фактического отделения молодого взрослого от семьи, отделения как минимум территориального, а в значительном ряде случаев – и финансово-экономического. Взрослые дети могут проживать отдельно от родителей – если уезжают на учебу в другой город или снимают жилье, стремясь к долгожданной самостоятельности и автономии и утверждая свой взрослый статус. Они могут состоять в браке или оставаться холостыми, незамужними. Отличительной особенностью данной стадии жизненного цикла семьи являются прекращение выполнения супругами функции воспитания детей и сохранение ими профессиональной и социальной активности.

 


17. Характеристика завершающего этапа жизненного цикла семьи.

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи: 1) сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей; 2) изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ей (бабушки и дедушки); 3) поддержка центральной роли среднего поколения;•приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании; переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников; 4) построение модели жизнедеятельности после утраты супруга; 5) «пересмотр»: итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами. Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус «хозяйки дома – домоправительницы», ответственной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения трудовой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается. В значительном числе случаев в семье происходит «тихая бархатная революция», результатом которой является переход всей полноты власти к жене. К сожалению, такой вариант развития событий обедняет и схематизирует супружеские отношения, замыкая их в пределах рутинной обыденности ценностей повседневного бытового функционирования. Противоположный путь развития семейной системы связан с поиском новых значимых и доступных сфер самореализации, с уважением выбранных партнером целей, помощью и поддержкой партнера в их достижении. Еще один вариант перестройки ролевой структуры семьи связан с резким ухудшением здоровья одного из супругов и концентрацией усилий семьи в направлении решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и создания удовлетворительного качества жизни больного супруга.

Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями. Обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья.

В.А. Альперович выделяет три типа отношений между пожилыми супругами: «сосуществователи», «партнеры», «влюбленные друзья». Указанные типы отношений различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию партнеров, распределению прав и обязанностей, общности деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные отношения.

 

18. Динамика супружеских отношений в психодинамическом подходе.

Комплекс супружеских отношений включает периоды становления и развития брачных отношений. Становление брачных отношений делится на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального), согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером.

Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, исследователи сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствует о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые. В межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка удовлетворенность браком молодых родителей резко снижается. Период 25-50 лет является временем наибольшей социальной и профессиональной активности индивида, что может вести к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, к снижению удовлетворенности браком.

С возрастом (особенно когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а, следовательно, и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным, люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения.

 


19. Методологические основания психодинамического подхода к семье.

Психодинамический подход к семье базируется на двух методологических основаниях: классическом психоанализе 3. Фрейда и теории объектных отношений современной психодинамики. Положения теории личности 3. Фрейда имеют особое значение для понимания психодинамических процессов, происходящих в семье: Личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго, суперэго. Взаимодействие между ид, эго, суперэго создает внутренний неосознаваемый конфликт у человека; Развитие личности проходит четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.; Ранние детские переживания оказывают влияние на формирование личности.

Теория объектных отношений (Фейербейрн; Мелани Кляйн; ШандорФеренци и др.) является вторым методологическим конструктом, лежащим в основе психодинамического подхода к семье. Суть теории в следующем: человек с самого рождения стремится установить отношения с внешними объектами, способными удовлетворить его потребности. Фейербейрн отвергал биологизм Фрейда, утверждая, что ребенок ищет не столько удовлетворения инстинктивных желаний, сколько установления отношения с теми, кто находится с ним рядом. Ребенок нуждается не только в материнском молоке, но в заботе, теплоте, привязанности. Для развития ребенка имеет важное значение, каковы были главные, родительские фигуры в мире ребенка, как он их переживал, какие впечатления он сохранил. В его внутреннем мире возникают психологические дубликаты реально существующих людей и отношений: возникает образ себя (я-репрезентация) и образ значимого другого (объект-репрезентация). Неполное удовлетворение потребностей ребенка, недостаток тепла, внимания, поддержки, ласки ведет к возникновению тревоги. Интернализованные в раннем возрасте взаимодействия становятся моделью будущих отношений, фильтром для восприятия событий последующей жизни. Иначе говоря, текущие отношения, складывающиеся во взрослой жизни, человек склонен рассматривать через призму прошлого.

 

20. Сущность психодинамического подхода к семье.

Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений. С точки зрения психодинамической теории, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивидуальную историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, а следовательно, и особую организацию личности, и интернализованные модели межличностного взаимодействия между супругами, родителями и детьми. Речь вдет о вертикальном подходе к семье, при котором характер супружеских отношений, причины сегодняшних затруднений и проблем супругов, отношения родителей и детей рассматриваются с учетом истории жизни обоих супругов.

Martin и Sajer рассматривают супружество как своего рода индивидуальный договор, или соглашение, которое включает то, что каждый из супругов предполагает дать, и то, что намерен получить от другого, от семейной жизни. Таким образом, ожидания и намерения супругов, имеющие в своей основе модели родительской семьи, играют важную роль в супружеском союзе. Ожидания касаются всех аспектов семейной жизни: распределения власти и ответственности, эмоциональной близости, количества детей и их воспитания, сексуальных отношений и организации быта, проведения свободного времени и распределения бюджета, отношений с родственниками и способов разрешения конфликтов, личностного роста и карьеры. Поскольку договор имеет взаимный характер, он может быть согласованным или конфликтным. Гармоничное супружество наблюдается, если индивидуальные соглашения взаимно соответствуют друг другу (осознанно и неосознанно) и выполняются обоими супругами. Если же ожидания супругов несовместимы из-за различий прошлого опыта, то такой брачный союз изначально обречен на неудачу, дисгармония в супружеских отношениях неизбежна. Отдельные элементы индивидуального соглашения определяются потребностями и желаниями индивидуума. Они, в свою очередь, могут быть: здоровыми и реалистичными или невротическими. Вследствие того, что ожидания и реальное поведение супругов не совпадают, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства, уравновешенность в отношениях нарушается. Таким образом, особенности эмоционального реагирования на поведение партнера кроются в истории пропитого опыта супругов.

 


21. Идентификация, проекция и проективная идентификация как механизмы переноса модели родительской семьи.

Практика семейного консультирования, ее теоретическое осмысление в рамках современного психоанализа показали наличие неосознанной тенденции к повторению в главных чертах модели родительской семьи в семье детей. Основными механизмами, обеспечивающими этот процесс, являются механизмы идентификации, проекции, проективной идентификации. Особенностью этих механизмов является то, что они действуют на бессознательном уровне, а значит, позволяют объяснить неосознаваемые процессы в отношениях между членами семьи. Эти механизмы описывают выбор партнера, эмоционально окрашенные переживания и взаимодействия как в благополучных, так и в конфликтных семьях.

Ребенок обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Принятие этой роли повышает самооценку, отказ - приводит к снижению уверенности в себе, способствует возникновению неврозов. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя другого пола. Имеет значение восприятие и оценка образа, роли родителя противоположного пола. Если она положительна, то выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. В противоположном случае партнер с подобными характеристиками становится источником негативных переживаний и реакций. Таким образом, формы родительских отношений по механизму идентификации становятся для ребенка эталоном, внутренней схемой будущих супружеских отношений и супружеского поведения.

Естественно, что выбор супруга осуществляется на основе характерологического подобия потенциального брачного партнера с родителем противоположного пола. Партнер действует по тому же сценарию. В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к этим внутренним схемам. Сходство личностных свойств родителя и супруга определяет и сходство супружеских отношений, в связи с чем часто повторяется не только выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей. В таком случае супруг и супружеские отношения становятся экраном всевозможных проекций. В тех случаях, когда образ родителя противоположного пола имеет негативные характеристики в оценке ребенка, то естественно, что став взрослым, он ищет партнера с другими характеристиками.

Сущность механизма проективной идентификации состоит в следующем: один человек проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли. К тому же сам он (неосознанно) начинает себя вести в соответствии со своей проекцией, со своими ожиданиями, тем самым побуждая другого к соответствующему поведению. Человек, который является объектом проекции в силу разных личностных особенностей или в связи с той или иной ситуацией, может соответствовать проекции. Проективная идентификация выполняет разные функции: например, защитную, поскольку индивид, отделяя деструктивные, не признаваемые в себе качества и стороны «Я» избавляется от тревога, сохраняя уважение к себе.

 

22. Характеристика сиблинговых позиций и личностных особенностей братьев и сестер в зависимости от порядка рождения.

Первый ребенок после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же как раньше. И чтобы избавиться от этого сомнения ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Наиболее частым спутником соперничества выступает зависть. Старший ребенок изначально воспитывается как единственный. Он получает громадную любовь со стороны родителей. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявляются с появлением второго ребенка. Другие исследователи пришли к выводу, что к первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. В семье обычно у первенца образцом для подражания являются родители. Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспринимаются как более приятный опыт, таким образом, второй ребенок еще до рождения развивается в более спокойной атмосфере. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. Семья также продолжает нянчить младшего, когда детство его давно позади. Хотя ребенок радуется вниманию, которое окружает его, любая крайность вызывает в нем желание зависеть от кого-то. Такой ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью, делается мнительным и беспокойным. Другие исследователи, в частности Г.Т. Хаментаускас, считают, что второй ребенок более уравновешенный, чем старший, т. к. он никогда не переживает ситуацию «свержения с трона». Можно сказать, что второй ребенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенцы. Существует третья точка зрения. Р. Ричардсон считает, что родители, независимо от мотивации, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше, чем от старшего. Поэтому он меньше достигает. Младший ребенок также может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе. Поскольку он привык быть в семье маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого, либо демонстративно обижаясь, либо пытаясь очаровать. Если ребенок другого пола, то прямое соперничество отсутствует, и поэтому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее.

Когда второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень велико - возникает конкуренция. Она стимулирует один из распространенных стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хо-рошим, чтобы родители продолжали любить его, уделяли ему внимание больше, чем новорожденному.

 


23. Психодинамические теории о зависимости супружеских отношений от сиблинговых позиций. Понятие об идентичности и комплементарности супружеских ролей.

То, как индивид относится к себе и другим, как реагирует на происходящие события, общается со своим окружением вне семьи, начинается с того, как члены семьи относились к нему в качестве будущего мужчины или женщины. В дополнение к рассмотренным факторам, важное влияние на всю последующую жизнь оказывает также порядок рождения и положение среди братьев и сестер. «Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Исследования УолтераТоумена, изучившего тысячи нормальных семей, позволили утверждать, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Работы Тоумена показали, что сиблинговая позиция ребенка зависит от количества детей в семье, их I пола и временных промежутков между их рождением. Если разница в возрасте составляет более, чем пять или шесть лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку.

В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера.

Это чувство ответственности может превратить старшего ребенка втревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не имеет права на ошибку, боится огорчить своих родителей или другую авторитетную фигуру.

Старшие дети, идентифицируя себя с родителями, в итоге становятся хранителями семейных традиций, правил, морали, которые преподают своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаются реализовать и в своей собственной семье.

Старшая сестра сестер - это обычно яркая, независимая и сильная личность, способная позаботиться о себе и о других. Ей свойственныдоминантность, хорошая организованность. Старшая сестра братьев - обычно сильная, независимая женщина. Легко общается с мужчинами, не конкурирует с ними, а готова их опекать. Выйдя замуж, она с радостью заботится о муже, выполняя по отношению к нему роль внимательной матери. Старший брат братьев обычно стремится к лидерству. Старший брат сестер обычно гораздо более легок в общении, нежели старший брат братьев. Для него жизнь, наполненная любовью, радостью - значимая ценность. Он внимателен к окружающим и особенно предупредителен с женщинами. Младший ребенок так же, как единственный, никогда не был травмирован появлением новорожденного. Младший ребенок, к которому хорошо относились в детстве, обычно социально адаптирован, легок в общении и популярен среди друзей. Если же в детстве его дразнили и притесняли, он, скорее, станет робким и раздражительным с другими. В основном младший ребенок остается зависимым от других, даже если бунтует против правил и авторитетов. Младшая сестра сестер склонна быть спонтанной, непосредственной, веселой и любящей приключения, независимо от возраста. Она может также быть капризной, неорганизованной и временами даже взбалмошной. Младшая сестра братьев обычно является ласковой, оптимистичной, увлекающейся женщиной. Она занимает особое привилегированное место в своей семье и продолжает сохранять его в течение всей жизни. Младший брат братьев – сообразительный, капризный, а часто и бунтарь. Бывает неуравновешенным и непредсказуемым. Младший брат сестер всю жизнь обычно находится под опекой женщин. Средний ребенок в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому у него могут быть проблемы с самоопределением. Однако средние дети часто умеют хорошо взаимодействовать с различными людьми, так как вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны, дипломатичны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям.

Тоумен ввел понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей. Согласно Тоумену, происходит перенос моделей взаимодействия с братьями и сестрами на партнерские отношения в браке. Супружеские роли партнеров, занимавших в родительской семье одинаковые позиции среди братьев и сестер, называются идентичными. Человек легче всего идентифицирует себя с тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции. Идентичность сиблинговых позиций обеспечивает способность к лучшему взаимопониманию: старших старшими, младших младшими, средних средними.

Понятие комплементарности, как уже было отмечено, также связано с порядком рождения и сиблинговой позицией в родительской семье. Комплементарные роли - это роли взаимодополняющие: старшего брата и младшей сестры, старшей сестры и младшего брата. В основе комплементарности ролек лежит взаимодополняемость потребностей индивидуумов. Взаимосогласованность и сотрудничество легче достигаются между людьми, занимавшими комплементирующие положения среди братьев и сестер. Если роли мужа и жены дополняют друг друга, то они могут создать прочный брачный союз на основе сотрудничества. В таком супружестве нет места соперничеству.









Таким образом, количество и пол детей в семье, разница в возрасте между ними сказываются существенным образом на способах взаимодействия с брачным партнером.


24. Комбинация типов личности как причина супружеского благополучия – неблагополучия (психодинамический подход).

Понятие комплементарности используется психотерапевтами динамической ориентации и для описания характера сочетаний типов личности супругов. Sager на основании характерных реакций супругов в браке предложил следующую типологию партнерского поведения в браке:

1. «Родительский партнер» - супруг (супруга), проявляющий заботу и покровительство по отношению к другому. Он (она) с удовольствием советует, подсказывает, исправляет поведение супруга, особенно, если тот добровольно принимает детскую позицию. 2. «Детский партнер» - супруг (супруга) слабый, беспомощный, непосредственный, игривый. Он (она) привносит в отношения радость, спонтанность. За счет своей детскости он (она) приобретает власть над другим. 3. Романтический партнер ориентирован на сентиментальную, эмоциональную связь в супружеских отношениях. Любовные признания, романтические символы имеют для него (нее) важное значение. Много времени он (она) уделяет романтическим играм; в случае, если партнер не поддерживает такие отношения, он (она) чувствует себя обманутым и обижается. 4. Рациональный тип партнерского поведения характеризуется приверженностью трезвым рассуждениям и оценкам. Он (она) следит за проявлением эмоций и чувств. Ответственен, хорошо адаптирован в социуме, но имеет трудности в понимании чувств супруга (супруги). 5. Товарищеский партнер стремится в браке быть надежным товарищем для своего супруга (супруги) и ожидает подобного поведения от него (нее). Для него (нее) семейная жизнь – это, прежде всего, совместное преодоление неизбежных трудностей, повседневных забот. 6. Независимый партнер сохраняет некоторую дистанцию по отношению к своему партнеру. Ценит автономность и не стремится к интимности в супружеских отношениях. Уважает интересы другого и претендует, чтобы другой считался с его требованиями. 7. Партнер, ориентированный на равноправие в супружестве. Для него (нее) важно равное распределение прав и обязанностей в семье.

Благополучие супружеских отношений определяется тем, каков тип личностного поведения обоих супругов, насколько они комплементарны по отношению друг к другу. Наиболее благополучным является сочетание взаимодополняющих типов. Комплементарными являются «детский» и «родительский» типы. Благополучное взаимодействие наблюдается в случае, если супруги конгруэнтны друг другу по своему поведению. Примером конгруэнтности партнерских комбинаций является супружество двух независимых или двух эмоциональных, или двух романтических партнеров. Конфликтное супружество возникает, если поведение партнеров в браке противоречит друг другу. Причиной тому - конфликтная партнерская комбинация, например: романтический и рациональный партнер, романтический и независимый.

 

25. Методологические основания системного подхода к семье. Особенности семьи как системы.

Мюррей Боуэн является крупнейшим теоретиком системного подхода к семье. Он стремился создать естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима к любому человеку любой культуры, независимо от конкретных исторических, социально-экономических условий. Будучи биологом по первому образованию и психоаналитиком по психологической подготовке, он разрабатывал теорию поведения человека в семье с учетом эволюционной теории Ч. Дарвина и фрейдовского учения о бессознательном.

По мнению М. Боуэна, человек принадлежит к миру живой природы. Его поведением, как и реакциями других живых организмов, управляет эмоциональная система. Она является врожденной, инстинктивной, бес­сознательной, автоматически направляющей активность человека. Эмо­циональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, яв­ляется признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Если она относительно неве­лика, то человеческий организм функционирует нормально. Если тревога возрастает, или в течение некоторого времени сохраняет свою интенсив­ность, хронифицируется, то возникают симптомы соматического, эмоционального или поведенческого характера. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации личности.

Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.

«Система – это комплексов объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты - свойства частей, а отношения связывают систему воедино». Семейная система динамична. Это означает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Все предметы и отношения влияют друг на друга и испытывают на себе воздействие. Поэтому мы можем понять части систем только как функции системы.

Системный подход содержит парадокс. В системной психотерапии это означает, что мы лучше сможем понять пациента, рассматривая не только его интропсихические особенности и проблемы (высокая реактивность, мнительность), но и, рассматривая его в контексте тех социальных связей, составной частью которых он является.

Таким образом рассмотрение семьи как системы требует учитывать состав семьи, и взаимоотношения которые существуют между ее членами, т.е. системный подход к семье рассматривает каждую семью с точки зрения ее структуры, с точки зрения того как организуется выполнение ее функций. Семья как система обладает целым рядом свойств. Во-первых, семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. Внутри семьи существует огромное количество взаимосвязей. Это означает, что если вы хотите улучшить семейную атмосферу, вам надо изменить отношения и поведение всех домочадцев.


26. Теория семейных систем М. Боуэна: методологические основания. Понятие о семье как об эмоциональной системе.

Субъективная природа науки о человеческом поведении создает препятствия для признания ее места среди естественных наук. Но, не смотря ни на что, существуют исследователи, верящие, что научное изучение человеческого поведения возможно. Теория Семейных Систем Боуэна - это результат именно такого подхода. Боуэновская теория - это результат попытки применить научный подход к изучению человеческого поведения, сфокусированный на связи человека со всем живым. Боуэн пытался увидеть системные процессы, которые управляют эмоциональным поведением человека. Большая часть человеческого поведения является автоматической и не подвластна контролю со стороны индивидуума. Что ещё важней, результаты этих экспериментов связывает развитие человеческой семьи в эволюционный процесс и располагает человеческий мозг в одном ряду со всеми его эволюционными предшественниками. Характерный для в биологии взгляд на человеческую семью, схож с Боуэновской теорией, предполагающей базовую общность всех живых существ.

Семья - это одно из проявлений человеческой руководящей системы в действии, семья является также частью природной системы. Пока у человечества есть способность изучать и понимать собственную деятельность, остается возможность, что он сможет это сделать. Наибольшей преградой является стремление каждого человека исключить себя из сети взаимосвязанности и автоматических реакций, которые и формируют «танец жизни». Человек субъективно определяет себя как отличающегося от всех других живых форм. В вызове, брошенном теорией систем, содержится призыв к пониманию на эмоциональном уровне собственной связанности с семьей, обществом, природой и планетой. Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные функции, которые являются автоматическими реакциями индивида на любые аспекты среды.

Теория была создана между 1963 и 1967 годами и включала в себя шесть концепций: Концепция о дифференциации Я; Концепция о триангуляции; Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи;Концепция о проективных процессах в семье;Концепция о многопоколенной передаче; Концепция об эмоциональном разрыве; В 1975 Боуэн добавил к своей теории две новые концепции: Концепция о позиции сиблингов; Концепция о социальной регрессии.

Теория Боуэна содержит две основные переменные: уровень тревоги (или эмоционального напряжения) и степень дифференциации Я. Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге, справиться с короткими приступами тревоги. Но когда тревожность возрастает и становится хронической, в этот период в организме возрастает напряжение (внутри себя или в системе отношений). Напряжение приводит к появлению симптомов или дисфункций (физической, эмоциональной или социальной). Существует феномен заражения тревожностью - тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги. И выглядеть нормальным при одном уровне тревожности и ненормальным при другом, более высоком уровне.

 

27. Понятие о дифференциации Я. Уровни дифференциации Я.

Во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лишь в способах и степени, в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть - концепция дифференциации Я. Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от проблем всех видов. По степени дифференциации Я люди образуют континуум».

Далее Боуэн полагает, что «все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого. Боуэн обнаружил: жизнь индивидума в гораздо большей степени регулируется эмоциональной системой чем мы признаем. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому в какой степени он в состоянии различать процессы связанные с чувствами и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я у человека тем менее он способен делать такие различения. Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: