Пояснительная записка

ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пояснительная записка.

Первый год в школе для ребенка связан с важным этапом - принятием новой социальной роли - роли школьника, которая характеризуется моментом перехода ребенка от одной формы жизнедеятельности к другой - ребенок адаптируется к новым условиям и новым отношениям. На этом этапе определяется психологический статус школьника, его рейтинг. Как правило, психологический статус ребенка меняется в течение первого года, что зависит от индивидуальных темпов развития и благоприятности социального окружения. Освоение первоклассником школьных норм и правил происходит, прежде всего, через совместную коммуникативную деятельность со сверстниками и учителем.
Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека. Когда предметом обсуждения становятся эмоция и воля, не приходится указывать, что имеется в виду, так как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с ОВЗ наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учет эмоционального компонента очень важен.

У учащихся с нарушением интеллекта эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.

Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

Учащимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражения эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.

Первоклассник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.

Совокупность обозначенных проблем, определили выбор создания коррекционно-развивающей программы. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, в рамках адаптированной программы ученицы 1 класса

Цель программы: эмоционально-личностное развитие детей с ЗПР.

В соответствии с целью определялись задачи программы:

- способствовать осознанию себя как личности;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;

- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;

- развивать самоконтроль

К о жидаемым результатам реализации программы можно отнестиформирование следующих знаний и умений:

ü  уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;

ü знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;

ü понимать и описывать свои желания и чувства;

ü выражать определённые эмоциональные состояния различными способами;

ü  устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;

ü  контролировать свои эмоциональные реакции;

ü умение соблюдать очередность в совместной деятельности

Специалист, применяющий данную программу, реализует принципы организации формирующей работы:

§ индивидуальный и дифференцированный подход;

§ принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);

§ принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);

§ принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;

§ принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;

§ принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной и личностной сферы детей с задержкой психического развития;

§ максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания (режимные моменты, прогулка, свободная игра, занятия и т.д.).

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности.

Для реализации программы необходимы следующие учебно-методические материалы:

¨ картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;

¨ игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);

¨ альбомы;

¨ цветные карандаши;

¨ фломастеры;

¨ маркеры;

¨ ватман;

¨ пальчиковые краски..

Методические приемы.
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

  • этюды;
  • упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
  • игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
  • дидактические и развивающие игры;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • рассказы взрослого и рассказы детей;
  • свободное и тематическое рисование;
  • релаксация.

Условия реализации программы:

1. Занятия по программе проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме 1 раз в неделю (по 20 - 25 минут).
2. Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.

Каждое занятие строится по определенному алгоритму.

Этапы занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры).
  3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрование ситуаций, этюды, групповая дискуссия, упражнения с лепкой из пластилина).
  4. Рефлексия занятия - оценка занятия.
  5. Ритуал прощания.

 

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей)









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: