Теория по русскому языку для 6б
Раздел «Морфология»
Вопрос Общее грамматическое значение
(предмет, признак предмета…)
Часть
речи
Синтаксическая роль (ЧП) Морфологические признаки: постоянные и непостоянные
Что делать? действие предмета
Что сделать?
глагол
сказуемое пост.: возвр., вид, спр.,перех.
(инфинитив – все ЧП) непост.: накл., время, число, лицо/род
Кто? предмет
|
|
Что?
сущ.
пост.: собств./нар., одуш./неодуш., род, скл.
все ЧП непост.: число, падеж
Переходные глаголы
Переходными являются те глаголы, к которым можно добавить сущ. или мест. в вин падеже. Например, вижу (кого? что?) – можно добавить сущ. с таким вопросом (вижу маму, вижу тетрадь), глагол переходный.
Те глаголы, к которым нельзя добавить сущ. или мест. в вин падеже являются непереходными. Например, смеюсь (кого? что?) – нельзя подобрать сущ. с таким вопросом к этому глаголу, следовательно, он непереходный.
Можно посмотреть урок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7011/main/260234/
РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Качественные | Относительные | Притяжательные |
· обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени · образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную (красивый- более красивый - самый красивый) · имеют полную и краткую форму (красивый – красив) · могут сочетаться с наречием очень (очень красивый) · могут образовывать сложные прилагательные путем повтора (красивый-красивый) · к ним можно добавить приставку НЕ (некрасивый) · все прил., обозначающие цвет | · обозначают признак, который не может быть в большей или меньшей степени · могут указывать на материал глиняный (кувшин), серебряный (браслет) · Время осенний (день), вчерашний (вечер) · Место городской (житель), подземный (переход) · Назначение беговая (дорожка), платяной (шкаф) | · указывают на принадлежность предмета человеку или животному · отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? заячий (след) папина (шляпа) |
|
|
Раздел «Орфография»
Безударное окончание глагола
Инфинитив
на – ать, -уть, -оть, -чь, -ти и др. на -ить
Искл.: брить, стелить, зиждиться Искл.: 11 гл.
1 спр. 2 спр.
- Е… -И…
Зл. мн.ч. -УТ -ЮТ Зл. мн.ч. -АТ -ЯТ
Запомните написание глаголов:
Се я ть, ве я ть, ре я ть, та я ть, ла я ть, чу я ть, леле я ть, ка я ться, ма я ться, наде я ться
Кле и ть
Алгоритм работы:
1. Если личное окончание глагола безударное, ставим глагол в инфинитив (!не меняя вид глагола, например: наполн..шь – наполнить (2 спр.), наполня..шь – наполнять (1 спр.))
2. Если инфинитив относится к числу 11 гл.-исключений, то этот глагол 2 спр.
3. Если инфинитив оканчивается на –ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, то этот глагол 2 спр.
4. Все остальные глаголы – 1 спр.
5. В личном окончании глагола 1 спр. пишем букву Е (-ем,-ете,-ешь…), в личном окончании глагола 2 спр. пишем букву И (-им,-ите,-ишь…). В форме Зл. мн.ч. глагола 1 спр. пишем окончание –УТ(-ЮТ), 2 спр. –АТ(-ЯТ).
Стихи-помощники (как запомнить гл.-искл. 2 спр.)
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.