Лекція 2 Методы психологического исследования и их классификация

Контрольные вопросы

План

ВОПРОС

Особенности почвообразования – 1) распад и синтез органического вещества с накоплением энергетического материала; 2) перемещение продуктов разложения и выветривания в почвенной толще.

Частные почвообразовательные процессы формируют в различных природно-климатических зонах типы почвообразования (основные направления почвообразовательного процесса).

Каждый тип почвообразования обуславливает формирование однотипных почв, а частные почвообразовательные процессы участвуют в образовании всех типов почв. В этом заключается единство почвообразовательного процесса.

Все многообразие почв в природе – результат длительного естественного развития основных почвообразовательных процессов – типов почвообразования: подзолистого, дернового, болотного, галогенного, латеритного, культурного.

Подзолистый процесс почвообразования. Развивается под воздействием хвойной растительности при влажном климате (промывной водный режим) на бескарбонатных породах. Суть процесса – интенсивное разрушение минеральной части почвенной массы или породы под влиянием органических кислот (типа ФК) и в интенсивном выносе образовавшихся подвижных продуктов из верхних горизонтов в нижние. Подвижные продукты почвообразования частично закрепляются в почве на некоторой глубине.

Образуются почвы подзолистого ряда – подзолистые, дерново-подзолистые, которые составляют основной фон в почвенном покрове таежно-лесной зоны. Особенности почв: обедненность верхних горизонтов коллоидами и накопление аморфного кремнезема, ненасыщенность основаниями, кислая рН, плохие физико-механические свойства, уплотнение иллювиальных горизонтов, которые обогащены илистыми частицами и гидроксидами железа и алюминия.

Периодическое переувлажнение и оглеение способствуют усилению подзолистого процесса.

Дерновый (черноземный, гумусово-аккумулятивный) процесс почвообразования. Протекает под влиянием многолетней травянистой растительности в условиях умеренного влажного климата (непромывной водный режим, который характеризуется чередованием нисходящих и восходящих токов воды, что приводит к равномерному пропитыванию толщи гумусом) и особенно энергично на рыхлых карбонатных породах (лессах). Сущность процесса – обогащение почвенной толщи специфическим органическим веществом – гумусом, питательными веществами, образование водопрочной зернистой структуры. Разрушение минеральной части почвы не наблюдается.

Дерновый процесс приводит к формированию черноземных почв (чернозем типичный, чернозем обыкновенный). Особенности: высокая гумусированность, насыщенность основаниями, нейтральная или близкая к ней рН, благоприятные физико-механические свойства, профиль представляет собой постепенный переход от собственно гумусового горизонта к негумусированной материнской породе, перераспределения коллоидов по профилю нет.

Галогенный процесс почвообразования. Развивается под влиянием легкорастворимых солей и проявляется в различных природных зонах.

Классическая схема формирования почв галогенного ряда была предложена Гедройцем. Она предусматривает закономерно сменяющие друг друга стадии: 1 – возникает солончаковость; 2 – при вымывании солей – солонцеватость; 3 – при дальнейшем промывании – осолодение (солончак---солонец----солодь).

Солончаковость (засоление) – накопление в почве легкорастворимых, особенно натриевых, солей. Источникиками солей служат минерализованные грунтовые воды и засоленные материнские породы. Особенности почв: высокая концентрация солей в почвенном растворе, неблагоприятные физико-механические свойства, щелочная рН, низкое плодородие.

Солонцеватость – диспергация коллоидов под воздействием обменно-поглощенного натрия и при понижении концентрации легкорастворимых солей в почвенном растворе (рассоление). Диспергация гумуса и глины приводит к разрушению структурных агрегатов. Солонцы имеют плохие физико-механические свойства, щелочная рН, низкое плодородие, наличие катионов натрия в ППК больше 5% от ЕКО. Прифиль четко диффиренцирован на горизонты коллоидного элювия и иллювия, причем иллювиальные горизонты развиты очень хорошо. Соли содержатся в нижней части профиля.

Осолодение - процесс интенсивного разрушения (гидролиза) почвенной массы при замене обменно-поглощенного натрия в ППК ионом водорода и выщелачиванием продуктов разрушения. Развивается при застаивании воды на поверхности почвы в замкнутых понижениях, где анаэробные условия усиливают процессы разрушения. Источником ионов водорода служит вода. Солоди имеют оглеенный профиль с хорошо развитыми гумусово-элювиальным и элювиальным горизонтами. В ППК содержатся кальций, магний, натрий, водорд; рН в верхней части профиля кислая, с глубиной переходит в нейтральную и щелочную.

Почвы галогенного ряда широко распространены в южной степи, взонах полупустынь и пустынь.

Болотный процесс почвообразования. Развивается под влиянием болотной растительности в условиях постоянного избыточного увлажнения, вызывающего оглеение и накопление слаборазложившихся органических остатков в виде торфа.

Оглеение – процесс раскисления (восстановления) почв. Образовавшаяся масса обогащенная закисными соединениями – глей. Имеет оливковую, сизую или синеватую окраску благодаря наличию закисного железа. При оглеении почвы обедняются железом, марганцем и алюминием и обогащаются кремнекислотой.

При сочетании временного избыточного поверхностного увлажнения с нисходящим током воды процессы миграции усиливаются и развивается элювиально-глеевый процесс, который приводит к формированию псевдоглеевых горизонтов в глееподзолистых, солодях.

Торфообразование – накопление в условиях избыточного поверхностного увлажнения на поверхности полуразложившихся растит-х остатков в результате замедленной их гумификации и минерализации. Торфообразование – биохимический процесс, в котором участвуют грибы,неспороносные бактерии, а затем и спороносные.

Типичные пре дставители почв, сформировавшиеся в результате болотного ПП – торфяники, болотные, торфяно-болотные, болотно-подзолистые.

Латеритный процесс почвообразования. Развивается в условиях теплого и влажного климата (тропики, субтропики), где интенсивные процессы выветривания материнских геологических пород и почвообразования приводят с одной стороны к выщелачиванию кремнезема. А сдругой – к высвобождению и накоплению полуторных оксидов железа и алюминия и формированию минералов типа каолинита. В результате формируется большая группа почв от красноземов и желтоземов в субтропиках до типичных ферралитных почв влажных тропиков. По сравнению с красноземами желтоземы имеют большую степень оподзоленности.

Особенности почв: интенсивное развитие дернового процесса вследствие накопления большой биомассы(более 410т/га), большого ежегодного опада (более 21т/га) и значительного количества зольных элементов и азота (до 700кг).

Культурный (естественно-антропогенный) процесс почвообразования. Выделен в качестве самостоятельного В.Д.Мухой; имеет четко выраженные закономерности своего развития и зональные особенности проявления (изложены в главе 25 в его учебнике).

4 ВОПРОС

Любая почва под влиянием конкретных почвообразовательных процессов характеризуется определенным строением и представляет собой систему генетических горизонтов, последовательно сменяющих друг друга по вертикали.

По строению почвенный профиль может быть простым и сложным, отличаться набором дифференцированных и недифференцированных генетических горизонтов.

По составу горизонты бывают органогенные, гумусированные, карбонатные, железистые и другие; по свойствам – кислые, нейтральные, щелочные, насыщенные, выщелоченные, ненасыщенные и др.. Сочетание этих признаков определяет общий внешний вид почвенного профиля и различия между генетическими горизонтами.

К внешним морфологическим признакам относятся строение, мощность профиля и отдельных горизонтов, окраска, ГС, структура, сложение, новообразования, включения.

Строение почвы — общий облик почвенного профиля. Харак­тер и последовательность генетических горизонтов специфичны для каждой почвы, что является основной диагностической ха­рактеристикой. Каждый горизонт имеет название и буквенное обозначение (индекс).

Обычно выделяют: ао — лесная под­стилка; Ад — дернина; А — гумусово-аккумулятивный; а1 — гумусово-элювиальный; а2 — элювиальный; В — иллювиальный, переходный от гумусового к материнской по­роде; G — глеевый; С — материнская, Д — подстилающая порода.

ао — лесная подстилка, моховой очес.

Дернина (Ад) — густо пронизанный корнями растений верх­ний слой почвы, формируется под луговой растительностью.

Пахотный горизонт Апах — по­верхностный гумусовый горизонт, преобразованный периодиче­ской обработкой.

Гумусово-аккумулятивный (А) горизонт формируется в верх­ней части профиля в результате накопления гумуса и элементов питания.

В гумусово-элювиалъном горизонте (А1) наряду с накоплением гумуса происходят разрушение минералов и частичный вынос органических и минеральных веществ.

Элювиальный горизонт (А2) всегда ок­рашен в светлые тона в результате интенсивного разрушения и выноса продуктов разрушения в нижележащие горизонты или за пределы почвенного профиля. В подзолистых и дерново-под­золистых почвах он называется подзолистым горизонтом, в солодях — осолоделым.

Иллювиальный горизонт (В) — горизонт вмывания, в результа­те чего он может обогащаться гумусом (Вh), илом (Вi), карбона­тами (Вк или ВСа), соединениями железа (Вfе), глиной (Вг)- В черноземах и каштановых почвах он называется переходным от гумусово-аккумулятивного к породе, так как в этих почвах перемещение веществ сверху вниз не происходит. Имеет красно-бурую или желто-бурую окраску. Он может подразде­ляться на В1, В2, Вз и т.д.

Глеевый горизонт (G) формируется в гидроморфных почвах вследствие длительного или постоянного избыточного увлаж­нения.

В анаэробных условиях образуются закисные соединения же­леза и марганца. На фоне сизовато-серой окраски обычно при­сутствуют охристые пятна, черные или темно-бурые пятна желе­зо-марганцевых образований. Если глееватость обнаруживается в других горизонтах, то к их индексу добавляется буква g, напри­мер А2g- Слабая выраженность оглеения отмечается символом в скобках (g). Грунтовое оглеение подчеркивают одной чертой снизу, поверхностное — сверху.

Материнская порода (С) представляет собой незатронутую почвообразованием породу, в верхнюю часть которой могут вмываться соли. Их присутствие обозначается дополнительными буквами: карбонатов — Ск, гипса — Сг, сульфатов — С$.

Подстилающая порода (Д) выделяется тогда, когда почвенные горизонты образовались на породе, ниже которой расположена другая порода.

Для переходных горизонтов применяются двойные обозначе­ния: А2В — горизонт с признаками подзолистого (А2) и иллюви­ального (В); А(А2 — прокрашенный гумусом, с признаками оподзоливания; В1В2 — отсутствует резкая граница между слояями и в иллювиальном горизонте и т.д.

Для торфяных почв применяется следующая система индек­сов:

-т>1 — торфяной горизонт, подразделяющийся по степени разложения и ботаническому составу на Т1, Т2, Тз и т.д.; Тп- торфяной пахотный горизонт, измененный при обработке; Тап — торфяно-перегнойный, состоящий из сильно разложившихся растительных остатков, пылевато-зернистой или ком-структуры.

Мощность почвенного профиля – общая протяженность всех горизонтов до материнской породы. Колеблется от 40-50 до 150-200см. Мощность почвенного горизонта – протяженность от верхней до нижней границы. Например, А1=5-25см, то есть видна как мощность, так и глубина расположения горизонта. При описании почвенного профиля указывается характер перехода между горизонтами: границы между ними могут быть ясными и резкими, ровными и извилистыми, в виде «затеков», «карманов», постепенными, если окраска одного горизонта сменяется на другой на протяжении более 5см. форма границ может быть ровной,волнистой, языковатой, «изъеденной». Сочетание горизонтов позволяет записать строение почвенного профиля в виде своеобразной формулы. Например: А0+А2+А2В+В1+В2+ВС+С – подзолистая почва.

Окраска.

Структура почвы

Гранулометрический состав

Сложение почв (слитое, плотное, рыхлое, рассыпчатое)

Новообразования – скопления веществ химического и биологического происхождения, резко отличающиеся от массы почвы по цвету и составу.

Включени я - инородные тела в профиле почвы, не связанные с почвообразовательным процессом. К ним относят камни, обломки кирпича, кости, черепки, корни.

1.Основные направления методологии научного исследования.

2.Принципы научного исследования.

3.Структура научной теории.

4.Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, однако, как правило, большинство исследований имеют теоретико-эмпирический характер. Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов: поисковые исследования, критические иследования, воспроизводящее исследование.

Основные принципы научного исследования – принцип верифицируемости, фактической подтверждаемости теории, выдвинутый О. Контом и принцип потенциальной опровержимости научной теории, названный К. Поппером принципом фальсифицируемости.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1.Выдвижение гипотезы (гипотез).

2.Планирование исследования.

3.Проведение исследования.

4.Интерпретация данных.

5.Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6.В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез).

В качестве высшей формы научного знания выступает теория, являющаяся внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:

1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);

2)базис – множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;

3)логику теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;

4)множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

Начало любого исследования – постановка проблемы. Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Выделяют следующие этапы порождения проблемы: выявление нехватки в научном знании о реальности; описание проблемы на уровне обыденного языка; формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, подлежащие экспериментальной проверке. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

1. Что такое научный метод?

2. Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?

3. Каковы основные принципы научного исследования?

4. Какова структура научной теории?

5. В чем суть постановки научной проблемы?

6. Какие существуют виды научных гипотез?

Литература к теме.

1. Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. – 374 с.

2. Вундт В. Проблема психологии народов. Преступная толпа. М.: КСП+, 1998. – 367 с.

3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. – 495 с.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.

5. Копнин П. В. Логические основы науки. К. Наукова думка, 1974.– 283 с.

6. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

7. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Прогресс, 1967. – 152 с.

8. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Academia, 1995. – 212 с.

9. Лефевр В. А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс, 1991. – 108 с.

10. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии// Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.

11. Ломов Б. Ф. Метологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с.

12. Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента// История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 13-14.

13. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. – 295 с.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. – 695 с.

15. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. – 605 с.

16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. – 512 с.

Лекция 2.

Методы психологического исследования и их классификация.

Цель занятия: рассмотреть основные общенаучные исследовательские методы. Раскрыть классификацию методов психологического исследования. Рассмотреть эмпирические методы в психологическом исследовании. Выявить главные черты неэкспериментальных методов наблюдения, беседы, “архивного метода” и др.

План.

1. Основные общенаучные исследовательские методы.

2. Классификация методов психологического исследования.

3. Главные черты неэкспериментальных методов психологии.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. В качестве самостоятельного выделяют метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1)наблюдение, 2)эксперимент, 3)измерение.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта графиками, таблицами, схемами).

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение; сплошное и выборочное наблюдение. Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени.

Особое значение имеет проблема наблюдателя. В том случае когда внешнее наблюдение исключено применяют включенное наблюдение.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: 1)определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2)выбирается способ наблюдения и регистрация данных; 3)строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4)выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Типичные ошибки наблюдения: гало-эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, ошибка корреляции, ошибка контраста, ошибка первого впечатления.

Методом беседы называется диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъетом и объектом исследования невозможна.

Исследователи различают клиническую беседу, составную часть “клинического метода”, и целенаправленный опрос “лицом к лицу” – интервью.

Исследования при проведении которых анализируются дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д. Называют “архивным методом”, праксиметрическим методом или анализом поведения и продуктов деятельности. По целям и конкретным приемам реализации “архивного метода” выделяют его разновидности. Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. К разновидностям “архивного метода” относится также контент-анализ, представляющий собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные общенаучные исследовательские методы?

2. В чем особенности идиографического и номотетического подходов?

3. Какую классификацию методов психологического исследования предложил Б. Г. Ананьев?

4. Какова процедура исследования методом наблюдения?

5. Каковы причины типичных ошибок наблюдения?

6. Почему беседа считается специфически психологическим методом исследования?

7. В чем особенности контент-анализа?

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.

2. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.- 114 с.

3. Быков В. В. Методы науки. М.: Наука, 1972. – 215 с.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т.4.

5. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 321 с.

6. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.Наука, 1977. – 176с.

7. Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации. М.: ИП РАН, 1986. – 213 с.

8. Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. – 343 с.

9. Пирьов Г. Д. Классификация методов в психологии// Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985. - 221 с.

10. Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972.– 607 с.

11. Роговин М. С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. – 382 с.

12. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии. Ярославль.: ЯрГУ, 1977. – 321 с.

13. Роговин М. С. Психологическое исследование. Ярославль.: ЯрГУ,1979. – 245 с.

14. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988. – 381 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 1999. – 720 с.

16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 423 с.

17. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. – 237 с.

18. Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 267 с.

Лекция 3.

Психология психологического эксперимента.

Цель занятия: рассмотреть психологический эксперимент как совместную деятельность испытуемого и экспериментатора. Раскрыть социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Рассмотреть методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент. Выявить влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Рассмотреть типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экспериментатора.

План.

1. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.

2. Личность экспериментатора и его деятельность.

3. Личность испытуемого в ситуации психологического эксперимента.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность

испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

Существует множество исследований, которые освещают проблему влияния личности экспериментатора. Так, на результаты влияет тип личности и состояние экспериментатора: биосоциальные качества; психосоциальные качества; ситуационные переменные. Достоверно выявлена закономерность проявления влияния экспериментатора в экспериментах, различающихся по предмету исследования.

Чаще всего рекомендуются и используются такие методы контроля влияния экспериментатора, как автоматизация исследования; участие экспериментаторов, не знающих целей исследования; участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего элиминировать фактор влияния экспериментатора.

Испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов.

Среди наиболее известных – “эффект плацебо”, “эффект Хотторна”, “эффект аудитории”.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов:

1) метод “плацебо вслепую”, или “двойной слепой опыт”;

2) метод обмана;

3) метод “скрытого” эксперимента;

4) метод независимого измерения зависимых параметров;

5) контроль восприятия испытуемым ситуации.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается психологический механизм плацебо-эффекта, эффекта Хотторна, эффекта аудитории?

2. Как влияют ожидания экспериментатора на результаты исследования?

3. Чем отличается “слепой опыт” от “двойного слепого опыта”?

4. Каковы методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент?

5. Каковы типичные ошибки экспериментатора и способы их контроля?

6. Какими личностными особенностями обладает испытуемый-доброволец?

7. В чем заключаются особенности различных типов экспериментальных ситуаций?

Литература к теме.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х ч. М.: Педагогика, 1982. – 613 с.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.

3. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Наука, 1977. – 176 с.

4. Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы//Методология и методы социальной психологии/ Под. ред. Е. В. Шороховой, М.: Наука, 1977. С. 44.

5. Журавлев Г. Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию// Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. С.36.

6. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С.22-28.

7. Лазурский А. Ф. (ред.) Естественный эксперимент и его школьное применение. Петроград, 1918.

8. Ломов Б. В. Методологические проблемы психологического эксперимента// История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С.13-14.

9. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/ Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ,1985.

10. Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. – 544 с.

11. Читашвили М. Д. Роль установки в психологическом эксперименте// История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М.: ИП РАН, 1990. – с. 56-59.

Лекция 4

Организация и проведение экспериментального исследования.

Цель занятия: определить основные методы организации исследования. Рассмотреть этапы проведения экспеиментального исследования и схему реализации экспериментальной процедуры. Определить валидность: внешнюю, внутреннюю, операциональную и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность. Познакомиться с экспериментальной выборкой и способами ее создания.

План.

1. Основные методы организации исследования.

2. Этапы проведения экспериментального исследования.

3. Валидность: внутренняя, внешняя, операциональная.

4. Экспериментальная выборка и способы ее создания.

Различают следующие методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование.

2. Естественный эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др.

3. Квазиэксперимент.

Основные этапы психологического экспериментального исследования:

1. Определение темы исследования.

2. Работа с научной литературой.

3. Уточнение гипотезы и определение переменных.

4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную.

5. Планирование экспериментального исследования.

6. Отбор и распределениеиспытуемых по группам.

7. Проведение эксперимента: а)подготовка эксперимента; б) инструктирование и мотивирование испытуемых; в) экспериментирование.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.

9. Выводы и интерпретация результатов.

10. Подготовка научного отчета.

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту).

Внешняя валидность – сответствие конкретного исследования природной реальности и (или) другим подобным исследованиям; определяет возможность переноса и (или) обобщения результатов на другие объекты и условия исследования.

Внутренняя валидность – соответствие конкретного исследования идеальному; оценивает изменение зависимой переменной, определяется влиянием независимой переменной, а не другими причинами.

Операциональная валидность – соответтвие операций экспериментатора теоретическому описанию переменных, контролируемых в исследовании.

Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры из генеральной совокупности.Выборка разделяется на экспериментальную и контрольную группы.

Формирование выборки испытуемых – экспериментальной группы – подчиняется ряду правил.

1.Содержательный критерий (критерий операциональной валидности).

2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).

4. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Существует несколько стратегий построения групп:

1) рандомизация;

2) попарный отбор;

3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);

4) приближенное моделирование;

5) репрезентативное моделирование;

6) привлечение реальных групп.

Контрольные вопросы.

1. Каковы этапы проведения целостного экспериментального исследования?

2. В чем заключается схема реализации экспериментальной процедуры?

3. Какие факторы нарушают внутреннюю валидность эксперимента, а какие внешнюю?

4. В каких случаях проводится эксперимент с одним испытуемым?

5. Каковы способы создания экспериментальной выборки?

Литература к теме.

1. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1978. – 125 с.

2. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. – 321 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.

4. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994. – 312 с.

5. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука 1990. С.22-28.

6. Корнилова Т. В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч.4. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 212 с.

7. Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб: Наука, 1994. – 189 с.

8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 346 с.

9. Приходько П. Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука, 1979. – 93 с.

10. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987.- 366 с.

11. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: Мир, 1967. – 406 с.

Лекция 5.

Экспериментальные переменные и их контроль.

Цель занятия: определить экспериментальные переменные. Рассмотреть методы контроля экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и внешних переменных и отношения между зависимой и независимой переменными.

План.

1. Экспериментальные переменные: зависимые, независимые, внешние.

2. Методы контроля экспериментальных переменных.

3. Отношения между переменными.

Переменные – параметр реальности, который может изменяться и (или) изменяется в экспериментальном исследовании.

Различают:

- независимые переменные – изменяемые экспериментатором;

- зависимые переменные – изменяемые под влиянием изменений независимой переменной;

- внешние – недоступные управлению, но влияющие на зависимую, источник погрешности;

- латентные – недоступные непосредственно измерению, фиксирующиеся путем анализа совместной вариации зависимых переменных;

- дополнительные – учитываемые в эксперименте внешние переменные и др.

Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее измерения. В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При наблюдении (также измерении) контроль осуществляется за счет отбора требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных.

Методы контроля над влиянием внешних переменных на результат эксперимента:

1)элиминация внешних переменных;

2)константность условий;

3)балансировка;

4)контрбалансировка;

5)рандомизация.

Основные возможные варианты отношений между переменными: 1) отсутствие зависимости; 2)монотонно возрастающая зависимость; 3)монотонно убывающая зависимость; 4)нелинейная зависимость; 5)инвертированная зависимость; 6)квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.

Контрольные вопросы.

1. Какие независимые, зависимые и внешние переменные встречаются при проведении психологического эксперимента?

2. Что может варьировать экспериментатор?

3. Чем отличается дополнительная переменная от независимой переменной?

4. В чем заключаются основные свойства зависимой переменной?

5. Каковы способы контроля независимой переменной?

6. Каковы способы контроля внешних переменных?

7. В чем состоят основные варианты отношений между зависимыми и независимыми переменными?

Литература

1. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. – 321 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.

4. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994. – 312 с.

5.Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития єкспериментальной психологии в России. М.: Наука 1990. С.22-28.

6.Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. – 166 с.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.

8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 346 с.

9.Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 303 с.

10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.

11. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Общ ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1966. – 429 с.

Лекция 6.

Основные экспериментальные планы

Цель занятия: рассмотреть основные экспериментальные планы: планы для одной и двух независимых переменных, факторые планы, планирование по методу латинского и греко-латинского квадратов. Рассмотреть планы экспериментов на одном испытуемом.

План.

1. Планы для одной и двух независимых переменных.

2. Факторные планы.

3. Планы экспериментов на одном испытуемом.

План “истинного” экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:

- применением одной из стратегий создания эквивалентных группб чаще всего – рандомизации;

- наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;

- завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, получившей экспериментальное воздействие, с группой, не получившей воздействия.

Экспериментальные планы различают по таким основаниям:

1. Число независимых переменных: одна или больше. В зависимости от их числа применяется либо простой, либо факторный план.

2. Число уровней независимых переменных: при двух уровнях речь идет об установлении качественной связи, при трех и более – количественной связи.

3. Кто получает воздействие. Если применяется схема “каждой группе – своя комбинация”, то речь идет о межгрупповом плане. Если же применяется схема “вс группы – все воздействия”, то речь идет о ротационном плане.

Схема планирования эксперимента может быть гомогенной или гетерогенной (в зависимости от того, равно или не равно число независимых переменных числу уровней их изменения).

Эксперимент с одним испытуемым возможен тогда, когда: а) индивидуальными различиями можно пренебречь в отношении переменных, изучаемых в эксперименте, все испытуемые признаются эквивалентными, поэтому возможен перенос данных на каждого члена популяции; б) испытуемый уникален, и проблема прямого переноса данных неактуальна.

Существует множество планов проведения исследований с участием одного испытуемого: план альтернативных воздействий, реверсивный план, план возрастания критериев и др.

Контрольные вопросы.

1. Какие источники артефактов позволяет контролировать план Соломона?

2. В чем состоит преимущество планирования по методу “латинского квадрата” по сравнению с использованием полного факторного плана?

3. В чем особенности проведения исследований с участием одного испытуемого?

4. В каких случаях прибегают к схемам уравнивания?

5. В чем заключается контроль асимметричного переноса и плацебо-эффекта?

Литература к теме.

1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. М.: КСП+, 1999. – 324 с.

2. Анамарин И. П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 318 с.

3. Барлоу Д., Херсен М. Экспериментальные планы для единичных случаев, 1984. – 189 с.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 464 с.

5. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития кспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 22-28.

6. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

7. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. – 366 с.

8. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/ Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985. 212 с.

9. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий., М.: Педагогика, 1961. – 408 с.

10. Факторный и дискриминантный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. – 215 с.

11. рман Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. – 486 с.

Лекция 7.

Неэкспериментальные планы.

Цель занятия: рассмотреть доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы, в том числе планы дискретных временных серий; эксперимент ex-post-facto.

План.

1. Доэкспериментальные планы.

2. Квазиэкспериментальные планы.

3. Эксперимент ex-post-facto.

К доэкспериментальным планам относятся:

а) исследование единичного случая;

б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы;

в) сравнение статистических групп, или план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия. Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике.

Квазиэксперимент – план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментальным, так как он отклоняется от «идеального».

Существуют два типа квазиэкспериментальных планов:

а) планы экспериментов для неэквивалентных групп;

б) планы дискретных временных серий. Для классификации этих планов можно выделить два основания: исследование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздействием либо серией.

Существуют и другие варианты квазиэкспериментальных планов для неэквивалентных групп: так называемые лоскутные планы, планы «множественных серий замеров», план с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования и т. д.

Еще один специфический метод, который применяется в психологии носит наименование эксперимента, на который ссылаются или эксперимента ex-post-facto. Он часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии. План ex-post-facto имитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше – рандомизацией) и тестированием после воздействия.

Контрольные вопросы.

1.Охарактеризуйте различные типы доэкспериментальных планов.

1. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента?

2. Охарактеризуйте планы экспериментов для неэквивалентных групп.

4. В чем состоит главный недостаток плана дискретных временных серий?

5.В чем заключается эксперимент ex-post-fasto?

Литература

1. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1978. – 125 С.

2.Анамарин И. П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 318 с.

3.Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 464 С.

4.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – СПб: Издательство “Питер”, 2000. – 320 с.

5.Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития кспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 22-28.

6.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

7.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Наука, 1998. – 212 с.

8.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПБ.: Издательство “Питер”, 2000. – 346 с.

9.Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/ Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985. – 212 с.

10. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: Мир, 1967. – 406 с.

Лекция 8.

Корреляционное исследование.

Цель занятия: рассмотреть корреляционное исследование и его планирование. Определить виды планов корреляционного исследования. Рассмотреть перспективы развития эксперимента.

План.

1. Основные типы корреляционного исследования.

2. Планирование, обработка и интерпретация данных корреляционного исследования.

3. Перспективы развития эксперимента.

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.

План корреляционного исследования является разновидностью квазиэкспериментального плана при отсутствии воздействия независимой переменной на зависимые. В более строгом смысле тестируемые группы должны быть в эквивалентных неизменных условиях. При корреляционном исследовании все измеряемые переменные – зависимые.

Основные типы корреляционного исследования:

1. Сравнение двух групп.

2. Одномерное исследование одной группы в разных условиях.

3. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп.

4. Многомерное корреляционное исследование.

5. Структурное Корреляционное исследование.

6. Лонгитюдное корреляционное исследование.

Данные структурного корреляционного исследования представляют собой одну или несколько матриц «испытуемые» «тесты». Первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и более переменными. Выбор меры связи определяется шкалой, с помощью которой произведены измерения.

Корреляционное исследование завершается выводом о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей между переменными.

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте основные типы корреляционного исследования.

2. Чем отличается структурное лонгитюдное исследование от простого лонгитюда?

3. Перечислите основные артефакты, возникающие в ходе многомерного корреляционного исследования.

4. В чем различие конвергентного и дивергентного подходов при планировании кросскультурных исследований?

5. Каковы особенности многомерного эксперимента?

6. Какие способы контроля внешней и внутренней валидности применяются в психогенетическом исследовании?

Литература

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. – 495 с.

2. Вундт В. Проблема психологии народов. Преступная толпа. М.: Прогресс, 1976. – 367 с.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.:Academia, 1998. – 212 с.

5. Лебон Г. Психология толпы. М.: КСП+, 1998. - 246 с.

6. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. – 341 с.

7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.

8. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. А. Психогенетика. М: Аспект-пресс, 1999. – 267 с.

9. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 429 с.

10. Тард Г. Мнение и толпа. Психология толпы. М.: КСП+, 1998. – 231 с.

11. Фулье А. Психология французского народа. Революционный невроз. М.: КСП+, 1998. – 302 с.

12. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Общ. ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1966. – 429 с.

Лекция 9.

Теория психологических измерений.

Цель занятия: рассмотреть классическую теорию психологических измерений. Определить типы шкал и виды шкальных преобразований. Рассмотреть основные виды психологических измерений, их классификацию.

План.

1. Классическая теория психологических измерений.

2. Типы шкал и допустимые преобразования.

3. Основные виды психологических измерений.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей. Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т. п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей.

Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.

Основой психологических измерений является математическая теория измерений. С математической точки зрения, измерением называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, производимых над реальными объектами.

Существуют следующие основные типы шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений. Выделяют также шкалу разностей, абсолютную шкалу, ординальную (порядковую) с естественным началом, лог-интервальную, упорядоченную метрическую и др.

Шкалы могут быть одномерными и многомерными.

Возможны два варианта шкальных преобразований:

1) повышение мощности шкалы;

2) понижение мощности шкалы.

В психологии используется множество конкретных измерительных методик. Методы психологических измерений могут быть классифицированы по различным основаниям: 1) процедуре сбора данных; 2)предмету измерения; 3)виду используемой шкалы; 4)типу шкалируемого материала; 5)моделям шкалирования; 6)числу «мерностей» (одномерные и многомерные); 7)мощности метода сбора данных (мощные или слабые); 8)типу ответа индивида; 9)какими они являются: детерминистскими или вероятностными.

Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования:

- метод ранжирования;

- метод парных сравнений;

- метод абсолютной оценки;

- метод выбора.

По предмету измерения все методики делятся на: а)методики шкалирования объектов, б) методики шкалирования индивидов и в) методики совместного шкалирования объектов и индивидов.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается суть психологического измерения?

2. Какие основные типы шкал используются в психологических измерениях?

3. Охарактеризуте виды шкальных преобразований?

4. Какие процедуры субъективного шкалирования применяются чаще всего?

5. В чем заключается метод развертывания К. Кумбса?

6. В каких случаях применяется шкалограммный анализ?

Литература

1. Головина Г. М., Крылов В. Ю., Савченко Т. Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995. – 352 с.

2. Дэйвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988. – 254 с.

3. Дружинин В. Н. Логико-системный подход к внешнему описанию поведения// Математическая психология: теория, методы, модели. М.: Наука, 1985. С.54-60.

4. Логвиненко А. Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: Изд-во МГУ, 1993. – 278 с.

5. Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1973. – 211 с.

6. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа 1987. – 198 с.

7. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977. – 183 с.

8. Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. – 343 с.

9. Психология и математика/ Под ред. Г. Е. Журавлевой, Ю. М. Забродина, В. Ю. Крылова, В. Ф. Рубахина. М.: Наука, 1976. – 302 с.

10. Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир,1976. – 248 с.

11. Стивенс С. Математика, измерение и психофизика// Экспериментальная психология/ Под ред. С. Стивенса. Т. 1. 1960.

12. Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений/ Психологические измерения. М.: Мир, 1967. – 196 с.

13. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. – 429 с.

14. Терехина А. Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986. – 168 с.

15. Шошин П. Б. Психологические измерения. Ч. 1.М.: Изд-во МГУ, 1989. - 196 с.

16. Экспериментальная психология. Т. 1/ Редактор-составитель С. С. Стивенс. М.: Иностранная литература, 1960. – 658 с.

Лекция 10.

Тестирование и теория измерений.

Цель занятия: рассмотреть классическую статистическую модель теста. Выявить измерительные качества теста и их оценку. Рассмотреть стохастическую модель тестов и ее модификации: модели Лазарсфельда, Раша, Бирнбаума.

План.

1. Психологическое тестирование, обобщенная модель теста.

2. Статистическая теория теста.

3. Измерительные качества теста и их оценка.

4. Стохастическая теория тестов и ее модификации.

Тестирование (в частности, психологическое) является разновидностью процедуры измерения свойств объекта.

Свойства классифицируются по наличию интенсивности и ее изменениям. При этом различают следующую типологию свойств: свойство не определено; точечное свойство; линейное свойство; многомерное свойство.

Общая структура психологического тестирования – применение теста, призванного измерить определенное свойство.

Психологический тест включает в себя некоторую совокупность заданий, инструкции: испытуемому – правило работы с тестом, экспериментатору – правило организации работы испытуемого с тестом и правило работы с данными, а также теоретическое описание с указанием свойств, измеряемых тестом, шкал (топологии свойства) и метода введения шкальной оценки. Указываются также психометрические параметры теста.

Тест позволяет измерить свойство количественно.

Классическая теория теста лежит в основе современной дифференциальной психометрики. Несмотря на то, что проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, приоритет отдан надежности, что и выражено в правиле: валидность теста не может быть больше его надежности. В принципе классическая теория теста касается лишь проблемы надежности. Вся она базируется на том, что результаты выполнения разных заданий можно суммировать с учетом весовых коэффициентов.

Наиболее общая теория конструирования тестов, опирающаяся на теорию измерения, - Item Response Theory (IRT). Она основывается на теории латентно-структурного анализа (ЛСА), созданной П. Лазарсфельдом и его последователями.

Латентно-структурный анализ создан для измерения латентных (в том числе психических) свойств личности. Теория измерения латентных черт предполагает, что:

1. Существует одномерный континуум свойства – латентной переменной (х); на этом континууме происходит вероятностное распределение индивидов с определенной плотностью f (х).

2. Существует вероятностная зависимость ответа испытуемого на задачу (пункт теста) от уровня его психического свойства, которая называется характеристикой кривой пункта.

3. Ответы испытуемого не зависят друг от друга, а связаны только через латентную черту.

Главное отличие IRT от классической теории теста в том, что в ней не ставятся и не решаются фундаментальные проблемы эмпирической валидности и надежности теста: задача априорно соотносится лишь с одним свойством, т. е. Тест заранее считается валидным. Вся процедура сводится к получению оценок параметров трудности задания и к измерению «способностей» испытуемых (образованию «характеристических кривых»).

В классической теории теста индивидуальный балл (уровень свойства) считается некоторым постоянным значением. В IRT латентный параметр трактуется как непрерывная переменная.

Все варианты IRT классифицируются по числу используемых в них переменных.

Наиболее известны однопараметрическая модель Г. Раша, двухпараметрическая модель А. Бирнбаума и его же трехпараметрическая модель.

Контрольные вопросы.

1. В чем состоят отличия классической модели теста от теории выбора ответа?

2. Что такое «логит»?

3. Каким должно быть число уровней трудности заданий в тесте?

4. Охарактеризуйте модель латентной дистанции.

5. Какими аналитическими формулами описываются модели Бирнбаума?

6. В чем заключается главный недостаток IRT?

Литература к теме.

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. – 199 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х ч. М.: Педагогика, 1982. – 613 с.

3. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 317 с.

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. К., 1994. – 342 с.

5. Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. – 216 с.

6. Мейли Р. Структура личности/ Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 5, М.: Прогресс, 1975.

7. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 303 с.

8. Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. – 544 с.

9. Психологическое тестирование. М.: Просвещение, 1982. – 323 с.

10. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика/ Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 152 с.

11. Спасенников В. В. Конструирование и использование психологических и дидактических тестов: Учебное пособие. Калуга, 1991. – 225 с.

12. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: Педагогика, 1995. – 176с.

Лекция 11.

Результаты психологического исследования, их интерпретация и обобщение.

Цель занятия: рассмотреть результаты эмпирического исследования и способы их представления графические, символические, вербальные). Определить ошибки первого и второга рода, их причины и средства минимизации. Рассмотреть обобщение экспериментальных результатов на другие выборки, другие условия эксперимнта и на других экспериментаторов. Раскрыть основные требования к научному тексту.

План.

1. Результаты психологического исследования и их представление.

2. Ошибки 1-го и 2-го рода, их причины и средства минимизации.

3. Обобщение экспериментальных результатов.

4. Основные требования к научному тексту.

Итог любого исследования – преобразование «сырых» данных в решение об обнаружении явления (различий в поведении двух и более групп), о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение или опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств – различий, связей и должно быть интерпретировано как подтверждение (неопровержение) или опровержение экспериментальной гипотезы. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезы о различиях поведения контрольной и экспериментальной групп. Нуль-гипотеза – гипотеза о тождестве групп.

Исследователь может принять или опровергнуть статистическую нуль-гипотезу, но она может быть объективно («на самом деле») верной или ложной. Соответственно возможны четыре исхода: 1) принятие верной нуль-гипотезы; 2) отвержение ложной нуль-гипотезы; 3) принятие ложной нуль-гипотезы; 4) отвержение верной нуль-гипотезы. Два варианта решения правильны, два – ошибочны. Ошибочные варианты называются ошибками 1-го и 2-го рода.

Ошибку первого рода исследователь совершает, если отвергает истинную нуль-гипотезу. Ошибка 2-го рода состоит в принятии ложной нуль-гипотезы. В эксплораторном эксперименте опаснее ошибка 2-го рода. В конфирматорном эксперименте большее значение имеет ошибка 1-го рода. Увеличение объема выборки и статистической достоверности вывода способствует минимизации ошибки 1-го рода.

Исследователя подстерегает опасность неправомерного обобщения результатов исследования. Ограничителями генерализации результатов выступают: 1) особенности выборки; 2) содержание эксперимента (задания испытуемому, воздействия, среда); 3) личность экспериментатора.

Возможны две стратегии проведения дополнительных исследований: 1) ограничение генерализации путем введения дополнительных переменных в план эксперимента; 2) индуктивный путь на основе перепроверки результатов на других рандомизированных экспериментальных выборках.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Различают две основные формы пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: