double arrow
III.Основные части и этапы научного исследования

Описываемая ниже трактовка научного исследования вытекает из классической традиции, связанной с классическим идеалом научности, в котором получение нового знания осуществляется в процессе теоретико-эмпирических познавательных операций. На месте исходного менее полного и дифференцированного знания в результате исследования появляются новые научные факты, новые теории.

В основе идеи научного исследования лежит логика так называемой позитивистской трактовки познания, на основе которой реальный предмет, его свойства заменяются абстрактной конструкцией – абстрактным объектом или, в других терминах, теоретическим конструктом, теоретической моделью объекта. Эмпирические данные представляют информацию, которая относится к абстрактным объектам, но переносится и на свойства реальных объектов, связанным с абстрактными посредством определений, которые должны производиться в операциональных терминах.

Таким образом, информация об объекте преобразуется, по-преимуществу, в символическую форму, на этапе анализа данных исследования выявляются математические и логические отношения между этими символами.

Эта трактовка процесса научного познания следующим образом удачно формулируется Филиппом Франком: “В каждой теории мир наших непосредственных чувственных впечатлений заменяется формальной системой, связями между символами, которые, в свою очередь, связаны с чувственными впечатлениями посредством операциональных определений” [ Тростников. с. 148].




В психологии позитивистская парадигма подвергается со времен В.Дильтея разнонаправленной критике, сегодня - как представителями отечественной материалистической психологии, так и зарубежной гуманистической и экзистенциальной психологии [ ]. Например, психиатр Р.Лэнг критикует естественно-научную психологию за “ложную объективность и достоверность”: ,,,,”значит, мы должны отказаться от позитивизма, который достигает своей “достоверности” путем успешной маскировки того, что есть, и того, чего нет, упорядочения мира наблюдателя посредством превращения истинно данного во взятое, принятое в качестве данных, обирания мира бытия и изгнания тени бытия вьпризрачную страну субъективных ценностей” [ Р.Лэнг «Расколотое «Я», с. 257]. И далее: «Сциентизм – это ошибка, заключающаяся в превращении личностей в вещи посредством процесса овеществления, не ????являющегося самим по себе частью истинного естественно-научного метода» [ Р.Лэнг «Расколотое «Я», с. 258].



Несмотря на эту критику, альтернативная гуманистическая исследовательская парадигма, равносильная позитивистской, так и была не создана.

Рассмотрим особенности научного исследования в психологии.

Как пишут, например, Н.Г.Иванова и В.Г.Асеев, психика как система обладает целым рядом особенностей, которые объясняют специфику психологических исследований [ ]. Психика отличается:

- высоким уровнем централизации, наличием высших уровней управления;

- высокой вариативностью, низкой устойчивостью и слабой повторяемостью характеристик психических процессов;

- отсутствием независимости и автономности психических процессов;

- целостностью (органическим единством, взаимопроникновением, нерасчлененностью) психических явлений, высоким уровнем интегрированности, тесной взаимосвязью с другими явлениями (все связано со всем). Например, исследование процессов долговременной памяти может вызывать необходимость учета характеристик восприятия, интеллекта, речи, мотивации. В любом психическом процессе, заданы, хотя бы в свернутом виде, множество других. Из всего сказанного вытекает незначительная роль зависимостей эмпирического уровня в компендиуме психологического знания.

В.А.Ганзен и В.Д.Балин также пишут о специфике психологического исследования, как они выражаются, по объекту и методу исследования. При этом, как мы полагаем, они не разделяют объект и предмет исследования, как это делается на современном методологическом уровне. Итак, по мнению этих авторов, психологическое исследование характеризуют такие качества, как:

- многомерность объекта исследования, требующая применения комплексного и системного подхода;

- затрудненность выделения намеченного объекта (точнее, предмета, исследования – прим. М.В.) в целостном психическом явлении;

- более низкий диапазон изменения психологических и психофизиологических параметров, чем случающиеся в медицинском исследовании, рассматривающем патологические состояния;

- в психологии иное соотношение параметров изучаемого объекта, изучающего субъекта и среды, чем в других науках, поскольку в психологии исследователь постоянно включен в ту социальную среду, которую он исследует. Позднее такое познавательное отношение назовут субъект-субъектным, в рамках гуманитарного идеала научности.

Специфика психологического исследования объясняется особенностями психики в целом, психических явлений – свойств, состояний, процессов, функций и структур. Сравнивая психологическое измерение с физиологическим, В.А.Ганзен и В.Д.Балин пишут о том, что в психологии в результате применения метода приходят к показателям как индикаторам недоступных прямому наблюдению явлений,. Отметим, впрочем, что подобная недоступность прямому наблюдению присуща не только предмету психологии, но и многим другим гуманитарным и даже точным наукам, например, физике элементарных частиц.

Итак, в психологии как в любом научном исследовании выделяются несколько (до девяти) основных этапов, в которых разворачиваются три части исследования.

Таким образом, схематично основная идея процессуального разворачивания исследования сводится к трехчастной структуре. В первой ее части результате теоретического анализа исследователем формулируется некий актуальный вопрос - научная проблема. Формулирование актуальной исследовательской проблемы осуществляется при работе над имеющимися в научных публикациях научными фактами и теоретическими положениями.

Вторая часть трехчастной структуры состоит в формулировании исследовательской гипотезы, происходит это также на основе теоретического анализа литературных данных. По содержанию гипотеза это предполагаемый ответ на вопрос, поставленный в проблеме.

Третья часть исследования представляет собой эмпирическую проверку исследовательской гипотезы.

Рис. 1

Основные структурные части научного исследования

Дальнейшее изложение будет проводиться на примере дипломного или диссертационного психологического эмпирико-теоретического исследования, при этом три основные структурные части детализируются в 9 этапов исследования:






Сейчас читают про: