double arrow

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

1

Теория по русскому языку для 6б

Раздел «Морфология»

                                            Вопрос     Общее грамматическое значение

(предмет, признак предмета…)

                                                               

Часть

                                                            речи

Синтаксическая роль (ЧП)                                   Морфологические признаки: постоянные и непостоянные      

 

                                 Что делать?               действие предмета

                               Что сделать?

                                                              

                                                        глагол     

                           сказуемое                                     пост.: возвр., вид, спр.,перех.

     (инфинитив – все ЧП)                              непост.: накл., время, число, лицо/род

 

                                                  Кто?              предмет

                                                Что?

                                                              

                                                          сущ.      

                                                                                    пост.: собств./нар., одуш./неодуш., род, скл.

                                  все ЧП                            непост.: число, падеж

 

Переходные глаголы

Переходными являются те глаголы, к которым можно добавить сущ. или мест. в вин падеже. Например, вижу (кого? что?) – можно добавить сущ. с таким вопросом (вижу маму, вижу тетрадь), глагол переходный. 

Те глаголы, к которым нельзя добавить сущ. или мест. в вин падеже являются непереходными. Например, смеюсь (кого? что?) – нельзя подобрать сущ. с таким вопросом к этому глаголу, следовательно, он непереходный.

Можно посмотреть урок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7011/main/260234/

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Качественные Относительные Притяжательные
· обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени · образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную (красивый- более красивый - самый красивый) · имеют полную и краткую форму (красивый – красив) · могут сочетаться с наречием очень (очень красивый) · могут образовывать сложные прилагательные путем повтора (красивый-красивый) · к ним можно добавить приставку НЕ (некрасивый) · все прил., обозначающие цвет · обозначают признак, который не может быть в большей или меньшей степени · могут указывать на материал глиняный (кувшин), серебряный (браслет) · Время осенний (день), вчерашний (вечер) · Место городской (житель), подземный (переход) · Назначение беговая (дорожка), платяной (шкаф) · указывают на принадлежность предмета человеку или животному · отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? заячий (след) папина (шляпа)  

 

Раздел «Орфография»

Безударное окончание глагола

 

Инфинитив

                                                                                                         

на – ать, -уть, -оть, -чь, -ти и др.              на -ить                           

    Искл.: брить, стелить, зиждиться          Искл.: 11 гл.

 


1 спр.                                                             2 спр.

     
 


                   - Е…                                                             -И…

Зл. мн.ч.  -УТ -ЮТ                                      Зл. мн.ч. -АТ -ЯТ

Запомните написание глаголов:

Се я ть, ве я ть, ре я ть, та я ть, ла я ть, чу я ть, леле я ть, ка я ться, ма я ться, наде я ться

Кле и ть

Алгоритм работы:

1. Если личное окончание глагола безударное, ставим глагол в инфинитив (!не меняя вид глагола, например: наполн..шь – наполнить (2 спр.), наполня..шь – наполнять (1 спр.))

2. Если инфинитив относится к числу 11 гл.-исключений, то этот глагол 2 спр.

3. Если инфинитив оканчивается на –ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, то этот глагол 2 спр. 

4. Все остальные глаголы – 1 спр.

5. В личном окончании глагола 1 спр. пишем букву Е (-ем,-ете,-ешь…), в личном окончании глагола 2 спр. пишем букву И (-им,-ите,-ишь…). В форме Зл. мн.ч. глагола 1 спр. пишем окончание –УТ(-ЮТ), 2 спр. –АТ(-ЯТ).

Стихи-помощники (как запомнить гл.-искл. 2 спр.)

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

 

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: