ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пояснительная записка.
Первый год в школе для ребенка связан с важным этапом - принятием новой социальной роли - роли школьника, которая характеризуется моментом перехода ребенка от одной формы жизнедеятельности к другой - ребенок адаптируется к новым условиям и новым отношениям. На этом этапе определяется психологический статус школьника, его рейтинг. Как правило, психологический статус ребенка меняется в течение первого года, что зависит от индивидуальных темпов развития и благоприятности социального окружения. Освоение первоклассником школьных норм и правил происходит, прежде всего, через совместную коммуникативную деятельность со сверстниками и учителем.
Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека. Когда предметом обсуждения становятся эмоция и воля, не приходится указывать, что имеется в виду, так как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с ОВЗ наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учет эмоционального компонента очень важен.
|
|
У учащихся с нарушением интеллекта эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
Учащимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражения эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.
Первоклассник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.
|
|
Совокупность обозначенных проблем, определили выбор создания коррекционно-развивающей программы. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, в рамках адаптированной программы ученицы 1 класса
Цель программы: эмоционально-личностное развитие детей с ЗПР.
В соответствии с целью определялись задачи программы:
- способствовать осознанию себя как личности;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль
К о жидаемым результатам реализации программы можно отнестиформирование следующих знаний и умений:
ü уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;
ü знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;
ü понимать и описывать свои желания и чувства;
ü выражать определённые эмоциональные состояния различными способами;
ü устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;
ü контролировать свои эмоциональные реакции;
ü умение соблюдать очередность в совместной деятельности
Специалист, применяющий данную программу, реализует принципы организации формирующей работы:
§ индивидуальный и дифференцированный подход;
§ принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
§ принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
§ принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
§ принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
§ принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной и личностной сферы детей с задержкой психического развития;
§ максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания (режимные моменты, прогулка, свободная игра, занятия и т.д.).
Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности.
Для реализации программы необходимы следующие учебно-методические материалы:
¨ картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
¨ игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
¨ альбомы;
¨ цветные карандаши;
¨ фломастеры;
¨ маркеры;
¨ ватман;
¨ пальчиковые краски..
Методические приемы.
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
- этюды;
- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
- дидактические и развивающие игры;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- рассказы взрослого и рассказы детей;
- свободное и тематическое рисование;
- релаксация.
Условия реализации программы:
1. Занятия по программе проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме 1 раз в неделю (по 20 - 25 минут).
2. Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.
Каждое занятие строится по определенному алгоритму.
Этапы занятия:
- Ритуал приветствия.
- Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры).
- Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрование ситуаций, этюды, групповая дискуссия, упражнения с лепкой из пластилина).
- Рефлексия занятия - оценка занятия.
- Ритуал прощания.
|
|
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей)