Тема: Натуральные денежные скидки и надбавки на зерно
Цель работы: Научиться проводить расчеты за зерно. Ознакомиться с базисными и ограничительными кондициями, порядком проведения натуральных и денежных скидок и надбавок к закупочной цене, документацией, необходимой при продаже зерна товарного, семенного и другого целевого назначения.
Обеспечение: методический материал.
Теоретический материал.
БАЗИСНЫЕ КОНДИЦИИ ЗЕРНА.
Базисными кондициями называют нормы качества, которым должны лтвечать созревшее, здоровое зерно и семена. Базисные кондиции устанавливают по влажности, сорной, зерновой и масличной примесям, натуре и другим показателям. Для одних культур они установлены едиными, для других — дифференцированно по почвенно–кламатеческим зонам.
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ КОНДИЦИИ НА ЗЕРНО.
Ограничительными кондициями называют показатели, отражающие допустимые пониженные требования к качеству зерна, в пределах которых зерно может быть принято. Ограничительные кондиции являются предельными, и призваны обеспечить продажу только доброкачественного зерна.
Задание:
1.Когда стали обращать внимание на качество зерна?
2.Дайте определение понятия качество зерна:
качество зерна -
3. Дайте определения понятий ограничительные и базисные кондиции:
4.Запишите базисные и ограничительные кондиции по основным культурам.
Таблица 1 – Базисные кондиции
| Культура | Влажность, %, не более | Сорная примесь, %, не более | Зерновая примесь, %, не более | Натура, г/л | Зараженность с/х вредителями |
| Пшеница |
| ||||
| Рожь | |||||
| Ячмень | |||||
| Овес | |||||
| Гречиха | |||||
| Подсолнечник | |||||
| Горох | |||||
| Кукуруза |
Таблица 2 – Ограничительные кондиции заготовляемого зерна
| Культура | Влажность, %, не более | Мелкие зерна, % | Примесь сорная / вредная, %, не более | Зерновая примесь / проросшие зерна, %, не более | Натура, г/л | Зараженность, % | |
| Пшеница 1-4 кл 5 кл |
| ||||||
| Рожь 1-3 кл 4 кл | |||||||
| Овес 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл |
|
|
|
|
| ||
|
| |||||||
| Ячмень 1 кл 2 кл | |||||||
| Гречиха 1 кл 2 кл 3 кл | |||||||
| Кукуруза 1 кл 2 кл 3 кл |
6. Рассчитайте зачетную массу зерна при продаже.
7. Дайте определение понятия натура зерна:
Натура -
8.Дайте определение понятия зерновая примесь и что к ней относят:
Зерновая примесь -
К зерновой примеси относят:
К сорной примеси относят –
9. Дайте определение понятия запах зерна, на какие группы он делится:
запах зерна –
10. Запишите запахи, связанные с жизнедеятельностью зерна:
11. Дайте определение понятия зараженность зерна:
зараженность зерна -
12. Запишите денежные сортовые надбавки за семена зерновых, масличных культур, гибридных семян кукурузы.
| Семена | 1. Категория сортовой чистоты | Класс семенного стандарта | Надбавка в % к закупочной цене |
13. Запишите порядок начисления денежных скидок и надбавок по отдельным качественным показателям при отклонении их от базисных кондиций.
14. Ознакомьтесь и запишите порядок оформления документации при продаже зерна государству:
15. Произведите расчеты за зерно ___________________________
проданное государству массой __________________________
Таблица 3 – Расчеты за зерно
| Качественные показатели | Каче ство зерна | Базис ные конди ции | Откло нение от базис. конд. (+ -) | % скид ки (над бавки) к мас- се | Зачет- ная масса | Скидка (надбав- ка) к цене, руб | Плата за сушку и очистку, руб |
| 1. Влажность, % | |||||||
| Сорная примесь, % | |||||||
| Зерновая примесь, % | |||||||
| Вредная примесь, % | |||||||
| Натура, г/л | |||||||
| Зараженность, шт/кг | |||||||
| Наличие запаха | |||||||
| Проросших зерен, % | |||||||
| Содержание клейковины, % | |||||||
| Всего скидок и надбавок |
Стоимость зерна, зачетной массы, руб _______________________
16. Произведите расчеты за сортовое зерно _____________________
проданное массой ________________________________________
Таблица 4 – Расчеты за зерно
| Качественные показатели | Каче ство зерна | Базис ные конди- ции | Откло нение от ба- зис. конд. (+ -) | % скид- ки (над бавки) к массе | Зачет ная масса | Скид ка (над бав ка) к цене, руб | Плата за сушку и очистку, руб |
| Влажность, % | |||||||
| Сорная примесь, % | |||||||
| Зерновая примесь, % | |||||||
| Вредная примесь, % | |||||||
| Натура, г/л | |||||||
| Зараженность, шт/кг | |||||||
| Наличие запаха | |||||||
| Проросших зерен, % | |||||||
| Содержание клейковины, % | |||||||
| Всего скидок и надбавок |
Стоимость зерна, зачетной массы, руб _______________________
Запишите расчеты:
Контрольные вопросы:
1 Когда стали обращать внимание на качество зерна?
2 Дайте определение понятия качество зерна:
качество зерна -
3. Дайте определения понятий ограничительные и базисные кондиции:
кондиции –
4.Запишите базисные и ограничительные кондиции по основным культурам.
Практическое занятие №16
Тема: Изучение конструкций зернохранилищ сельскохозяйственного типа
Цель: Изучение конструкции и работы ковшового элеватора.
Обеспечение: Ваттметр,тахометр, штангенциркуль, линейка L=500 м, секундомер.






