Методы психологических исследований

Тема 1. Предмет психологии, методы изучения психики.

В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют, как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных.

Термин «психология» образован от греческих слов – душа, психика и знание, изучеaние, осмысление. В научной литературе термин «психология» встречался еще в 10 веке, а официально был введен в употребление немецким философом Христианом Вольфом во второй половине 18 столетия. У слова «психология» несколько значений:

1) Наука о психике как свойстве высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение;

2) Психическая жизнь, т.е. психология охватывает типичные способы общения, поведения. Познания, типичные убеждения, черты характера и т.п.

Перейдем к вопросу о соотношении научной и житейской психологии. Любая наука имеет в качестве основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей.

Этапы развития психологических знаний:

1.    Психология – изучение души. Греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

2.    В 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. В это же время разделение между естественными науками и философией и появление эмпирического направления приводит к созданию научного метода и открывает возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. Психология тоже отделилась от философии (18 век), пытаясь заменить изучение «души» изучением сознания и процессов мышления.

5.    Научная психология родилась в конце 19-го века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие адаптивную роль сознания. Однако метод интроспекции, используемый каждой школой, оказался слишком субъективным.

 

Методы психологических исследований

1. Описательные методы позволяют исследователю собирать фактический материал по изучаемой проблеме и не вмешиваясь в изучаемое явление подробно и как можно более объективно его описывать:

а ) Наблюдение (включенное или не включенное) требует сосредоточения внимания на определенном аспекте поведения, на существенных моментах изучаемых явлений, поэтому при использовании данного метода часто привлекается техника (видео- и аудио-записи, фото), опросники, карты наблюдений.

б) Анкеты и тесты. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Тесты это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик личности. При использовании тестов основными проблемами являются нормализация теста, сопоставление разных результатов у разных групп испытуемых, целевое направление тестирования.

2. Экспериментальный метод. Исследователь вызывает интересующее явление, создавая соответствующие условия, и целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. Но и при проведении эксперимента возможны ошибочные выводы и интерпретации. Они могут быть связаны со следующими эффектами:

1) эффект Хоторна участники эксперимента ведут себя именно так, как ожидают экспериментаторы.

2) эффект плацебо частный случай выше названного, основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно экспериментатором на испытуемых, у которых наблюдаются желаемые для экспериментатора эффекты.

3) эффект аудитории присутствие публики влияет на скорость обучения или выполнения испытуемым поставленной задачи (как положительно, так и отрицательно).

4) эффект Пигмалиона (эффект Розенталя). Американский психолог Розенталь назвал именем Пигмалиона (1966г.) явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-либо гипотезы, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

5) эффект первого впечатления при оценке личности первое впечатление, которое мы составили может отбрасывать все последующие сведения, противоречащие ему, как случайные и нехарактерные.

6 ) эффект Барнума (Финеас Т.Барнум – основатель знаменитого цирка) – склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся как научные, или имеют магический или ритуальный эффект.

Знания психологии используются в различных областях человеческой деятельности:

1) Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, на изучении мотивации, решения задач и т.п. Психофизиолога интересуют отношения между нервной системой и поведением, психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных аппаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных. Генетическая психология – одна из областей теоретической психологии, которая стремится объяснить психологическое развитие индивида от рождения до смерти, найти механизмы, лежащие в основе этого развития. Психология личности изучает становление особенностей личности. Социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга, отношения людей в различных группах.

2) Практическая психологическая помощь используется и на производстве, и в личных отношениях. Клинический психолог оказывает помощь людям с психическими расстройствами, применяя психотерапию. Психолог-консультант решает проблемы, связанные с отношениями (семейными, супружескими), например, школьные и промышленные психологи решают конфликты в определенных коллективах, помогают в выборе сферы деятельности, применения способностей, выборе работы. Педагогические психологи з анимаются совершенствованием методов обучения и труда. Психологи-эргономисты решают вопросы обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека.




double arrow
Сейчас читают про: