Музыкальное воспитание в США и Канаде

 

Музыкальное образование и воспитание в Северной Америке (США и Канада) происходят в социокультурном контексте, включающем в себя окружающую культурную среду и экономические условия. Верования и традиции, существующие в обществе, влияют формы образования, принятые в нем. Музыкальное образование в этих странах формировалось под воздействием многих исторических обстоятельств и культурных условий. Все американцы и канадцы либо сами прибыли откуда-то в Америку, либо это сделали их предки. Индейцы пришли из Азии тысячи лет назад; волны европейцев проникают в Америку последние 400 лет или больше; иммиграция отовсюду продолжается и сейчас. Столетие видело испанцев, стремящихся в Америку в поисках золота и язычников, которых было бы обратить в христианскую веру; еще в XIX веке значительная современных Соединенных Штатов долгое время оставалась под испанским и мексиканским управлением. и английские авантюристы и переселенцы прибыли в XVII веке в поисках экономической удачи, свободы вероисповедания, политических свобод и завоеваний.

В XVIII веке главным владельцем североамериканских колоний стала Переселенцы из Англии, Шотландии, Ирландии и континентальной Европы продолжали ехать в Северную Америку. XIX век стал свидетелем резкого изменения численности и состава иммигрантов: приезжало все большее число ирландцев, немцев, а позже — жителей Южной и Восточной Европы и азиатов. В XX веке в поисках экономической свободы, или спасаясь от репрессий, в Северную Америку переселялись испанцы и жители Азии. Кроме добровольных иммигрантов многие люди, особенно африканцы, попали в Америку против своей воли из-за работорговли, существовавшей с XVII XIX века.

В Соединенных Штатах и Канаде существовали сильные традиции освоения новых земель, новых возможностей, свойственные молодой, по сравнению с европейскими, нации. Происхождение людей играло меньшую рол чем их способность построить жизнь и сформировать государство в трудны условиях. Родословная и социальные приличия были менее важны, чем умение выживать и способность к предпринимательству. Иммигранты из разных стран создавали разнообразие культур Северной Америки; все же многие из них отказывались от старого ради ассимиляции. Школа облегчала этот процесс, способствуя распространению английского языка и обеспечивая общность жизненного опыта, в том числе и путем формирования музыкального репертуара, близкого и понятного.

Поскольку растущая нация нуждалась в работниках, школы в первую очередь занимались развитием практических навыков чтения, письма и счета. Музыкальное образование имело значение для особых целей, но часто уступало приоритет «научным» предметам. Рост населения сопровождался также развитием музицирования на уровне национальных общин. До появления записей в конце XIX века музыку можно было услышать только в живом исполнении, и лишь в середине XX столетия качество записей стало сравнимо с реальным звучанием. Музыка процветала как развлечение и как выражение жизненного опыта людей. Несмотря на традиции первопроходцев и озабоченность соблюдением равенства, подражание «высшему» обществу всегда было до некоторой степени свойственно музыкальной жизни Северной Америки. Стремление к культурному богатству неизбежно влияло на развитие музыкального образования, как в частном секторе, так и в государственных школах. Религия занимала большое место в жизни поселенцев, особенно в Новой Англии, и качеству церковного пения уделялось большое внимание. Традиции школ Новой Англии стали важной частью музыкального образования в Америке.

Образование давало больше, чем просто возможность выжить, в особенности семьям с достатком и влиянием. Общение с музыкой было необходимо не только для развлечения, но и как средство поддержания и повышения культурного уровня. На протяжении XIX века, мере роста городов, возрастало стремление подражать европейской музыке. Некоторые музыканты отправлялись учиться в Европу. Были организованы оперные компании и симфонические оркестры. Таким образом, Соединенные Штаты и Канада представляют собой сложные сообщества, рожденные в условиях строительства государства от с стояния «варваризма» и традиционно придающие особое значение равенству, но заинтересованные также и в развитии «высших» слоев культур. Эти предпосылки с неизбежностью вели к возникновению некоторых тенденций, определяющих характер музыкального образования XX века.

Хотя государственная забота об образовании, продиктованная как ис заинтересованностью, так и политическими амбициями, и существует в Соединенных Штатах и Канаде, государственного учебного плана в этих странах нет. Образование находится в ведении штатов, или провинций (в Канаде)

В США также нет общенационального учебного плана (curriculum), выде­ляются лишь базовые предметы для обязательного изучения во всех штатах; к ним принадлежат пенис и искусство. Наряду с обязательными предлагается зна­чительное количество предметов по выбору (иногда до 100). Кроме официаль­ных – государственных – эффективно функционируют общественные механиз­мы определения образовательных стратегий. В школах разного типа наблюдают­ся чрезвычайно большие различия в объеме, содержании и технологиях художе­ственного воспитания.

В англоязычных странах получили распространение различные интегриро­ванные курсы с эстетическим компонентом. Эстетизация педагогического про­цесса в школахСША и Канады осуществляется по техноло­гии создания эстетического поля и предусматривает четыре основные пути реа­лизации программы «Воспитания искусством»:

· разработка интегрированного курса (объединение изобразительного, му­зыкального-хореографического, драматического искусств), на преподавание ко­торого отводится шестая часть ежедневной нагрузки; применяется «групповое преподавание», т.е. сотрудничество педагогов художественного цикла;

· дополнение содержания каждой учебной дисциплины эстетическим ком­понентом («эстетика речи», «эстетика математики», «эстетика природоведения» и т.п.) с одновременным дифференцированным изучением предметов художест­венного цикла;

· периодическое проведение тематических занятий-блоков, где отдельные художественные и общеобразовательные дисциплины интегрируются вокруг общих для них понятий;

· преподавание искусства как базовой основы общего образования (напри­мер, «Изобразительное искусство и математика», «Музыка и физика». «Хореог­рафия и литература»).

В младших классах многих школ на предметы эстетического цикла выделя­ется до 7 часов в неделю, па протяжения дня 80 % времени отведено па художе­ственные занятия, где искусство выступает методологией обучения.

В целом в образовании США и Канады действует принцип так называемой «контро­лированной свободы выбора». Перспективы дальнейшей трансформации школь­ного образования связываются с развитием школ-магнатов с профильной спе­цификой. В концепции этой модели заложена идея вариативности образователь­ных услуг, которая воплощается за счет расширения спектра элективных воз­можностей школы путем введения курсов по выбору с сохранением высокого качества преподавания. Введение национальных стандартов и системы тестиро­вания в школьное образование заметно сократило границы децентрализации. В условиях ослабления воспитательных функций школы и падения вследствие это­го культуры школьников, особое внимание стало уделяться моральному, граж­данскому, патриотическому воспитанию, партнерству школы и семьи.

Таким образом, в США и Канаде музыкальное образование определяется общенациональными и региональными условиями, политическими процессами, той ролью, которую школа играет в обществе, и конкретными условиями, в которых работают учителя.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: