Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К. Хорни «Проблемы моногамного идеала»)

Исходная ситуация в браке преисполнена чреваты­ми риском бессознательными желаниями. Натиск бессознатель­ных желаний опасен по двум причинам. Со стороны субъекту угрожает разочарование не только потому, что собственное отцовство или материнство ни в малейшей сте­пени не соответствует той картине, которая сложилась в нашей душе под влиянием детских стремлений, но также потому, что жена или муж – это всегда лишь эрзац. Горечь разочарования зависит, с одной стороны, от степени фиксации, а с другой – от степени расхождения между обретенным объектом и достигнутым удовлетворением и специфическими бессознательными сек­суальными желаниями.

Страда­ние (как невротический симптом) является одним из усло­вий, при которых брак может устоять против сильнейшего запрета инцеста. Несчастье может принимать разные формы.

Действует два фак­тора – разочарование и запрет инцеста, – которые влекут за собой скрытую враждебность к мужу или жене, приво­дя к отчуждению от партнера и вынуждая его или ее не­вольно искать новый объект любви. Такова основная ситуация, создающая проблему моногамии.

Существуют и другие каналы для высвобожденного либидо: сублимация, подавление, регрес­сивный катексис прежних объектов, отдушина, обретаемая в детях.

Полигамные желания вступают в конфликт и с требованиями партнера моногамных отношенийи с идеалом верности, который установили для себя в нашем сознании.

Первоеиз двух требований - требование жертвы от кого-то друго­го – явление более примитивное, чем самопожертвование. В браке такое требование выставляется исклю­чительно из любви, но по своему происхождению оно связано с разрушительными тенденциями и враж­дебностью к объекту, что зачастую от любви не остается ни­чего, кроме ширмы, за которой осуществляются эти враждеб­ные тенденции.

Деструктивные элементы тесно связаны с  желани­ем и в другом аспекте. В ранние годы стремление монополи­зировать отцовскую или материнскую любовь натолкнулось на фрустрацию и разочарование, и в результате возникла реакция ненависти и ревности.

Требование моногамии тесно связано с анально-садистскими элементами влечения, и именно они, наряду с нарциссическими элементами, придают требованию моно­гамии в браке особый характер.

Мы гораздо чаще сталкиваемся с фригиднос­тью, чем с импотенцией, а то и другое суть проявления ге­нитальных запретов. Люди, у которых верность принимает навяз­чивый характер, за условными запретами часто скрывают чувство сексуальной вины.

Элементы ненависти мо­гут прорваться наружу, не только когда принцип монога­мии нарушен, но и когда он соблюдается, и что проявлять­ся эти элементы могут весьма и весьма по-разному; что чувства ненависти, направленные на партнера, также мо­гут принимать самые разные формы и что с обеих сторон эти чувства делают свое дело” подрывая фундамент, на ко­тором должен строиться брак – нежную привязанность между мужем и женой.

 

Анализ статьи К. Роджерса «Нити постоянства и развития».

Некоторые взаимоотношения «функ­ционируют», то есть оказываются удовлетворительными гармоничными, развивающимися и даже нерасторжимыми, а другие, напротив, приносят лишь несчастье и кончаются отчужде­нием и разводом. 

Привязанность – первая нить постоянства и развития в любых долговеч­ных взаимоотношениях.

Общение. В любом браке, происхо­дит какое-то общение, вербальное или невербальное. Приверженность процессу совершенствования взаимоот­ношений в каком-то смысле является основой для лучшего способа общения.

Повторяющиеся чувства. Если постоянно копить в себе чувства, они однажды найдут выход — скорее всего, в виде раздраженного упрека. Если отдавать себе отчет в том, какие чувства возникают внутри, то после нескольких повторов этого своего ощущения мо­жно выразить суть дела с точки зрения того, что происходит

Риск. Общение всегда предполагает риск.

Отмирание социальных ролей. Один из факторов может играть и положительную, и отрицательную роль в зави­симости от придаваемого ему значения.

Становясь самостоятельной личностью. когда каждому из партнеров удается в большей степени стать самостоятельной личностью, взаимоотношения становятся более гармоничными.

Выявление собственного «Я». В первую очередь это значит, что он/она все время ста­рается приблизиться к своему внутреннему существу, к большей близости и осведомленности — с тем и о том, что происходит внутри него самого.

Признание самого себя. Человек приходит к признанию в качестве подлинной части самого себя всей этой изменчивой сложности, своих особенностей.

Отбрасывание масок. В этом процессе он и она отказываются, брони самозащиты и при­творства. Она — уже не испуганный недоразвившийся ребенок, прячущийся под маской искушенной светской женщины. Освоение ценностей. Ценность или значение всего, переживаемого вами на опыте, определяются не тем, что говорят об этом окружающие, но одним лишь «ощу­щением», возникающим на самых глубоких уровнях вашего существа.

Развитие обоих партнеров. Усилия, направленные на пробуждение подлинного собственного «Я», настолько себя оправдывают, что почти неизбежно вы будете уговаривать и поощрять своего партнера последовать вашему примеру и радоваться каждому сделанному им шагу.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: