Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III.Основные части и этапы научного исследования




Описываемая ниже трактовка научного исследования вытекает из классической традиции, связанной с классическим идеалом научности, в котором получение нового знания осуществляется в процессе теоретико-эмпирических познавательных операций. На месте исходного менее полного и дифференцированного знания в результате исследования появляются новые научные факты, новые теории.

В основе идеи научного исследования лежит логика так называемой позитивистской трактовки познания, на основе которой реальный предмет, его свойства заменяются абстрактной конструкцией – абстрактным объектом или, в других терминах, теоретическим конструктом, теоретической моделью объекта. Эмпирические данные представляют информацию, которая относится к абстрактным объектам, но переносится и на свойства реальных объектов, связанным с абстрактными посредством определений, которые должны производиться в операциональных терминах.

Таким образом, информация об объекте преобразуется, по-преимуществу, в символическую форму, на этапе анализа данных исследования выявляются математические и логические отношения между этими символами.

Эта трактовка процесса научного познания следующим образом удачно формулируется Филиппом Франком: “В каждой теории мир наших непосредственных чувственных впечатлений заменяется формальной системой, связями между символами, которые, в свою очередь, связаны с чувственными впечатлениями посредством операциональных определений” [ Тростников. с. 148].

В психологии позитивистская парадигма подвергается со времен В.Дильтея разнонаправленной критике, сегодня - как представителями отечественной материалистической психологии, так и зарубежной гуманистической и экзистенциальной психологии [ ]. Например, психиатр Р.Лэнг критикует естественно-научную психологию за “ложную объективность и достоверность”: ,,,,”значит, мы должны отказаться от позитивизма, который достигает своей “достоверности” путем успешной маскировки того, что есть, и того, чего нет, упорядочения мира наблюдателя посредством превращения истинно данного во взятое, принятое в качестве данных, обирания мира бытия и изгнания тени бытия вьпризрачную страну субъективных ценностей” [ Р.Лэнг «Расколотое «Я», с. 257]. И далее: «Сциентизм – это ошибка, заключающаяся в превращении личностей в вещи посредством процесса овеществления, не ????являющегося самим по себе частью истинного естественно-научного метода» [ Р.Лэнг «Расколотое «Я», с. 258].

Несмотря на эту критику, альтернативная гуманистическая исследовательская парадигма, равносильная позитивистской, так и была не создана.

Рассмотрим особенности научного исследования в психологии.




Как пишут, например, Н.Г.Иванова и В.Г.Асеев, психика как система обладает целым рядом особенностей, которые объясняют специфику психологических исследований [ ]. Психика отличается:

- высоким уровнем централизации, наличием высших уровней управления;

- высокой вариативностью, низкой устойчивостью и слабой повторяемостью характеристик психических процессов;

- отсутствием независимости и автономности психических процессов;

- целостностью (органическим единством, взаимопроникновением, нерасчлененностью) психических явлений, высоким уровнем интегрированности, тесной взаимосвязью с другими явлениями (все связано со всем). Например, исследование процессов долговременной памяти может вызывать необходимость учета характеристик восприятия, интеллекта, речи, мотивации. В любом психическом процессе, заданы, хотя бы в свернутом виде, множество других. Из всего сказанного вытекает незначительная роль зависимостей эмпирического уровня в компендиуме психологического знания.

В.А.Ганзен и В.Д.Балин также пишут о специфике психологического исследования, как они выражаются, по объекту и методу исследования. При этом, как мы полагаем, они не разделяют объект и предмет исследования, как это делается на современном методологическом уровне. Итак, по мнению этих авторов, психологическое исследование характеризуют такие качества, как:

- многомерность объекта исследования, требующая применения комплексного и системного подхода;

- затрудненность выделения намеченного объекта (точнее, предмета, исследования – прим. М.В.) в целостном психическом явлении;

- более низкий диапазон изменения психологических и психофизиологических параметров, чем случающиеся в медицинском исследовании, рассматривающем патологические состояния;



- в психологии иное соотношение параметров изучаемого объекта, изучающего субъекта и среды, чем в других науках, поскольку в психологии исследователь постоянно включен в ту социальную среду, которую он исследует. Позднее такое познавательное отношение назовут субъект-субъектным, в рамках гуманитарного идеала научности.

Специфика психологического исследования объясняется особенностями психики в целом, психических явлений – свойств, состояний, процессов, функций и структур. Сравнивая психологическое измерение с физиологическим, В.А.Ганзен и В.Д.Балин пишут о том, что в психологии в результате применения метода приходят к показателям как индикаторам недоступных прямому наблюдению явлений,. Отметим, впрочем, что подобная недоступность прямому наблюдению присуща не только предмету психологии, но и многим другим гуманитарным и даже точным наукам, например, физике элементарных частиц.

Итак, в психологии как в любом научном исследовании выделяются несколько (до девяти) основных этапов, в которых разворачиваются три части исследования.

Таким образом, схематично основная идея процессуального разворачивания исследования сводится к трехчастной структуре. В первой ее части результате теоретического анализа исследователем формулируется некий актуальный вопрос - научная проблема. Формулирование актуальной исследовательской проблемы осуществляется при работе над имеющимися в научных публикациях научными фактами и теоретическими положениями.

Вторая часть трехчастной структуры состоит в формулировании исследовательской гипотезы, происходит это также на основе теоретического анализа литературных данных. По содержанию гипотеза это предполагаемый ответ на вопрос, поставленный в проблеме.

Третья часть исследования представляет собой эмпирическую проверку исследовательской гипотезы.

Рис. 1

Основные структурные части научного исследования

Дальнейшее изложение будет проводиться на примере дипломного или диссертационного психологического эмпирико-теоретического исследования, при этом три основные структурные части детализируются в 9 этапов исследования:





Дата добавления: 2015-05-18; просмотров: 2091; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10738 - | 7368 - или читать все...

Читайте также:

 

3.226.243.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.