Музыкальное образование в Европе

 

Путь европейской и мировой педагогической интеграции, достижение вы­соких образовательных стандартов, гармония традиций и инноваций - главные стратегии развития образования каждого государства, желающего быть конкурентоспособным и мобильным в социально-экономическом пространстве сов­ременности. Модернизация образовательной политики предполагает определе­ние иерархии целей, задач и приоритетов, исходя из фундаментальных общече­ловеческих ценностей. Под воздействием процессов глобализации и гуманиза­ции в мире происходит переосмысление методологических, организационных и содержательных основ художественного образования. Его согласование с совре­менными потребностями осуществляется в контексте положений, разработанных «коллективным разумом» в рамках таких международных организаций, как Ме­ждународное бюро просвещения ЮНЕСКО, Международная комиссия Совета Европы, Международный департамент стандартов (IBSTPI), Организация эко­номического сотрудничества (OESP) и др. Ключевым направлением реформиро­вания содержания образования в европейских странах определен компетентностный поход, акцентируются задачи формирования жизненных компетентностей, в частности общекультурных, академических, функциональных, предметных, информационных, коммуникативных, поликультурных и др.

Краткий обзор и сравнительный анализ моделей, структуры и содержания художественного образования в различных странах позволит выделить как ори­гинальные черты национальных систем, детерминирующие статус предметов искусства в школе, так и общие тенденции и закономерности развития.

В компаративном анализе необходимо учитывать доминирующую ориента­цию той или иной государственной образовательной системы на потребности личности (например, американская или английская модели) или общества (к примеру, немецкая или китайская модели). Первая предопределяет самооргани­зацию образовательных институций и широкое партнерство с другими заведени­ями и организациями в социальной метасистеме, а вторая, наоборот, – централи­зованные государственные администрирующие и контролирующие механизмы, а иногда и открытое давление со стороны управленческих структур. В этой связи учебные планы, в которых представлены дисциплины художественно-эстетического цикла, могут быть различны по степени стандартизованности и вариативности, что усложняет их характеристику и из-за отсутствия унифициро­ванных критериев.

ВоФранции общеобразовательная школа структурно подразделяется на три уровня: пятилетняя начальная школа, четырехлетний колледж - первая сту­пень среднего образования и трехлетний лицей (общеобразовательный, техноло­гический и профессиональный) – вторая ступень средней школы. Общее худо­жественное образование охватывает цикл предметов: пластические искусства, музыка, танец, театр, кино, созданы условия для изучения искусства фотогра­фии, моды, цирка, дизайна. В элементарной (начальной) школе, которая сохранила преемственность с материнской школой, учебным планом предусмотрен цикл предметов физкультура, музыкальное образование, искусство от 6 до 8 учебных часов. Программы направлены на обеспечение единства основных ви­дов деятельности – восприятие, познание и оценивание произведений искусства отечественной и других культур, художественно-творческое самовыражение.

В колледже, начиная с VI класса, на протяжении четырех лет учащиеся познают искусство разных эпох и регионов мира, постепенно усваивают искусствоведче­ские понятия, приобретают разнообразные практические художественные уме­ния. В лицее на протяжении трех лет учащиеся могут продолжать изучение того или другого вида искусства как элективный или факультативный предмет в за­висимости от профиля обучения. Новым образовательным проектом предусмот­рено увеличение количества классов с углубленным изучением искусства (РАС), которые внедряют различные культурные проекты. Для французской школы ха­рактерно партнерство с различными социальными институциями, мастерами ис­кусств. В организации занятий по музыке, танцу, изобразительному искусству, которые изучаются углубленно во многих школах (с отдельной оплатой учите­лей), значительную активность проявляет местная администрация. Особая роль в реформировании художественного образования отводится сотрудничеству школ с музеями, например, организации передвижных фотовыставок коллекций шеде­вров, создание школьных галерей и проч. Рекомендуется использование бога­тых музейных фондов государства и для изучения других школьных предметов, для установления интегративных связей. В общеобразовательных и технологи­ческих лицеях существуют классы специальной подготовки по искусству, в час­тности музыке и танцу. Таким образом, происходят позитивные изменения в со­держании образования, направленные на приобщение школьников к культурным ценностям через глубокое освоение лучших образцов мирового искусства.

В Германии учебным планом начальной школы на предмет «Художест­венное воспитание, музыка, труд» выделено суммарно 3 часа в неделю в 1 классе и по 4 часа в неделю во II-1V классах. Средние учебные заведения подразделя­ются на основную школу, реальную школу и гимназию. Учебный планом основ­ной школы предусмотрено изучение предметов «Музыка» и «Художественное воспитание» в V-VI классах по 2 часа в неделю, в остальных – предмет «Музы­ка» остается обязательным (1 час в неделю), а «Художественное воспитание» входит в состав обязательно-избирательных предметов (по 2 часа в неделю). В реальной школе музыка преподается во всех классах (1 час в неделю); а дисцип­лина «Художественное воспитание и труд» (2-3 часа в неделю), начиная с VIII класса, включена в группу предметов «по выбору». В гимназиях дисциплины художественно-эстетического цикла занимают значительное место, их объем и содержание зависят or профиля заведения (гуманитарного, эстетического, мате­матического и др.). По структуре учебного плана (curriculum) художественно-эстетический цикл (музыка, искусство, дизайн) отнесен к группе развивающих предметов. Реформа школьных структур в направлении интеграции охватывает и художественные дисциплины. Особая роль принадлежит искусству в немецких вальдорфских школах (эти школы распространены и в других странах), где оно становится доминантой учебно-воспитательного процесса, универсальным спо­собом развития личности. Живопись, рисунок, лепка, пение, игра на инструментах, эвритмия, театр, художественно-прикладная деятельность непосредственно вплетаются в учебный процесс, охватывая предметы не только эстетического и художественно-прикладного, но и академического циклов. Педагоги считают, что глубина переживания важнее, чем объем знаний, поэтому образ - лучший способ усвоения любого учебного материала.

В Бельгии в начальной школе (I-VI классы) цикл предметов искусства (ar­tistic education) преподает один учитель. Эта единая образовательная сфера со­стоит из четырех компонентов: «музыка — рисование - танец - драма». Учитель может по собственному усмотрению, но и с учетом желаний детей (и родите­лей), их интересов, потребностей и способностей создавать подгруппы для овла­дения отдельными видами художественной деятельности. Количество часов на весь эстетический цикл и его отдельные компоненты определяется педагогиче­ским коллективом школы, ибо учебные заведения имеют относительную само­стоятельность в выборе содержания обучения. В основной школе (VII-XI клас­сы) художественное образование обязательно лишь в первые два года обучения, то есть в VII и VIII классах: «Музыка» (1 час) и «Изобразительное искусство» (1 час). С IX класса эти дисциплины относятся к элективным. Определенные отли­чия существуют между государственными (муниципальными) и всевозможными негосударственными школами (католическими, вальдорфскими и др.).

Анализ учебных плановВеликобритании показывает, что искусству уде­ляется должное внимание, о чем, в частности, свидетельствует значительное ко­личество часов, выделяемое на предметы художественно-эстетического цикла. Предметы «Искусство» и «Музыка» в грамматических школах преподаются первые три года обучения по 2 часа в неделю. После 4-5 лет обучения 50% вре­мени отводится на предметы по выбору. Применяется блочный принцип, кото­рый предполагает выбор по 4 часа из каждого блока (в него входят: «музыка», «изобразительное искусство/дизайн», «драма»). В IV-V классах изучается «Му­зыка» – 3 часа в неделю и «История искусств» – 2 часа, а с VI класса – по-разному – на естественно-научном и классическом отделениях (соответственно – по 2 и 7 часов). В отличие от средней школы Великобритании, в начальной, как правило, действуют комплексные программы, оцениваются междисциплинарные знания и умения учащихся, педагогические коллективы школ сами решают, как преподавать предметы национального ученого плана – в виде отдельных пред­метов или интегрированных курсов, программных модулей. В Англии созданы ре­гиональные центры обучения школьников игре на музыкальных инструментах, сохраняются давние традиции хорового пения, широко применяются на уроках обучающие возможности радио и телевидения. Вместе с тем существует кадро­вая проблема, в частности, сказывается недостаточное количество учителей му­зыки.

В Англии (как и в других западноевропейских странах) до сегодняшнего дня широко распространены убеждения, что полноценное среднее образование должно базироваться на «классическо-гуманитарной культуре». Например, при распределении учащихся на параллели А,В,С (начиная с IV класса) в параллель А – с преимущественно гуманитарным направлением – зачисляются наиболее сильные учащиеся. В учебную практику школ Англии прочно вошло театраль­ное искусство, которое используется и как самостоятельный предмет, и как фор­ма изучения других предметов (история, литература, история культуры, английский язык). Существует широкая сеть школьных театральных студий, система специальной подготовки учителей для руководства школьной театральной дея­тельностью. По мнению английских ученых и педагогов-практиков, театрализа­ция – универсальный метод влияния и на воспитанника, и на воспитателя.

В Австрии, Нидерландах, Исландии не существует единых учебных про­грамм, поэтому учителям предоставляется значительная свобода выбора форм художественного образования школьников, применения интегрированного обу­чения, организации факультативов.

В скандинавских странах – Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии – преобладают вариабельные модели изучения искусства: педагогические коллек­тивы и администрация школ имеют значительную свободу выбора при составле­нии учебных планов и программ по разным предметам. Распространение полу­чили идеи М. Монтеcсори, вальдорфская педагогика. Музыка преподается на протяжении 9-10-ти лет как обязательный предмет по 1-2 часа еженедельно в младших и средних классах и по 1 часу в старших классах (кроме средних школ Норвегии). В то же время школы, которые не имеют соответствующих необхо­димых условий, организуют разнообразные факультативные занятия по искусст­ву (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, оркестр, эстрадные ан­самбли, ритмика и др.).

В Финляндии в связи с недостатком учителей в школах, особенно в отда­ленных от центра районах, осуществлена модернизация подготовки учителей в высших учебных заведениях. Студенты могут получать квалификацию но двум предметам, например, музыка и иностранный язык; студенты любых факульте­тов, имеющие музыкальные способности, могут параллельно обучаться музыке и получить право преподавания в I-VI классах.

Художественное образование в Швеции рассматривается как чрезвычайно важная сторона развития у школьников понимания и принятия культурного раз­нообразия в масштабах страны, Европы, мира. Все виды искусства изучаются в школе (включается и медиаобразование – кино, телевидение, видео, компью­терная графика), но каждое учебное заведение определяет в каком объеме, по­следовательности и соотношении. В начальной школе (I-VI классы) практикует­ся интегрированное обучение, в средних классах (VI-VII) преподается обяза­тельный предмет «Искусство» (по 3-4 часа в неделю), который охватывает ши­рокий круг художественных явлений. Вместе с тем желающие обучаться игре на инструментах могут посещать внешкольные учреждения, которые, как правило, располагаются на территории или в помещении общеобразовательных школ, по­пулярны аматорские театры. Разнообразные творческие контакты существуют между системами общего и специального художественного образования, кото­рые сообща работают на развитие так называемой «креативной индустрии».

В Норвегии, где в школах господствует принцип воспитывающего обуче­ния, искусства изучаются как самостоятельные предметы, как компоненты ин­тегрированных курсов, как эстетическая составляющая содержания дисциплин других циклов, как своеобразный метаметод в учебно-воспитательном процессе, как способ самореализации и творческого самовыражения учащихся, как средст­во эстетизации школьной среды. Согласно единственному в государстве учеб­ному плану обязательной 10-летней школы изучаются самостоятельные художе­ственные предметы «Искусство и ремесла», «Музыка», а также предметы, в со­став содержания которых входят элементы искусства: «Домашняя экономика» (художественный труд) «Физическая культура» (музыка и движение). Художе­ственный компонент интегрируется с различными темами и разделами других предметов: пластические искусства с изучением христианства и других религий, музыка и драма с литературой, историей, гражданским воспитанием. В содержа­ние истории культуры интегрируются СМИ, большое внимание уделяется художественному краеведению молодежной субкультуре, В старшей трехлетней школе (XI-XIII классы) среди 15 направлений есть два художественно-эстетических: «Музыка, танец, драма» и «Искусство, ремесла, дизайн». Послед­нее очень популярно среди юношества и имеет 16 профилей (графика, ткачество, ювелирное искусство, полиграфия и др.).

Высокого уровня художественного и, в частности, музыкального воспита­ния школьников достиглаВенгрия. В последние годы функцию основопола­гающего документа при разработке программ по искусству исполняет государ­ственный образовательный стандарт - детально продуманный документ, кото­рый периодически усовершенствуется и переиздается в обновленном варианте. Из стандарта следует, что предметы искусства — музыкального, визуального, хо­реографического, театрального, экранного - охватывают 16 % общего объема обучения в общеобразовательной начальной школе и около 10 % в старшей. Му­зыка в венгерских общеобразовательных школах преподается с I по Х класс. Большое внимание уделяется охвату всех детей хоровыми занятиями. В старших классах гимназий изучается история музыки. В этой стране также популярны общеобразовательные школы с музыкально-эстетическим уклоном, которые со­действуют интенсивному общему развитию детей, возрастанию успеваемости по другим предметам.

В Польше глубокое реформирование общего среднего образования внесло существенные изменения в систему художественного образования. Преобразо­вана структура школьного образования, которая имеет следующие ступени: шес­тилетняя основная школа, трехлетняя гимназия и трехлетний лицей (или про­фессиональная школа). Общая стратегия реформирования - целостность, меж­дисциплинарная гибкость и мобильность обучения, в частности интеграция дис­циплин художественного цикла. Практическое внедрение проекта новой рефор­мы (1998 г.) началось с 2001/2002 учебного года. Заметна акцентуация в целях и задачах творческого развития школьников, их активного участия в культурной жизни регионов страны. В I-III классах уроки музыки проводятся совместно с уроками изобразительного искусства, а также с использованием широких меж­предметных связей с польским языком (изучение фольклора), физической куль­турой (танцевальная деятельность), природоведением (изучение песен, темати­чески связанных с определенным временем года). В основной школе введен ин­тегрированный курс «Искусство» (музыка и изобразительное искусство). В IV-VI классах основной школы занятия группируются в блоки, и предмет «Искусст­во» входит в группу гуманитарных дисциплин, учителя которых также должны широко применять межпредметные связи. В трехлетней гимназии преподается курс «Искусство», на котором учащиеся изучают польскую культуру прошлого и современности. Для учителей публикуется много новых программ, в частности, авторских, разработанных учителями-новаторами. В педагогических учебных заведениях начата подготовка учителей искусства широкого профиля с целью обеспечения интегрированного преподавания в школе и организации художест­венно-эстетического воспитания во внеурочное время.

Таким образом, проведенный анализ структуры и содержания художест­венно-эстетического образования в различных странах дает основания для выво­дов о ведущих мировых тенденциях в этой сфере. К ним, на наш взгляд, принад­лежат следующие:

- повышение роли и статуса искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений;

- охват художественным образованием всех ступеней общеобразователь­ной школы с приоритетным значением начальной ступени как обязательного ба­зового компонента и возрастанием элективности предметов искусства в старших классах;

- полихудожественное воспитание школьников, ориентация на создание интегрированных курсов по искусству, особенно в младших классах школы;

- расширение междисциплинарных связей не только в рамках гуманитар­ного цикла, но и с более отдаленными предметами;

- использование искусства, с одной стороны, как средства развития специ­альных художественных способностей, а с другой - как универсального способа стимулирования творческого потенциала личности, мышления, жизненной ком­петентности.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: