Метод I.
W: What? Who? Why? When? Where? (Что? Кто? Когда? Где? Почему?)
Этот метод достаточно прост: тут нужно всего лишь ответить на пять вопросов – и портрет ЦА готов.
определитесь, что именно вы продаете клиенту. Даже если это какой-то один продукт (курс по вязанию, мастер-класс, вафельные рожки из-под мороженого, мягкое кресло-мешок или сидушка под попу);
кому будет интересен ваш продукт? Выпишете категории людей – мамы в декрете, женщины за 40-45, мужчины, предприниматели, молодежь;
когда будет востребован ваш продукт? Подумайте, в каких именно ситуациях ваш продукт/услугу будут покупать: зима/лето/круглый год, апокалипсис/падение метеорита, желание похудеть, желание обрести Дзен, саморазвитие, личностный рост;
где ЦА сможет вас отыскать - ВК, Фейсбук, offline-магазин, свой сайт;
почему должны приобрести именно ваш продукт? Пропишите преимущества продукта и то, какие проблемы он решает, какие-либо бонусы при его покупке, интересные фишки, высокое качество обслуживания.
Метод II.
|
|
Метод персон
С помощью метода персон вы создадите несколько собирательных образов каждой группы ЦА. Это способ требует более творческого подхода.
Вот несколько параметров, с помощью которых вы создадите свою импровизированную ЦА:
Ø пол и возраст;
Ø семейное положение, наличие детей;
Ø род деятельности;
Ø круг интересов, досуг;
Ø уровень заработной платы;
Ø образ жизни;
Ø ценности и убеждения;
Ø место жительства;
Ø где отдыхает?
Ø является ли потребителем каких-либо продуктов в вашем сегменте?
Ø какую именно проблему клиент хочет решить, купив ваш продукт?
Ø какие страхи связаны с покупкой продукта?
Ø возражения (Хочу купить, НО …);
Ø в каких соц. сетях сидит?
Ø подписан ли на какие-либо паблики, интересные страницы?
Ø уровень знаний о продукте;
Ø использует ли хэштеги, геометки? Какие?
Ø решения спонтанны или обдуманны?
Метод III.
Программы-парсеры
Здесь вам в помощь для ВК – TargetHunter, Pepper.ninja, Segmento target и т.п. Тут всё просто: в специальное поле вводите название группы конкурента и смотрите,на какие еще сообщества подписана его (и, соответственно, ваша) ЦА. В Ниндзе функция называется «Кто мой клиент?».
Метод IV.
Карта эмпатий
Я лично пользовалась (и пользуюсь) этим методом для продажи своих знаний по Рунам и Таро, для помощи людям. Карта эмпатий позволит вам посмотреть на ваш собственный продукт глазами клиента:
Боль Страхи Разочарования Препятствия | Достижения Потребности/Желания Мерило/Эталон успеха Препятствия |
|
|
Информация для составления карты эмпатий обычно берется из социальных сетей. Люди делятся своими проблемами на форумах, в тематических сообществах. При составлении карты нужно помнить, что для каждого сегмента ЦА – своя карта эмпатий.
Метод V.
Jobs To Be Done (Цель – на результат)
Поведенческие факторы потребителя позволяют понять, зачем именно им нужна эта покупка. Тут есть два подхода: