Особенности научного психологического знания

Тема 3. Научное и ненаучное психологическое знание. Специфика познания явлений психики

 

1. Ненаучное психологическое знание и его формы.

2. Особенности научного психологического знания.

3.  Специфика познавательной деятельности в психологии.

 

Ненаучное психологическое знание и его формы

         Психология - термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания.

       Во-первых, психология как система обыденных знаний людей о психике, поведении других людей. Эта обыденная психология сегодня стала предметом исследования одной из отраслей научной психологии.

        Во-вторых, философская психология, берущая начало еще в античности. Вопрос о природе психической реальности является ключевым. В рамках философской  психологии по сей день, создаются модели психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.

       Наконец, под термином психология понимают науку, возникшую в ХIХ веке, - науку о психике как некоторой самостоятельной реальности, которая имеет материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, и может быть исследована объективными методами.

       Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей, что существует такая наука, как психология. Она имеет свою методологию, свои методы и пути познания.

  Диапозон современного психологического знания крайне широк и включает внушительный пласт т.н. обыденного психологического знания. Оно накапливалось многими веками и передавалось в виде наставлений, пословиц, т.е. всего того, что мы называем фольклором. Обыденное психологическое знание вырабатывается в течении жизни человека и составляют его жизненный опыт. 

Житейское психологическое знание отличается от научного по сле­дующим параметрам:

• обладает большей конкретностью, меньшей обобщенностью и на­правлено на решение преимущественно прагматических задач;

• чаще всего имеет характер имплицитного (скрытого) знания, инту­итивного по своей природе, без разделения на теорию и эмпирию;

• не опирается на эксперимент или другие формализованные про­цедуры получения нового знания;

• не имеет четкой структуры или дисциплинарного строения, как это свойственно научной психологии;

• использует другие носители, способы хранения и передачи ин­формации по сравнению с знанием научным.

В той или иной степени житейским психологическим знанием об­ладает каждый человек, поскольку оно формируется стихийно.

Житейская психология — совокупность психологических знаний, не отвечающих стандартам научности (с точки зрения способов полу­чения, стандартов описания, системности, непротиворечивости и верифицируемости) и закрепленных в форме традиций, обрядов, норм и правил поведения, народной мудрости, афоризмов, произведений ис­кусства и т. п.

Лучшими житейскими психологами являются, как правило, пред­ставители профессий типа «человек — человек» по классификации Е. А. Климова (журналисты, дипломаты, священники, работники сер­виса, педагоги и др.). Для научного психолога житейские наблюдения служат важным источником накопления опыта, подлежащего дальней­шему научному анализу, а также источником гипотез и предположе­ний при решении теоретических и прикладных задач, формулируемых в рамках строго научного исследования.

Художественная форма психологического знания фиксирует и пе­редает уникальное и неповторимое восприятие автором свойств и за­кономерностей конкретной психологической реальности. Согласно А. Н. Леонтьеву, наука добывает, фиксирует и транслирует объектив­ное знание в значениях, а искусство выражает и передает отношение художника к миру с помощью образов — носителей личностных смыс­лов. Художественное мышление, приемы художественного анализа часто оказывают огромное влияние на мышление ученого. Особую роль играют художественные образы в творческом мышлении. В предыду­щей главе мы говорили о затянувшемся процессе размежевания науч­ной психологии с околонаучными или даже откровенно псевдонауч­ными подходами. Парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, психотроника — лишь некоторые из названий различных направлений квазинаучной деятельности, иногда маскирующихся под научную пси­хологию, а иногда откровенно бросающих ей вызов. Рост интереса к иррациональным формам освоения действительности наблюдается обычно в периоды социальной нестабильности и неуверенности лю­дей в завтрашнем дне.

Нельзя сказать, что они всегда играют однозначно отрицательную роль в развитии общественного сознания. Известно, что алхимия содей­ствовала становлению химии как науки. Феномены экстрасенсорной чувствительности иногда становятся предметом вполне плодотворного научного изучения, а ложные в целом идеи могут содержать наводя­щие подсказки. Иногда псевдонаучные подходы с успехом выполняют психотерапевтические функции как на уровне отдельного человека, так и общества в целом. Тем не менее нельзя недооценивать негативные последствия широкого распространения иррациональных установок в обществе, которые могут привести к падению социальной активно­сти, искажению систем ценностей и другим деструктивным процессам. Одним из средств предотвращения этого является усиление про­светительской деятельности психологов, повышение доступности на­учного психологического знания для широких слоев населения.  

Особенности научного психологического знания

В развитии психологического знания существенно менялись критерии научности. Но до сих пор, по мнению К. Поппера, нет устоявшихся кри­териев, которые позволили бы определить, где кончается миф и начина­ется теория, где имело место прозрение, а где — заблуждение. Роль воз­зрений, оцененных как заблуждения, может быть вполне эвристичной. А на смену апробированной, эмпирически «правильной» теории может прийти новая, конкурирующая. Но обычно можно различить системы теоретических положений, предполагающих, что они имеют отношение к миру реальности (для психологических теорий это мир субъективной, или психологической реальности), и положений, не нацеленных на со­отнесение мира теории и мира реальности. Первые всегда предполага­ют возможность их верификации или фальсификации.

  Если выделять основные области знания, которыми оперирует современная научная психология, то следует использовать два основания. Первое - способ построения знаний и их функциональная роль в системе научных представлений о психических явлениях. Так, выделяют:

- описательные знания (опытные), в которых регистрируются фиксируемые психические явления. Источниками регистрации могут быть как субъективные данные самого исследователя, так и показания средств измерения (приборы, стандартизированные методы сбора информации);

- объяснительные знания (теоретические), которые объясняют психические явления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: