(С. Минухин, Ч. Фишман «Техники семейной психотерапии»).
Семьи – весьма сложные системы, состоящие из многих индивидов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. В рамках семейного холона особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и подсистема сиблингов.
Супружеский холон. Началом существования семьи считается момент, когда двое взрослых, мужчина и женщина, объединяются, чтобы создать семью. У каждого из них есть тот или иной набор ценностей и ожиданий, как осознанных, так и бессознательных. Одна из жизненно важных задач супружеской подсистемы – выработка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удовлетворения собственных психологических потребностей.
Родительский холон. Родительский холон связан с обычными функциями ухода за детьми и их воспитания.. Родительский холон может включать в себя деда или тетку или исключать, в значительной мере одного из родителей.
|
|
Холон сиблингов. Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействий – ведения переговоров, обучаются дружить, добиваться признания и т.д. В больших семьях сиблинги организуются в разнообразные подсистемы в зависимости от уровней развития.
Развитие и изменение. Развитие семьи происходит поэтапно, с возрастающим усложнением. В развитии выделяют четыре основных этапа, организованных вокруг развития ребенка. Это образование пар, семьи с маленькими детьми, семьи с детьми-школьниками или подростками и семьи с взрослыми детьми.
Образование пар. В рамках супружеского холона два человека, имеющие разный стиль жизни и разные устремления, вынуждены как-то примирить их, создать собственные способы переработки информации, взаимоотношений и проявления своих чувств, выработать правила, касающиеся близости, иерархии и разделения труда, а также стереотипы сотрудничества.
Семьи с маленькими детьми. Второй этап начинается с рождением первого ребенка, когда мгновенно возникают новые холоны: родительский, мать-ребенок, отец-ребенок. Супружеский холон должен реорганизоваться для решения новых задач и выработать новые правила.
Семьи с детьми-школьниками или подростками. Когда дети отправляются в школу, происходит резкая перемена – начинается третий этап развития. Вся семья должна выработать новые стереотипы.
Подрастая, дети вносят в семейную систему новые элементы. Семье придется достигать соглашения о некоторых переменах, изменять кое-какие правила. В подростковом возрасте приобретает особое значение группа ровесников. Это отдельная культура, с собственными взглядами на секс, наркотики, алкоголь, одежду, политику, образ жизни и будущее. Дети – не единственные члены семьи, которые растут и меняются. Существуют особые периоды и в жизни взрослых, которые обычно совпадают с круглыми десятилетиями. На этом этапе может появиться новый источник давления и претензий к семье – родители родителей. На большей части третьего этапа для семьи характерен лишь незначительный дисбаланс, требующий адаптации. На этом этапе начинается процесс отделения, и эта перемена сказывается на всей семье.
|
|
Семьи с взрослыми детьми. На четвертом, последнем этапе у детей, теперь уже молодых взрослых, формируется собственный образ жизни, своя карьера, появляется круг друзей. Изначальная семья снова состоит из двух человек. Этот этап иногда называют "периодом опустевшего гнезда", что обычно ассоциируется с депрессией у женщины. При любых обстоятельствах основной принцип остается в силе: семья должна пройти определенные этапы развития и взросления. Она должна пережить периоды кризиса и перехода в новое состояние.
С точки зрения терапии важен тот факт, что и перемены, и преемственность свойственны любой живой системе. Семейный организм, как и организм отдельного человека, колеблется между двумя полюсами. Один полюс – безопасность известного, другой – исследование нового, необходимое для адаптации к меняющимся условиям.