Ещё одна важная составляющая дифференциации Я - Уровень Целостного Я и Псевдо -Я в человеке

Структура Псевдо-Я - формируется для приспособления к окружающей среде и состоит из множества убеждений, установок, и т.д., разделяемых потому, что их разделяет и считает правильными та группа, с которой идентифицирует себя человек. Она создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональном союзе, будь то семья или общество. Целостное Я - не участвует в феномене слияния, состоит из четко определенных убеждений, мнений, установок и жизненных принципов. Когда человек делает выбор, он становится ответственным за себя и за последствия своих поступков. Именно на уровне Псевдо-Я люди дают, получают, одалживают, торгуются и обмениваются своими Я. В браке два Псевдо-Я сливаются в МЫ, где один становится носителем инициативы и ответственным за принятие решений. Этот одни получает Псевдо - Я в той степени, в которой теряет другой его теряет. В зависимости от расположения на континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы:

1) Слияние: Недифференцированная эго масса семьи (или общества); Не отличают чувства от фактов; Полностью ориентированы на отношения; Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии; На жизненные цели энергии нет;

2) умеренная дифференциация Я: Начало дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем; Псевдо-Я превалирует; Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки; Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации Я, если высокая - как при слабой; Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения; Чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне.

3) хороший уровень дифференциации Я: Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве, как команда; Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе; Хороший уровень развития Целостного – Я; Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира; Их эмоциональная жизнь удовлетворяет, гораздо больше.

4) уровень дифференциации Я скорее гипотетический, чем реальный.

 


28. Дифференциация межличностных отношений в семье. Триангуляция в семейной системе.

Комплексный показатель, учитывающий как реальное распределение ролей в семье, так и отношение к нему супругов, получил в литературе название поло-ролевой дифференциации. Полоролевая дифференциация (ПРД) в широком смысле определяется на основании следующих характеристик: 1) представления супругов о ролях мужчины и женщины (поло-ролевые установки); 2) представления супругов о распределении ролей в семье (частные полоролевые установки); 3) ролевое поведение супругов (реальное распределение ролей); 4) половая идентичность (феминность-маскулинность супругов). Спектр форм ПРД достаточно широк, но основными являются: традиционная, антитрадиционная и равноправная, каждая из которых характерна для соответствующего типа семьи. Традиционная ПРД присуща семьям, где обязанности супругов распределены строго в связи с их полом (для женщины – уход за домом и воспитание детей, для мужчины – материальное обеспечение семьи и поддержание контактов с внешним миром) и каждый из них считает такую ситуацию нормальной и единственно возможной. Антитрадиционная ПРД пока встречается довольно редко и характерна в основном для семей Швеции и Финляндии, где отпуск по уходу за ребенком может взять не только мать, но и отец. Равноправная форма отражает ситуацию, когда оба супруга одинаково включены в реализацию семейных ролей и обязанностей и когда каждый из них отвечает в основном за то, что больше соответствует его вкусам и возможностям.

Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень тревоги низкий. Как только он повышается, в целях снижения тревоги, привлекается достаточно уязвимый третий, чтобы создать треугольник. Если напряжение в треугольнике слишком велико для троих, включаются другие люди, и все отношения организовываются в серию взаимосвязанных треугольников.

 

Эмоциональный процесс между двумя людьми или группами имеет постоянную тенденцию вовлечения третьего. В этом - суть концепции треугольников. Однако если третья сторона сможет оставаться в активном контакте с каждой из двух других, находясь в то же время вне эмоционального поля их отношений, то эмоциональная интенсивность отношений первых двоих найдет автоматическое разрешение.

Когда напряжение в семье достаточно велико, а возможности внутрисемейных треугольников исчерпаны, семейная система триангулирует людей извне, например - полицейских или социальных работников. Попытка выноса напряжения вовне считается успешной, если привлеченные люди вступают в конфликт с семейной системой, а она при этом становится спокойней.

Когда в треугольнике среднее напряжение, две стороны чувствуют себя комфортно, а одна находится в конфликте. Такие паттерны воспроизводятся в треугольнике много раз, участники получают фиксированные роли и закрепленные отношения друг с другом. Важно отметить, что в вершинах треугольника могут быть не только отдельные личности, но и предметы, проблема, хобби, работа, группы людей и т. п.

 

29. Симптомы недифференцированности супружеских отношений.

Симптомами недифференцированности межличностных отношений в семье являются: супружеские конфликты, нарушение деятельности одного и супругов, процесс семейной проекции.

Супружеский конфликт Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, что супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни один из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения в паре разворачиваются по этапам. Этап 1. Период интенсивной эмоциональной близости, в течение которого супруги обмениваются большим количеством энергии. Наступает момент, когда супруги не могут больше находиться в слиянии. Тогда происходит эмоциональный взрыв - конфликт между супругами, свидетельствующий о наступлении следующего этапа. Этап 2. Непосредственно супружеский конфликт. Для периода конфликтов характерны частые ссоры, обиды. Затем частота и интенсивность контактов снижается, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов. Этап 3. Период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости. Затем цикл отношений повторяется вновь.

Появление нарушений в деятельности одного из супругов связано с тем, что большое количество недифференцированной эмоциональности сконцентрировано в адаптивной позиции одного из партнеров. В его поведении постоянно обнаруживается стремление приспособиться к супругу (супруге), к его доминантной позиции. Псевдо-»Я» адаптивного партнера постепенно поглощается псевдо-»Я» доминирующего, вынуждая последнего брать все больше ответственности за обоих. Тот из супругов, который длительное время находился в адаптивной позиции, постепенно утрачивает и потребность, и способность самостоятельно принимать решения, ощущая постоянную зависимость от своего супруга. И тогда, по мнению М. Боуэна, достаточно небольшого стресса, чтобы дать толчок к нарушению деятельности адаптивного партнера. Дисфункция может выражаться в эмоциональном расстройстве, болезни, пьянстве и т. п. Такие нарушения часто становятся хроническими и трудно устраняются.

Суть процесса семейной проекции состоит в том, что родители с низ­кими уровнями дифференциации, межличностные отношения которых ха­рактеризуются симбиотичностью, действуя в своей семье как единое «мы», проецируют недостаток дифференциации на одного или нескольких детей. Такой паттерн поведения наносит ущерб ребенку - объекту семейной про­екции. М. Боуэн считает, что этот процесс универсален и в той или иной степени интенсивности присущ каждой семье. Общим признаком является особая эмоциональная вовлеченность матери в появление ребенка.

Процесс семейной проекции начинается с тревоги матери, в основе ко­торой, по мнению М. Боуэна, лежит материнский инстинкт. Именно он по­буждает мать чрезмерно беспокоиться во время репродукции и раннего дет­ства. На тревогу матери ребенок отвечает беспокойством, которое мать не­верно трактует как проблему ребенка. Отец, как правило, сензитивен к тревоге матери. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрез­мерный характер и не соответствуют потребностям ребенка. Так возникает паттерн инфантилизации ребенка. Он растет в ситуации усиленного кон­троля, гипертрофированного внимания и заботы, не приобретая самостоятельности, ответственности и автономии.

 


30. Проблемы эмоционального отделения от родительской семьи Эмоциональный разрыв.

С помощью понятия «эмоциональное отделение от семьи» М. Боуэ описывает эмоциональные процессы, происходящие между поколениям. Речь идет о неизбежном этапе в индивидуальной жизни человека, в развитии эмоциональных отношений в семейной системе, связанном с взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь. Молодой человек решает проблему привязанности к собственным родителям. Они, в свою очередь, переживают процесс расставания с повзрослевшим ребенком. Концепция эмоционального отделения рассматривает способы, которые используют люди с разными уровнями дифференциации, чтобы, отделяя себя от родительской семьи, начать собственную жизнь в новом поколении. Степень решенности проблемы отделения от семьи напрямую связана с уровнем дифференциации. Чем ниже уровень дифференциации, тем больше сохраняется зависимость от родителей, тем меньше самостоятельности и ответственности в жизни повзрослевшего человека. М. Боуэн различает псевдоотделение, эмоциональное отделение эмоциональный разрыв. Примерами псевдоотделения являются эмоциональная изоляция от родителей, физический уход из родительской сема (без решения проблемы привязанности) или комбинация эмоциональна изоляции и физического ухода. Суть таких паттернов - прекращение ков тактов с родителями, искусственное дистанцирование от них.

Создание своей собственной семьи также не решает проблему достижения эмоционального баланса в отношениях между поколениями. Молодая семья, будучи отрезанной от родительской семьи, нестабильна. В ней быстро начинают возникать симптомы как следствие недифференцированности и нерешенности отношений детской привязанности. Такой паттерн взаимодействия транслируется и следующим поколениям. При этом уровень дифференцированности детей снижается.

М. Боуэн отмечает, что все люди неизбежно сталкиваются с необходимостью справиться с привязанностью к собственным родителям, но никто не решает ее до конца. В семьях с относительно высоким уровнем личной и межличностной дифференциации происходит эмоциональное отделение. Повзрослевшие дети создают собственную семью, сохраняя при этом живой контакт с предшествующим поколением.

Эмоциональный разрыв со своими родителями проясняет «процесс сепарации, изоляции, удаления, избегания или отрицания важности родительской семьи». И чем он глубже, тем вероятнее, что и в других отношениях стиль поведения будет подобным.

 

31. Генограмма как метод исследования истории семьи.

Генограмма - метод, позволяющий собрать данные о расширенной семье испытуемого и проанализировать наследственные (не только генетически заданные) факторы, влияющие на актуальную ситуацию клиента.

Генограмма – это система записи взаимоотношений людей в поколениях. Семейная генограмма – это схематическое изображение семейной системы в нескольких (3-4 и более) ее поколениях и она дает возможность наглядно увидеть и проследить закономерности и повторения в данной семейной системе. Генограммасоставляется начиная с Вас, как бы с низу вверх, т.е. Вы обозначаете себя в самом низу листа и от этого обозначения рисуете остальные связи – муж/жена и сестры/братья должны оказаться рядом. Внизу только Ваши дети и внуки. На уровень выше старшее поколение – родители, их сестры и братья. Еще выше родители родителей и т.д. И таким образом получается, что у каждого поколения свой уровень, свой этаж.

После того как Вы обозначите все связи, все даты и все события можно будет проследить какие события повторяются из поколения в поколение, какие существуют закономерности в отношениях между родственниками (имеется ввидуэмоциональная составляющая отношений) и т.д.

При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний (алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, и др.заболевания иногда передаются генетически)

С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу. Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше.

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, и т.п. Для собственнойгенограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

 


32. Системная концепция семьи как методологические основание циркулярной модели Олсона.

Эта модель включает в себя 2 основные оси (сплоченность и гибкость), ко­торые задают тип семейной структуры и один дополнительный параметр – коммуникацию, графически не включенную в модель. Выделяется 4 уровня сплоченности: низкий – разобщенный тип семьи; разделенный– низкий к умеренному; объединенный– умеренный к высокому и запутанный– чрезмерно высокий уровень.

Семейная гибкость определяется Олсоном как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. На этой шкале Олсон также выделяет 4 уровня; от ригидно­го– очень низкий, структурированного– низкий к умерен­ному; гибкого– умеренный; к очень высокому – хаотичному типу семейной системы.

Постулируется, что центральные уровни сплоченности (разделенный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансирован­ными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными.

Ес­ли уровень сплоченности слишком высок (запутанная система), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут дейст­вовать независимо друг от друга. В другой крайности –разобщенной системе с низким уровнем сплоченно­сти существует чрезмерно много центробежных сил. Члены семьи крайне эмо­ционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.

Семьи с разделенным типом взаимоотношений имеют некоторую эмоцио­нальную разделенность, но она не является такой крайней, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы. Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, ло­яльностью во взаимоотношениях Члены семьи часто проводят время вместе.

Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся си­туации. Хаотическое состояние система часто приобретает в момент кризиса, на­пример, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Структурированный тип системы склонен иметь некоторую степень демо­кратичности руководства, предполагающую переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей.

Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто, и активно включают детей.

Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает 3 гипотезы:

1. Супруги и семьи сбалансированных типов, проходя через стадии жизнен­ного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбаланси­рованные типы.

2. Имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жизненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосаблива­ясь к обстоятельствам.

3. Позитивные коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навы­ки самораскрытия, ведения переговоров и т.д.) помогают поддерживать равно­весие по выделенным двум измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять их уровни близости и гибкости более легко, чем несба­лансированным типам. Напротив, крайние типы систем имеют бедную коммуникацию, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их застревания в крайних позициях.

Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип семейной системы, который у них был в родительских семьях, или ино­гда пытаются создать противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные типы семей­ных динамик, для них будет труднее создать совместный стиль взаимоотношений.

 


33. Сравнительная характеристика психодинамического и системного подходов к семье.

Дисфункциональная семья – та, которая не справляется.

 

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.

Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Дисгармоничные (дисфункциональные) семьи – ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще – ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных «застывших» ролевых взаимодействий между членами семьи, служит «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Если семья рассматривается как саморегулирующая система, а симптом как механизм регуляции, то в случае ликвидации симптома вся система окажется временно нерегулируемой. С системной точки зрения изменение является не единственным решением единственной проблемы, а дилеммой, требующей разрешения.

Психодинамический подход. Гармоничное супружество наблюдается, если индивидуальные соглашения взаимно соответствуют друг другу (осознанно и неосознанно) и выполняются обоими супругами. Если же ожидания супругов несовместимы из-за различий прошлого опыта, то такой брачный союз изначально обречен на неудачу, дисгармония в супружеских отношениях неизбежна.

Отдельные элементы индивидуального соглашения определяются потребностями и желаниями индивидуума. Они, в свою очередь, могут быть: здоровыми и реалистичными или невротическими. Вследствие того, что ожидания и реальное поведение супругов не совпадают, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства, уравновешенность в отношениях нарушается. Таким образом, особенности эмоционального реагирования на поведение партнера кроются в истории пропитого опыта супругов. Источники сегодняшнего поведения супругов, их эмоционального восприятия друг друга - в прошлом, в возникших в детстве внутренних схемах восприятия, отношения и поведения.

 

Для супружеской гармонии недостаточно только характерологического подобия супруга с родителем противоположного пола. Важно, чтобы у партнера была схожая внутренняя программа. Вероятность гармоничных брачных отношений тем выше, чем ближе модели родительских семей супругов. В браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть.

 

34. Причины супружеских дисгармоний в бихевиористической парадигме и пути их устранения.

С точки зрения бихевиористов, хорошие семейные отношения – это такие отношения, при которых происходит обмен приятным поведением, а неприятное поведение, которое не пиносит удовольствия – представлено минимально.

Удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обманом и частотой удовольствий, доставляемых друг другу. Как и на поведение вообще (согласно бихевиоризму) так и на супружеское поведение оказывают влияние: с одной стороны стимулы и ситуации, предшествующие (антицедентные) поведению; с другой – стимулы (результаты и последствия), появившиеся после него.

Предшествующие (антицедентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со стороны жены за непринесенные продукты, за невыполненные обещания тормозят ласку, внимание со стороны мужа. Весть от мужа о получении зарплаты и покупке путевки подымает настроение жены, она становится более общительной и т.д.

Стимулы, появляющиеся после брака (следствия) оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они могут выступать как положительное подкрепление, (вознаграждение, подчеркивание приятного), или как отрицательное подкрепление (прекращение неприемлемого поведения, например упреков, брани), или как наказание (упреки, враждебность), или как угасание (отсутствие интереса, предоставление самому себе и др.)






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: