В современных условиях обеспечение экологической безопасности в образовании является актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической экологической безопасности образовательных учреждений и мер по развитию экологической культуры обучающихся. Последний аспект должен решаться путем совершенствования содержания и методов не только учебной работы, но и внеурочной деятельности.
Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1]. Её успешная реализация зависит не только от органов государственной власти, но и от представителей системы образования, развивающих экологическую культуру подрастающего поколения граждан.
Культура экологической безопасности является частью экологической культуры, но включает в себя не просто знания по экологии, а систему жизненных умений и навыков (компетенций) безопасного взаимодействия с окружающей природной и социокультурной средой. Формирование культуры экологической безопасности входит в задачи урочной и внеурочной деятельности школы, что отражено в требованиях к результатам освоения образовательной программы на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
|
|
В данной статье будут рассматриваться некоторые способы формирования культуры экологической безопасности в рамках курса внеурочной деятельности «Экологической калейдоскоп» МБОУ «СОШ № 10» города Абакана. Содержание внеурочной деятельности основано на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды. Курс внеурочной деятельности предполагает разнообразное использование краеведческого материала: изучение состояния воздуха и водоёмов, исследование качества питьевой воды, продуктов питания, мониторинг состояния природных объектов в местах проживания и т. д. [3] В работе учащихся преобладает экологическая исследовательская и проектная деятельность, которая по своему содержанию является межпредметной, соединяя в себе знания из биологии, ОБЖ, географии, физики и химии. Деятельность школьников может быть организована как индивидуально, так и в малых группах, в том числе разновозрастных. При этом в педагогической практике отдается предпочтение групповым формам организации работы [4]. Результаты такой работы могут быть представлены на ученических конференциях, родительских собраниях, в местных газетах, издании буклетов и т. д. Также для развития творческих способностей проводятся различные экологические мероприятия (акции, выставки и конкурсы рисунков, плакатов, компьютерной графики), развивающие бережное отношение к природе.
|
|
В данной статье предложен список наиболее интересных тем занятий, способствующих формированию и развитию культуры экологической безопасности через системно-деятельностный подход. Эти темы на усмотрение педагога могут быть включены в содержание программы внеурочной деятельности биологического направления основной и средней школы. При проведении занятий не требуется сложного оснащения, достаточно обычного лабораторного оборудования и реактивов по биологии и химии. Методики исследований подробно прописаны практически в любом экологическом и химическом практикумах [2]. Представленный список не является исчерпывающим.
Тема занятия | Планируемые результаты | ||
Человек и растения | |||
Определение площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зонах. | Определить наиболее загрязненные территории микрорайона, степень влияния загрязнений на одни и те же виды растения (например, тополь). | ||
Обнаружение нитратов в растениях. | Эмпирически определить содержание нитратов в овощах, фруктах, зелени с помощью 1 % раствора дефиниламина. | ||
Лихеноиндикация. | Оценить состояние окружающей среды по наличию, обилию, разнообразию видов лишайников. | ||
Влияние степени загрязнения воды на альгофлору. | Изучить видовой состав водорослей на участках с разной степенью загрязнения воды, в том числе с помощью микроскопа; выявить водоросли- индикаторы. | ||
Человек и химия | |||
Какую воду мы пьем? | Знать технологию очистки и обеззараживание воды в бытовых и походных условиях. | ||
Выведение пятен различного происхождения. | Изучить химические и физические способы выведения пятен различного происхождения на дому (с помощью заморозки, нагрева, спирта, соды, зубной пасты и т.д.) | ||
Натуральная косметика своими руками (парфюм, мыло, маски, тоники, крема). | Знать технологию изготовления натурального мыла, парфюма из эфирных масел, косметики по уходу за лицом и телом в домашних условиях. | ||
Бытовая химия: польза или вред? | Знать правила применения бытовой химии, безопасные виды альтернативных чистящих средств. | ||
Человек и окружающая среда | |||
Ресурсосбережение и уменьшение загрязнения окружающей среды. | Научиться сортировать мусор; знать правила утилизации и вторичной переработки отходов на дому; отказ от потребительского подхода. | ||
Экологическая акция «Спасатели». | Сформировать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков через трудовой десант в зоопарк, сбор фруктово-овощной кормовой базы для животных, изготовление агитационных плакатов. | ||
Экологическая акция «Кормушка». | Сформировать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков через изготовление кормушек для птиц, агитационных плакатов. | ||
Квартира как экосистема. | Составить список комнатных растений, наиболее способствующих созданию благоприятного микроклимата помещения. | ||
Биологические средства борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями. | Знать способы биологической борьбы с вредителями (микробные препараты, отвар луковой шелухи), как средства уменьшения сельскохозяйственных загрязнений. | ||
Цветочный калейдоскоп. | Участвовать в озеленении школьных рекреаций; получить аграрные навыки, основы трудового воспитания. | ||
Школьный сад. | Участвовать в разбивке, оформлении цветочных клумб на территории школы; получить аграрные навыки, основы трудового воспитания. | ||
Экологическая акция «1 апреля – Международный день птиц!». | Сформировать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков через изготовление гнездовий для птиц, агитационных плакатов. | ||
Человек и его здоровье
| |||
Здоровое питание. | Составить рацион питания, определить энергозатраты при различной физической нагрузке; знать натуральные источники витаминов. | ||
Что расскажет упаковка продуктов питания? | Изучить состав продуктов питания и других бытовых объектов на наличие вредных составляющих (пищевых добавок, ГМО, канцерогенов), выяснить их влияние на здоровье человека. | ||
Оценка состояния физического здоровья. | Научиться объективно оценивать состояние своего здоровье путём измерения пульса. | ||
Прогноз погоды глазами медика (биометеорология). | Знать о профилактике некоторых заболеваний, связанных с влиянием природно-климатических условий и геомагнитных факторов. | ||
Воздействие шума на слух. | Исследовать факторы, влияющие на остроту слуха с помощью часов и плеера. | ||
Поход в аптеку. | Выяснить, как подобрать лекарственные средства финансово выгодно, основываясь на рекомендациях врача и провизора аптеки. |
Системный характер содержания и практическая направленность курса, возможность использования разнообразных организационных форм работы позволяют эффективно развивать исследовательские и жизненные навыки учащихся, формируют их естественнонаучную грамотность, что входит в число приоритетных направлений развития современной школы.
Список литературы:
1. Богданова Е. П., Куприянова Т. С. Культура экологической безопасности и её формирование у детей как условие бесконфликтных отношений с окружающей социоприродной средой // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-7. – С. 162-167. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35111
2. Зоркина Т. М. Экология растений: учебно-методический комплекс, лабораторный практикум. – Абакан: изд-во Хакасского государственного ун-та им.Н. Ф. Катанова, 2006. – 60с.
|
|
3. Киселев С. А. Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 77-78. [Электронный ресурс] // URL https://moluch.ru/archive/87/16605
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».