№ | Тема занятия | Цели занятия | Оборудование | ||
Раздел 1 «Это Я!» | |||||
1 | Это Я! | -развивать представления детей о себе - содействовать развитию положительного образа «Я» - стимулировать интерес к другому человеку - создать положительный эмоциональный фон | -клубок шерстяных ниток - ватман - маркеры или фломастеры - зеркало | ||
2 | Это Я! Какой Я? | - содействовать развитию положительного образа «Я» - способствовать самовыражению детей - содействовать улучшению общения со сверстниками - содействовать развитию самоконтроля | - фотоаппарат - мячик - альбом - цветные карандаши (фломастеры) | ||
3 | Мое имя | - способствовать принятию своего имени - способствовать самовыражению детей - способствовать улучшению общения со сверстниками | - зеркало - магнитофон - аудиокассета - альбом - цветные карандаши (фломастеры) | ||
4 | Я -ученик | - способствовать осознанию себя как учащегося - способствовать самовыражению детей - способствовать снижению эмоционального напряжения в школе | - мячик - альбом - цветные карандаши - магнитофон - аудиокассета со спокойной музыкой | ||
5 | Линия жизни | - способствовать осознанию себя во времени - способствовать самовыражению детей | - набор картинок с изображением детей разного возраста - волшебная палочка | ||
6 | Моя семья | -развивать представления детей о своей семье - способствовать самовыражению детей - способствовать формированию у детей умения любить окружающих | - магнитофон - аудиокассета «Звуки природы» - альбом - карандаши / фломастеры | ||
7 | Мои друзья | -развивать представления детей о дружбе - формировать взаимопонимание - содействовать формированию доброжелательных отношений в группе | - свечка в безопасном подсвечнике - низкий стульчик | ||
8 | Что такое дружба | -развивать представления детей о дружбе - развивать у детей умение сотрудничать - содействовать формированию доброжелательных отношений в группе | - ватман - пальчиковые краски - крупные игрушки - большой платок | ||
Раздел 2 «Мои чувства»
| |||||
9 | Мое настроение | - развивать представления детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть) - развивать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, позы, жестов, походки - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого | - мокрые листы бумаги - краски - картинки с изображением радостных или грустных персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций») - мелко нарезанная цветная бумага | ||
10 | Мои чувства: страх | развивать представления детей об эмоциональных состояниях (страх) - предоставить ребенку возможность для актуализации своего страха | - свечка в безопасном подсвечнике | ||
11 | Мои страхи | - способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства - учить детей выражать чувство страха в рисунке - дать детям возможность поработать с предметом своего страха | - бумага - цветные карандаши | ||
12 | В гостях у Бабы Яги | -способствовать преодолению стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок - снизить степень страха через придание объектам страха нетипичных для них характеристик | - большой лист бумаги или ватман - цветные карандаши - кукла Бабы Яги, одевающаяся на руку - набор для игры в больницу (халат врача, стетоскоп, градусник, шприц) | ||
13 | Мои чувства: гнев | -развивать представления об эмоции «гнев» - развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения - формирование доверия к окружающим | - картинки с изображением сердитых персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций») - мячик - картинки с изображением детей, которые ссорятся | ||
14 | Учусь управлять собой | - развивать самоконтроль - познакомить со способами саморегуляции | - картинки с изображением различных предметов (машина, стол, книга, лошадь, самолет и т.д.). - твердый шарик - мягкий шарик из ваты - обруч | ||
15 | Итоговое занятие | - закрепить полученные знания об эмоциональных состояниях - развивать самоконтроль - способствовать положительному самоотношению | - альбом - цветные карандаши - мячик - картинки с изображением разных предметов - магнитофон - аудиокассета с записью детских песен - игра «Азбука эмоций» |
|
|
Перед проведением коррекционно-развивающих занятий проводится диагностика с целью определения уровня развития самосознания и эмоциональной сферы. Это позволит специалисту подобрать приемы и техники работы, возможно, видоизменить некоторые упражнения из данной программы в соответствии с потребностями детей. Грамотно подобранные и реализованные диагностические процедуры – залог успешной реализации данной программы. Диагностические методы подобраны в соответствии с возрастом детей, учетом особенностей развития.
№ | Название методики | Цель использования | Источник |
1 | Беседа «Расскажи о себе» | Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» |
Внеситуативно-личностная беседа | Изучение уровня самосознания | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | |
3 | Рисунок человека | выявление тревожности, агрессивности | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» |
4 | Методика изучения особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека | Изучение понимания эмоциональных состояний | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка |
5 | Эмоциональная идентификация | Изучение понимания эмоциональных состояний | |
6 | Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки) | Изучение самооценки | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» |
Картотека игр
По коррекции эмоционально-волевой сферы