Формирование культуры экологической безопасности школьников во внеурочной деятельности

В современных условиях обеспечение экологической безопасности в образовании является актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической экологической безопасности образовательных учреждений и мер по развитию экологической культуры обучающихся. Последний аспект должен решаться путем совершенствования содержания и методов не только учебной работы, но и внеурочной деятельности.

Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1]. Её успешная реализация зависит не только от органов государственной власти, но и от представителей системы образования, развивающих экологическую культуру подрастающего поколения граждан.

Культура экологической безопасности является частью экологической культуры, но включает в себя не просто знания по экологии, а систему жизненных умений и навыков (компетенций) безопасного взаимодействия с окружающей природной и социокультурной средой. Формирование культуры экологической безопасности входит в задачи урочной и внеурочной деятельности школы, что отражено в требованиях к результатам освоения образовательной программы на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

В данной статье будут рассматриваться некоторые способы формирования культуры экологической безопасности в рамках курса внеурочной деятельности «Экологической калейдоскоп» МБОУ «СОШ № 10» города Абакана. Содержание внеурочной деятельности основано на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды. Курс внеурочной деятельности предполагает разнообразное использование краеведческого материала: изучение состояния воздуха и водоёмов, исследование качества питьевой воды, продуктов питания, мониторинг состояния природных объектов в местах проживания и т. д. [3] В работе учащихся преобладает экологическая исследовательская и проектная деятельность, которая по своему содержанию является межпредметной, соединяя в себе знания из биологии, ОБЖ, географии, физики и химии. Деятельность школьников может быть организована как индивидуально, так и в малых группах, в том числе разновозрастных. При этом в педагогической практике отдается предпочтение групповым формам организации работы [4]. Результаты такой работы могут быть представлены на ученических конференциях, родительских собраниях, в местных газетах, издании буклетов и т. д.  Также для развития творческих способностей проводятся  различные экологические мероприятия (акции, выставки и конкурсы рисунков, плакатов, компьютерной графики), развивающие бережное отношение к природе.

В данной статье предложен список наиболее интересных тем занятий, способствующих формированию и развитию культуры экологической безопасности через системно-деятельностный подход. Эти темы на усмотрение педагога могут быть включены в содержание программы внеурочной деятельности биологического направления основной и средней школы. При проведении занятий не требуется сложного оснащения, достаточно обычного лабораторного оборудования и реактивов по биологии и химии. Методики исследований подробно прописаны практически в любом экологическом и химическом практикумах [2]. Представленный список не является исчерпывающим.

 

Тема занятия Планируемые результаты

Человек и растения

Определение площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зонах. Определить наиболее загрязненные территории микрорайона, степень влияния загрязнений на одни и те же виды растения (например, тополь).
Обнаружение нитратов в растениях. Эмпирически определить содержание нитратов в овощах, фруктах, зелени с помощью 1 % раствора дефиниламина.
Лихеноиндикация. Оценить состояние окружающей среды по наличию, обилию, разнообразию видов лишайников.
Влияние степени загрязнения воды на альгофлору. Изучить видовой состав водорослей на участках с разной степенью загрязнения воды, в том числе с помощью микроскопа; выявить водоросли- индикаторы.

Человек и химия

Какую воду мы пьем? Знать технологию очистки и обеззараживание воды в бытовых и походных условиях.
Выведение пятен различного происхождения. Изучить химические и физические способы выведения пятен различного происхождения на дому (с помощью заморозки, нагрева, спирта, соды, зубной пасты и т.д.)
Натуральная косметика своими руками (парфюм, мыло, маски, тоники, крема). Знать технологию изготовления натурального мыла, парфюма из эфирных масел, косметики по уходу за лицом и телом в домашних условиях.
Бытовая химия: польза или вред? Знать правила применения бытовой химии, безопасные виды альтернативных чистящих средств.

Человек и окружающая среда

Ресурсосбережение и уменьшение загрязнения окружающей среды. Научиться сортировать мусор; знать правила утилизации и вторичной переработки отходов на дому; отказ от потребительского подхода.
Экологическая акция «Спасатели». Сформировать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков через трудовой десант в зоопарк, сбор фруктово-овощной кормовой базы для животных, изготовление агитационных плакатов.
Экологическая акция «Кормушка». Сформировать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков через изготовление кормушек для птиц, агитационных плакатов.
Квартира как экосистема. Составить список комнатных растений, наиболее способствующих созданию благоприятного микроклимата помещения.
Биологические средства борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями. Знать способы биологической борьбы с вредителями (микробные препараты, отвар луковой шелухи), как средства уменьшения сельскохозяйственных загрязнений.
Цветочный калейдоскоп.   Участвовать в озеленении школьных рекреаций; получить аграрные навыки, основы трудового воспитания.
Школьный сад.   Участвовать в разбивке, оформлении цветочных клумб на территории школы; получить аграрные навыки, основы трудового воспитания.
Экологическая акция «1 апреля – Международный день птиц!». Сформировать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков через изготовление гнездовий для птиц, агитационных плакатов.

Человек и его здоровье

Здоровое питание. Составить рацион питания, определить энергозатраты при различной физической нагрузке; знать натуральные источники витаминов.
Что расскажет упаковка продуктов питания? Изучить состав продуктов питания и других бытовых объектов на наличие вредных составляющих (пищевых добавок, ГМО, канцерогенов), выяснить их влияние на здоровье человека.
Оценка состояния физического здоровья. Научиться объективно оценивать состояние своего здоровье путём измерения пульса.
Прогноз погоды глазами медика (биометеорология).  Знать о профилактике некоторых заболеваний, связанных с влиянием природно-климатических условий и геомагнитных факторов.
Воздействие шума на слух. Исследовать факторы, влияющие на остроту слуха с помощью часов и плеера.
Поход в аптеку. Выяснить, как подобрать лекарственные средства финансово выгодно, основываясь на рекомендациях врача и провизора аптеки.

 

Системный характер содержания и практическая направленность курса, возможность использования разнообразных организационных форм работы позволяют эффективно развивать исследовательские и жизненные навыки учащихся, формируют их естественнонаучную грамотность, что входит в число приоритетных направлений развития современной школы.

 

Список литературы:

1. Богданова Е. П., Куприянова Т. С. Культура экологической безопасности и её формирование у детей как условие бесконфликтных отношений с окружающей социоприродной средой // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-7. – С. 162-167. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35111

2. Зоркина Т. М. Экология растений: учебно-методический комплекс, лабораторный практикум. – Абакан: изд-во Хакасского государственного ун-та им.Н. Ф. Катанова, 2006. – 60с.

3. Киселев С. А. Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 77-78. [Электронный ресурс] // URL https://moluch.ru/archive/87/16605

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: