Описание мероприятия
1.1. Цель: Развитие у детей практических навыков обращения с личными финансами.
Задачи:
· Обсудить привычные для ребенка ситуации, связанные с деньгами;
· Научить осознанно выявлять ситуации, требующие финансового решения;
· Научить оценивать последствия финансовых решений;
· Обучить основам личного финансового планирования.
Базовые понятия
доходы – денежные средства, полученные за определённый период времени,
расходы – денежные средства, потраченные на приобретение товаров и услуг,
сбережения – часть полученного за некоторый период дохода, не потраченная на текущее потребление, а сохраненная для использования в будущем,
карманные деньги – деньги, выдаваемые родителями ребенку на его личные расходы,
копилка – ёмкость или специальное приспособление для хранения и накопления монет или банкнот,
покупки – приобретение чего-либо в собственность за деньги или иные ценности,
заработок – вознаграждение за работу,
лотерея – организованная азартная игра, при которой распределение выигрышей зависит от случайного выбора,
|
|
азартные игры – игры с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей,
финансовая цель - материальный или денежный эквивалент предмета устремлений человека, для достижения которого он прикладывает определенные усилия,
финансовый план – стратегическое планирование достижения финансовых целей к определенному времени, которое учитывает личные доходы и расходы,
сбережения – часть полученного за некоторый период дохода, не потраченная на текущее потребление, а сохраненная для использования в будущем,
отложенная выгода – выгода, которую мы получаем не сразу, а спустя время.
азартные игры – игры с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей.
Краткая характеристика
Игра рассчитана на учащихся 5-11 классов. Игра не является командной, каждый ребенок играет за себя. Ведущий зачитывает ситуации, с которыми дети могут сталкиваться ежедневно, и предлагает принять решение в каждой из них. Какие-то действия принесут выгоду, какие-то приведут к потерям, но окончательно это станет известно только к концу игры.
Игра рассчитана на 45 – 60 минут (включая около 15 минут на подсчет участниками своих результатов и их озвучивание). Вместе с тем она легко масштабируется: количество ситуаций может быть больше или меньше (можно убрать некоторые из предложенных ситуаций) в зависимости от резерва времени, отведенного на мероприятие.
Также параметры игры могут меняться в зависимости от региона, возраста детей и их социальных особенностей: рассматриваемые ситуации и указанные суммы денег легко адаптируются к аудитории.
|
|
1.4. План проведения игры:
1.4.1. Вступление. Ведущий рассказывает правила игры и определяет тайминг.
1.4.2. Ведущий зачитывает поочередно каждую игровую ситуацию, просит детей сделать выбор и записать его на листе бумаги.
1.4.3. Подведение итогов. Ведущий зачитывает расшифровку результатов для каждой игровой ситуации. Дети отмечают финансовый результат рядом с каждой ситуацией и подсчитывают сумму.
1.4.4. Ведущий озвучивает, какой минимальный и максимальный финансовый результат можно получить в игре, предлагает детям озвучить свой результат.
1.4.5. Ведущий объясняет базовые понятия личного финансового планирования, опираясь на результаты игры.
Технические требования к месту проведения и реквизиту
1.5.1. Предполагается, что во время игры дети сидят на стульях. Также для удобства ведения записей детьми необходимы столы или планшеты для бумаги с зажимом, или же блокноты.
1.5.2. Для ведения записей нужны ручки или карандаши.
1.5.3. Для проведения игры не требуется дополнительного реквизита, однако наличие проектора является преимуществом, поскольку в этом случае можно демонстрировать презентацию, иллюстрирующую каждую игровую ситуацию, что сделает мероприятие более интересным для детей.
Порядок проведения мероприятия
Необходимо обозначить участникам игровую ситуацию, в которой они находятся.
Представьте, что родители выдают Вам 50 рублей каждый будний день на карманные расходы. Стандартный обед в школе стоит 30 руб., Вы покупаете его каждый день, а оставшиеся 20 рублей можете использовать на свое усмотрение.
Также дома у Вас есть копилка, в которой лежит 500 рублей – деньги, оставшиеся со дня рождения.
Игра длится одну игровую неделю. Вам будут зачитываться ежедневные ситуации, происходящие в течение игровой недели (по 2-3 ситуации за день), и Вы будете принимать решение о том, как поступить в каждой из них. Предполагается, что у Вас в каждой игровой ситуации есть достаточное количество денег для того, чтобы выбрать любой из предложенных вариантов ответа.
На листе бумаги необходимо будет отмечать порядковый номер игровой ситуации, ее краткое название и рядом – выбранный Вами вариант ответа.
Не нужно угадывать правильный вариант ответа, отвечайте так, как поступили бы на самом деле. Только в этом случае результаты игры будут иметь для Вас смысл.
Основной этап игры – инструкция игротехникам
Игротехник зачитывает номер игровой ситуации и предложенный текст, а также варианты ответа. Участники отмечают номер ситуации и выбранный вариант ответа.
Понедельник
1. «Прогулка»
Вы вышли погулять с другом (подругой). Он (она) говорит: «Что-то жарко, давай по мороженому? Я угощаю».
А) Соглашусь, Б) Откажусь.
2. «Няня» (рекомендовано для возраста 14+)
Ваша тетя, живущая в соседнем доме, просит присмотреть один час за ее ребенком, пока она будет проводить важную видео-конференцию в другой комнате. Вы уже договорились провести время с друзьями, но мама проси Вас помочь тете.
А) Соглашусь, Б) Откажусь
Вторник
3. «Котенок»
На улице девушка предлагает взять породистого котенка абсолютно бесплатно. Котенок с виду очень милый, Вы всегда мечтали именно о таком. Родители не против, но мама предупреждает: «Будешь ухаживать за ним сам(а)». Вы думаете: «Буду кормить его едой со стола. А если надоест, то можно его продать, он же породистый, а достался бесплатно».
А) Возьму котенка, Б) Нет, все-таки не возьму.
4. «Работа» (рекомендовано для возраста 14+)
Друг предлагает: «Пойдем, поработаем на автозаправке, принадлежащей моему дяде, будем стекла мыть машинам. Я там вчера 50 рублей заработал за 2 часа». Родители не запрещают, но и не в восторге: «Лучше поучи уроки или книгу почитай».