Вопрос 2. Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения

Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения:

1) всеобщность социального обеспечения находит свое выражение в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении, т.к. пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения (в т.ч. социальные пенсии). Право на СО в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано.

2) осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Данный принцип позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Существуют две основные организационно-правовые формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников и членов их семей при наступлении социальных рисков. Система обязательного социального страхования включает обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска. Их финансовую базу составляют государственные внебюджетные страховые фонды – ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС И ТФОМС. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты страховых пенсий, пособий работающим, медицинскую помощь и лечение и др.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи его с трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, материнский капитал, пособие по безработице, социальная помощь на дому, протезно-ортопедическая помощь и т.д.).

3) многообразие оснований и видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). Многообразие оснований и видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

4) установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Данный принцип означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеримая с МРОТ, такого уровня не достигает. Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

5) гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни (достижение определенного возраста, утрата кормильца, беременность и роды и т.д.). Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, связанных с возникновением права на тот или иной вид социального обеспечения.

6) дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Своеобразным показателем справедливости в социальном обеспечении является дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные или опасные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: