Тема 1. Предмет психологии, методы изучения психики.
В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют, как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных.
Термин «психология» образован от греческих слов – душа, психика и знание, изучеaние, осмысление. В научной литературе термин «психология» встречался еще в 10 веке, а официально был введен в употребление немецким философом Христианом Вольфом во второй половине 18 столетия. У слова «психология» несколько значений:
1) Наука о психике как свойстве высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение;
2) Психическая жизнь, т.е. психология охватывает типичные способы общения, поведения. Познания, типичные убеждения, черты характера и т.п.
Перейдем к вопросу о соотношении научной и житейской психологии. Любая наука имеет в качестве основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей.
Этапы развития психологических знаний:
1. Психология – изучение души. Греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.
2. В 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. В это же время разделение между естественными науками и философией и появление эмпирического направления приводит к созданию научного метода и открывает возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. Психология тоже отделилась от философии (18 век), пытаясь заменить изучение «души» изучением сознания и процессов мышления.
5. Научная психология родилась в конце 19-го века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие адаптивную роль сознания. Однако метод интроспекции, используемый каждой школой, оказался слишком субъективным.
Методы психологических исследований
1. Описательные методы позволяют исследователю собирать фактический материал по изучаемой проблеме и не вмешиваясь в изучаемое явление подробно и как можно более объективно его описывать:
а ) Наблюдение (включенное или не включенное) требует сосредоточения внимания на определенном аспекте поведения, на существенных моментах изучаемых явлений, поэтому при использовании данного метода часто привлекается техника (видео- и аудио-записи, фото), опросники, карты наблюдений.
б) Анкеты и тесты. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Тесты – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик личности. При использовании тестов основными проблемами являются нормализация теста, сопоставление разных результатов у разных групп испытуемых, целевое направление тестирования.
2. Экспериментальный метод. Исследователь вызывает интересующее явление, создавая соответствующие условия, и целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. Но и при проведении эксперимента возможны ошибочные выводы и интерпретации. Они могут быть связаны со следующими эффектами:
1) эффект Хоторна – участники эксперимента ведут себя именно так, как ожидают экспериментаторы.
2) эффект плацебо – частный случай выше названного, основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно экспериментатором на испытуемых, у которых наблюдаются желаемые для экспериментатора эффекты.
3) эффект аудитории – присутствие публики влияет на скорость обучения или выполнения испытуемым поставленной задачи (как положительно, так и отрицательно).
4) эффект Пигмалиона (эффект Розенталя). Американский психолог Розенталь назвал именем Пигмалиона (1966г.) явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-либо гипотезы, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.
5) эффект первого впечатления – при оценке личности первое впечатление, которое мы составили может отбрасывать все последующие сведения, противоречащие ему, как случайные и нехарактерные.
6 ) эффект Барнума (Финеас Т.Барнум – основатель знаменитого цирка) – склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся как научные, или имеют магический или ритуальный эффект.
Знания психологии используются в различных областях человеческой деятельности:
1) Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, на изучении мотивации, решения задач и т.п. Психофизиолога интересуют отношения между нервной системой и поведением, психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных аппаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных. Генетическая психология – одна из областей теоретической психологии, которая стремится объяснить психологическое развитие индивида от рождения до смерти, найти механизмы, лежащие в основе этого развития. Психология личности изучает становление особенностей личности. Социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга, отношения людей в различных группах.
2) Практическая психологическая помощь используется и на производстве, и в личных отношениях. Клинический психолог оказывает помощь людям с психическими расстройствами, применяя психотерапию. Психолог-консультант решает проблемы, связанные с отношениями (семейными, супружескими), например, школьные и промышленные психологи решают конфликты в определенных коллективах, помогают в выборе сферы деятельности, применения способностей, выборе работы. Педагогические психологи з анимаются совершенствованием методов обучения и труда. Психологи-эргономисты решают вопросы обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека.






