Все начинается с любви

Все начинается с любви...

Твердят: «Вначале было слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

 

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

 

Все начинается с любви,

С любви! Я это точно знаю.

Все, даже ненависть – родная

И вечная сестра любви.

 

Весна шепнет тебе: «Живи...»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься. И начнешься.

Все начинается с любви!

(Р.Рождественский)

 

Да, кстати. Дело МАЛЬЧИКИ В ГОСТЯХ У ДЕВОЧЕК проходит абсолютно без комиссаров. Они только вначале инструктируют деток, а потом, пока те волнительно общаются, предаются блаженному отдыху.

 

 

 

 

Девочки приветствуют гостей. Школа вожатых. Воронеж.

 


 


СУД

Подсудимый полностью оправдан, но повесить все-таки надо…

А.Курицын

Итак, весь сбор – это уже одна большая семья. Во время СУДА самые популярные и обаятельные дети сбора становятся объектами милых, дружеских шуток. В пятый день все любят всех, но дети, которым выпало великое счастье попасть в доносы, – самые любимые. И пусть они это почувствуют.

Суды, как коллективно – творческие дела существуют, по-моему, с 20-х годов того столетия (помните суд над Онегиным в книге Каверина «Два капитана»?), но вот предшествующую СУДУ, как таковому, процедуру написания доносов и аресты с некоторой робостью могу считать своей новинкой.

Правда, хочу предупредить, что читка отдельных доносов сильно разочаровывает в отдельных детях. Но тут одно из двух: либо у писавших действительно подлая, тщательно маскируемая на сборе натура; либо просто еще не развито чувство юмора. Но, в любом случае, бежать сразу к реке топиться не стоит.

Подготовка. Написание доносов

Во время отрядного времени отводится примерно полчаса, для того, чтобы каждый ребенок отряда написал на кого-нибудь донос. (А еще можно повесить «Ящик для доносов» прямо в столовой с первого дня сбора и читать по вечерам проявления подростковой подлости.) Доносить можно как на своего ближнего по отряду, так и на своего дальнего из другого отряда. Писать донос каждый ребенок должен в интимной обстановке разборчивым почерком (лучше печатными буквами) Подпись под доносом не обязательна, но всенепременнейше должен стоять номер отряда доносчика. Написанные доносы сворачиваются и опускаются в «Ящик. После написания индивидуальных доносов комиссары отходят в сторонку, а дети сочиняют один-два коллективных доноса на своих и других комиссаров. Этим доносам также находится достойное место в упомянутом «Ящике».

Потом каждый отряд должен выдвинуть из своих рядов одного Адвоката для участия в будущем процессе. Понятно, что Адвокатом должен быть самый красноречивый и остроумный ребенок отряда. Он должен четко понимать свою истинную задачу: не столько убеждать суд в невиновности подсудимого, а больше развлекать почтеннейшую публику. И никакой железной логики не требуется.

Дети – натуры увлекающиеся, и очень часто такие действа, как СТРАТЕГИЯ и СУД, начинают воспринимать всерьез. Был случай, когда одну девочку судили за шпионаж в пользу инопланетян, и мне пришлось волей Старшего комиссара прервать процедуру, так как участники процесса стали не на шутку горячиться и переходить на личности: «Ты шпионка!», «От шпиона слышу». А еще помню, как искренне, до истерики, возмущались девочки, когда судья не вынес оправдательного приговора одному симпатичному пареньку, обвинявшемуся в разбитии тридцати девичьих сердец. Комиссару-судье это припоминали еще года два после сбора. Но, все-таки это – исключения, предмет исследований господ психологов.

 

Примеры доносов

 

Уважаемый господин Прокурор!

Доношу до Вашего сведения, что ребенок третьего отряда Вася является разбойником. Так, сегодня ночью, он обманным путем проник в спальню девочек четвертого отряда и потребовал у них еды, угрожая им не уйти до утра. Получив желаемую булку, упомянутый Вася слопал ее, но не удовлетворился, и потому стал развлекать всех разговорами, вызывая нездоровый хохот и нежелание спать. Прошу осудить этого бандита, а то я сегодня ночью сам отправлюсь к девочкам.

Имя свое подписывать считаю лишним.

 

Г-н Прокурор!

Ленка из второго отряда ведет себя так, будто она красивше всех. Если суд с ней не разберется, то я с ней разберусь сама.

Клеопатра.

 

Уважаемый господин Прокурор!

Спешу донести, что вчера Рома из первого отряда, находясь в лесу, распил с собакой спиртной напиток (кефир), и по предварительному сговору с ней совершил бандитское нападение на зайчика, который вышел погулять. Гражданин Рома сделал это с помощью неустановленного предмета (ружья) Нанеся зайчику три огнестрельных ранения, (а может и четыре), он попытался найти его с целью надругаться за обедом. Но не сумел. И поэтому, надругавшись матом над собакой, скрылся с места преступления. А бедного зайчика подобрали пионеры, занимавшиеся в лесу юным натурализмом.

Активист общества борьбы с обществом по борьбе с зайцами.

 

Дарагой госпадин Пракурор!

Даношу до Вашева свединья, што Света из васьмого атряда постояна строит гласки маему другу Коле. Это выводит ево из душевново равнавесия и мешает отдаватца делу сбора са всем пылом. К таму же он двоешник. Прашу в судебном парятке принудить вышеупомянутаю Свету прикратить иё преступную детельность. В канце канцов, гласки строить можно и болие умным пацанам, например, мне.

С уважением.

 

Молчать не буду! Граждане! Наш прокурор взя-ятки бере-е-ет!!!

Попробуй поймай.

 

После этих актов доносотворчества проводятся другие мероприятия сбора, пока доносы читаются и редактируются.

 

Проведение

Незадолго до начала СУДА в каждый отряд является судебный Пристав и громогласно спрашивает: «Кто из вас будет гражданин Рома?.. Гражданин Рома, Вы арестованы по обвинению в убийстве зайчика. Прошу следовать за мной!». Удивлению мальчика Ромы, как правило, не бывает предела. Кто донес? В чем обвиняют?

Все арестованные доставляются в следственный изолятор, где их ждут Адвокаты. Там им, наконец, вручается текст доноса, повергая в шок чудовищностью обвинений. Ознакомившись с доносом, Обвиняемый выбирает себе Адвоката, с которым обговаривает тактику поведения на процессе. В Адвокаты, боже упаси, нельзя выбирать членов своего отряда.

А в это время у зала суда снуют назойливые репортеры, стоят полицейские. Готова скамья для подсудимых и пр. Арестованные проходят сквозь полицейское оцепление, на которое наседает бушующая толпа. Одна половина скандирует: «Все сядут!», вторая: «Свободу невиновным!» Зрители занимают свои места. Судебный Пристав объявляет: «Встать, суд идет!» Судья и Прокурор – комиссары, все остальные – дети.

 

Порядок процедуры

а) прокурор зачитывает донос;

б) обвиняемый и его адвокат занимают свои места;

в) вопросы судьи к подсудимому;

г) вопросы прокурора;

д) вопросы адвоката;

е) вызов свидетелей и их допрос;

ж) речь прокурора;

з) речь адвоката;

и) последнее слово подсудимого;

к) судья: «Суд удаляется на совещание… (задумывается на несколько секунд, глядя в потолок) Суд посовещался… Гражданин Вася, вы признаны виновным в разбойном нападении на спальню девочек и завладением булки сдобной. В целях пресечения подобного вы приговариваетесь к публичному исполнению арии Кармен с булкой во рту. Приговор привести в исполнение немедленно»;

л) исполнение приговора.

 

Приговоры у нас, как известно, выносятся еще до суда. Поэтому при разработке приговора, следует стремиться к разнообразию и шоу. Один раз подсудимого или свидетеля следует подвергнуть пытке. Путем исполнения ему песни безголосым ребенком.

Еще раз повторюсь. Ни прокурорам, ни адвокатам, ни судьям не нужно сильно докапываться до истины и соблюдать логические связи. СУД, повторяю, – это шоу. И чем эмоциональнее и нелогичнее будут вести себя противоборствующие стороны, тем художественнее пройдет дело. Ошибка, которую могут совершать комиссары: они иногда увлекаются, звездятся сами, не давая детям слова сказать, сводя их роли к положению статистов. Это недопустимо. Практически все реплики Судей, Адвокатов и Прокуроров должны носить характер вопросов, тогда в центре внимания будут дети, а не комиссары.

 

Это дело иногда проходит очень весело, а иногда – не очень. Импровизация – она на то и импровизация, чтобы быть непредсказуемой. Но в этой непредсказуемости и есть его великая прелесть.

 


Суд. «Преступник» на скамье. Сбор «Белый гусь»

 

В конечном итоге, СУД – это просто капустник на местные темы. Я уже обращал ваше внимание, что на протяжении всего сбора мы учим детей: брать объекты для творческого осмысления из окружающей действительности, а не паразитировать на бесконечных пародиях на телепередачи. В голову это детям никогда не приходит, первое, что им приходит в голову – телепередачи. Но не то печально, что это не приходит в голову детям; печально, что это не приходит в голову вожатым.

Бывают приятные исключения. В одном лагере под Питером я присутствовал на Вечернем деле под названием «Конкурс журналистов». Несколько команд соревновались в делании репортажей, выпусках новостей, зачитывали «острые» статьи. В зале все время звучали смех и аплодисменты, а я буквально повизгивал от счастья, так как все вожатско-детское творчество было только на свои родные, лагерные темы: «Директор лагеря Наталья Петровна, заявила, что собирается внести в Госдуму законопроект о сокращении лагерных смен до одного дня, так как вожатые устают, а дети скучают по дому». Ну, разве не прелесть? Мой радостный привет ребятам питерского педотряда, увы, забыл его название.

СУД – это про свое, родное, смех здесь громче, заразительнее и здоровее!

 

 

Но и это Дело уже подошло к концу. Пора поприсутствовать на ИТОГОВОМ СОБРАНИИ.

 

 


 

 



ИТОГОВЫЕ СОБРАНИЯ

 

Об изыскании внутренних резервов нам доложит начальник транспортного цеха.

М.Жванецкий

 

Вообще-то лично мне всегда было интересно: какое дело на сборе больше всего детям понравилось, а какое не покатило никак? ИТОГОВЫЕ СОБРАНИЯ – не столько для детей и комиссаров, сколько для методистов.

Поэтому во время ИТОГОВЫХ СОБРАНИЙ в отрядах каждому ребенку вручается листок с отпечатанным на нем списком всех дел, которые уже проведены на сборе. Далее ему предлагается взять ручку и вычеркнуть ровно из этого списка половину наименее понравившихся.

Статистикой можно заняться после сбора. Однако не следует думать, что среди вычеркнутых дел будут никуда не годные. Любое, даже, может быть, не самое веселое и эмоциональное дело, льет воду на нашу педагогическую мельницу, все пригодится в нашем воспитательном хозяйстве.

Ну, а что касается самого ИТОГОВОГО СОБРАНИЯ, то здесь от отряда выбирается один выступающий для общелагерного собрания. Выступающий должен в своей речи донести обобщенное мнение отряда по все тем же вопросам:

а) что было на сборе хорошо?

б) что было очень хорошо?

в) что было на сборе хорошо, но не очень?

г) что совсем не хорошо?

д) что за ерунду вы нам подсунули в виде?..

е) пусть комиссары при подготовке следующего сбора учтут, что…

ж) а в целом, нам здесь было…

Обычно на таких собраниях выступающие попросту «звездятся», надувая щеки. И если из критической части их выступлений можно извлечь много полезной информации, то конструктивная, как правило, хромает и состоит, в основном, из глупостей. Иногда просто уши вянут, и хочется разочароваться в человечестве, послушав, что предлагают дети после того, как вы с ними пять дней провозились. Будьте готовы выслушать много вздора и богомерзкой ереси. Они будут говорить про свободное время и дискотеки, про то, что мало общались с другими отрядами и постоянно съезжать на бытовые проблемы. Самые страшные дети – это те, которые уже бывали на каких-нибудь сборах. Первая любовь – она самая сильная, поэтому «ветераны» будут говорить: «А вот у нас на «Звездном…». Хотя бывает и другое:

Юля, Воронеж

«Я съездила на «Данко», мне там стукнуло 15 лет, и я была, конечно, в безумном восторге. Я точно знала, что это лучший сбор в мире, а комиссары самые клевые… В первые часы на «Гусе» я скептически хмыкала и говорила: «А вот на «Данко…» Но через три дня совсем другие истины открылись мне и тот примитивный сборик, который меня так пленил, теперь вспоминается с юмором…»

В конце концов, они еще подростки, а, следовательно, прекрасно знают как «не надо». С синтезом идей дело у них обстоит гораздо туже. Но ведь это и не их забота, а нашего брата – разработчика и методиста.

Однажды на таком СОБРАНИИ я обратился к участникам: «У меня к вам один вопрос. Сегодня в одном из домиков нашей турбазы я увидел на стене сделанную маркером надпись, оставшуюся с лета. Она гласила: «Здесь в июле 20… года классно отдыхали клёвые девчонки Юля, Даша и Настя. Наш домик всегда был открыт для друзей и тусовки». Вот я и думаю. Если бы мы привезли вас сюда на пять дней и предоставили обычный молодежный набор: т.е. вы бы с утра до ночи сидели по домикам и потягивали пиво, играл бы магнитофон, тренькала гитара и танцы до упаду – вы наверняка остались бы очень довольны и уехали бы отсюда с чувством глубокого удовлетворения без всех этих напрягов с творческими делами. Так стоит ли заморачиваться со сбором, расписывать дни по минутам, если вы и без всего этого были бы очень довольны?» Они сказали: «Да, это так. Но теперь, если бы нам предложили выбрать между просто отдохнуть-потусоваться и лагерным сбором – мы ни за что бы не выбрали первое. Вы посадили нас «на иглу» и нам теперь невозможно представить все по-другому…»

И все-таки согласимся: собрать подростков в лагерь, включить музычку и предоставить их самим себе – несоизмеримо легче. А ведь есть «сборы актива», где тусовочные вопросы по принципу: «как бы нам детей не обидеть и не дать им перетрудиться» решаются замечательно:

Владимир. Пермь

Мне надоела та лабуда, которая у нас называется «школа актива». То, что у нас происходит – это просто тоска. Политруки не компетентны, не педагогичны, сами приехали отдохнуть (вечером пьянки, гулянки) Дети по ночам бродят, где попало, пьют и курят, а утром, естественно, с трудом встают. Те, кто ездит не первый год – просто деды, пытаются командовать и рулить, а политруки злятся на них, орут и вешают всех собак. Для участников – это некая тусовка (все равно что, лишь бы потусоваться), для организаторов – повод весело провести время (всех построить, почувствовать себя начальниками, удовлетворить свои болезненные амбиции, а ночью устроить свою тусовку – попить, поесть и т.д.) Может я сгущаю краски, но вот противно там…

Не понимаю, чем не доволен Владимир? Ведь детям-то хорошо, комиссары тоже проводят время отлично… А если без иронии, то конечно грустно мне и странно читать такие письма. Данный педотряд наверняка управляется при помощи гнилой демократии и там очевидно сильный переизбыток комиссаров. Спасти дело может только заговор здоровых сил, которые осуществят переворот и установят диктатуру. Как только диктатор укрепит свою власть – он должен незамедлительно избавиться от тех, кто его к этой власти привел. Такую логику действий нам подсказывает история; вспомним Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна… Когда юный Наполеон принял командование своей первой армией – полностью разложившейся, голодной, раздетой, разворованной интендантами – он очень быстро навел в ней образцовый порядок. Каким образом? Почитаем его донесение в Париж: «Приходится много расстреливать…» Этот совет я и хотел бы дать Владимиру из Перми: «Нужно много и часто расстреливать!»

Когда подходили к концу уже многократно помянутые давние времена, мы, юные комиссары, вздумали, согласно тогдашней моде, поиграть на сборе актива «Эврика» в демократию. Все решали дети, роль комиссаров сводилась к ненавязчивому даванию рекомендаций. Дети избрали Совет сбора, и тот мог утвердить на заседании план следующего дня, а мог и не утвердить. Он мог вообще нарисовать план с чистого листа, что и сделал на третий день. А еще на третий день Совет сбора издал постановление, чтобы его членам накрывали в столовой отдельный стол и приветствовали салютом. Но самое главное – план. У нас волосы встали дыбом, когда мы его прочитали. План третьего дня предусматривал: поход на речку (2.5 часа), тихий час (2 часа), суд над комиссарами (не путать с вышеописанным СУДОМ, все на полном серьезе, дети недовольны «диктатом» комиссаров и будут их судить), вечер творчества группы «Сектор газа» (воронежская панк-группа), ну а завершить день предполагалось… вы поняли чем.

Мое терпение лопнуло. И хоть не был я тогда Старшим, но во время «суда над комиссарами», когда в очередной раз прозвучало «они на нас давят, это не демократия» – взял микрофон и сказал: «Всем спасибо, а сейчас отряды подходят к своим комиссарам, они вам скажут, что делать дальше»... Как миленькие встали и пошли в указанном направлении. Совет сбора в тот вечер не состоялся, и вообще больше никогда не состоялся, а на утренней линейке Дежурный комиссар зачитал план четвертого дня.

Оставшиеся пять дней прошли радостно и счастливо, ни дети, ни комиссары старались не вспоминать о тех трех днях идиотской «демократии». С тех пор мне никогда не приходило в голову доверить детям решать хоть какие-нибудь вопросы, касаемые организации сбора

Но не будем о грустном. Во время СОБРАНИЯ Старший комиссар внимательно слушает выступающих ораторов, одобрительно кивает, делает вид, что записывает всю критику и все предложения. Потом берет слово и, пункт за пунктом, не оставляет от всего вышесказанного камня на камне. Смысл выступления Старшего комиссара сводится к тезису: «Без вас, дурачки, как-нибудь разберемся в деле улучшения сборов. Предлагаете вы глупости, одни только глупости и ничего, кроме глупостей». Но эта мысль в его выступлении должна быть глубоко эзоповой, тактичной и дипломатичной.

 

ИТОГОВОЕ СОБРАНИЕ – сугубо деловое мероприятие, не преследующее никаких иных задач, кроме методических и... развлекательных. Очень уж забавно выглядят детки, преисполненные глубокомысленной важности.

 

 


 

 


НОВЫЕ ОТРЯДЫ

 

Здесь все мне близко и знакомо

Все в биографии моей

Дверь комсомольского райкома,

Семья испытанных друзей

Из песни

 

На каждом сборе наступает момент, когда хочется оглянуться на пройденное и вновь пережить те многочисленные события, которые произошли за несколько дней. По-разному называются эти дела, но суть дела НОВЫЕ ОТРЯДЫ в том, что каждый «отряд» берет какой-нибудь эпизод из жизни сбора и творчески его представляет на сцене. Все то же творчество на местные темы. Эти пародии, как правило, проходят весьма душевно. И это все?.. О, нет!

Мы, такие сякие, представьте себе, пристегнули к этой ностальгической задаче еще небольшой элемент психологического садизма. Страшно потрясли нас результаты НОВЫХ ОТРЯДОВ. До этого Дела каждый ребенок, как и положено истинному патриоту, гордился своим отрядом и считал его самым лучшим и ни за что не хотел променять его на какой-нибудь другой. Ну, в самом деле – есть на свете отряд круче нашего тринадцатого? Нет и быть не может! И не уговаривайте меня, сказал, не пойду! И тут…

НОВЫЕ ОТРЯДЫ вносят в детские мозги сильнейшую сумятицу, и стройная картина мира, в которой так все было ясно, дает существенную трещину.

 

Был этот мир туманной мглой опутан

«Да будет свет!», – сказал Господь. Явился Ньютон.

Но Сатана недолго ждал реванша

Пришел Эйнштейн и стало все как раньше.

 

Всего на пару часиков ребенку предлагается побыть в другом отряде с другим комиссаром. И он соглашается, не замечая подвоха.

Допустим, у вас на сборе шесть отрядов, на каждом из которых стоит по одному комиссару. Теперь переформируем отряды заново. Образуются новые временные отряды с 7-го по 12-ый.

Как их переформировать? Напомним, что у нас на сборе шесть отрядов.

Для примера рассмотрим, как это происходит в третьем отряде, на котором стоит комиссар Федя. Федя делит свой отряд на пять групп так, как он хочет, исходя из принципа равного представительства девочек и мальчиков в каждой. Потом говорит: «Эта группа станет составной частью нового 7-го отряда, эта – 8-го, эта – 10-го, эта – 11-го, а та – 12-го. Сам же я стану временным отрядным комиссаром временного 9-го отряда, куда ни один из вас, как вы заметили, не попал. Не скучайте по мне и друг другу. Через пару часов встретимся».

Дети прощаются с Федей почти на два часа и расходятся по своим новым отрядам. Творческая же цель для вновь образованных отрядов остается традиционной. Каждый получает один из дней сбора и пытается творчески представить все то, что в этот (уже бесконечно далекий) день было. Но перед тем, как приступить к осуществлению этой задачи, Отрядные комиссары проводят небольшое ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ (с часок) – ну как будто дети только что заехали. То есть: очень динамичную ИГРУ НА ЗНАКОМСТВО, парочку быстрых КТД, молниеносное РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ, оперативную СПЕВОЧКУ, а потом – мозговой штурм и репетиция творческого задания. Словно время вернулось назад.

Потом отряды собираются на эстраде (их номера 7, 8, 9, 10, 11, 12), выступают, а после выступления расходятся на маленький итоговый ОГОНЕК новых отрядов. Прощание – и все идут к своим старым отрядам.

Эффект всегда получается самый потрясающий. Я не буду больше ничего описывать, но если кто-то из вас, уважаемые коллеги, осуществит дело НОВЫЕ ОТРЯДЫ, то он откроет для себя много интересного. И у детей и у комиссаров будет море впечатлений и впечатлений неожиданных.

Когда я первый раз попробовал НОВЫЕ ОТРЯДЫ, то был в полном восторге от этой находки, чего и вам желаю.

 


 

 


ГОРОД ИСКУССТВ

 

Искусство принадлежит народу.

В.Ленин

 

Я не вижу никакого смысла скрывать: страсть, как обожаю такое дело, как ГОРОД ИСКУССТВ, и стараюсь его втереть, куда только можно. Уж право и не знаю, за что я его так люблю, но каждый раз при проведении испытываю огромное наслаждение от целого водопада совместного творчества детей и комиссаров, который низвергается со сцены. Это настоящий пир искусства.

Всего пару часов существуют временные творческие группы, у которых одна единственная цель – создать произведение определенного жанра, и цель эта, как правило, достигается с очень хорошим результатом. Все дело, видимо, в сильном недостатке времени, который ну очень стимулирует мозговую извилину, а также в том, что каждый участник творческой группы знает, что она (группа) очень скоро перестанет существовать, поэтому никто не отвлекается на неделовое общение.

Уже было отмечено, что при работе с детьми каждое творческое дело нацелено как минимум на два результата: педагогический и эстетический. И очень часто один противоречит другому: либо одним приходится жертвовать, либо другим. Например, при подготовке вечера ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ весь отряд, хоть разбейся, на сцену не выведешь без ущерба для качества постановки. ГОРОД ИСКУССТВ же позволяет безболезненно решить обе эти задачи с максимальным творческим результатом и минимальными воспитательными потерями.

Перед нами примерный список жанров в самых разных областях искусства:

 

1. Цирк 8. Икебана
2. Опера 9. Театр моды
3. Балет 10. Частушки
4. Поэзия 11. Видеоклип
5. Эстрадный танец 12. Театр миниатюр
6. Авторская песня 13. Пантомима
7. Сценическая драка 14. Шумовой оркестр

 

Во время распределения Отрядный комиссар зачитывает детям список жанров и предлагает каждому выбрать тот, в котором он чувствует себя наибольшим специалистом. Ведь кто-то занимается танцами, кто-то в цирковой студии, а кто-то пишет стихи. Если уж попадается ребенок, не чувствующий себя уверенно ни в каком жанре, то всех приютит шумовой оркестр.

В назначенный час все отряды собираются в одном месте, и комиссары, ответственные за произведение данного жанра, по одному выходят перед толпой, поднимают вверх руку, восклицают что-то вроде: «Кто записался на балет? За мной!» и уводят образовавшуюся группу в репетиционное место.

Далее у каждой компании всего полтора часа, чтобы придумать и отрепетировать номер в рамках отведенного им жанра. Кажется, что это безумно мало, и это действительно так. Я еще не помню случая, чтобы в момент, когда нужно было окончить репетиции и собраться на эстраде, ко мне не подбегали бы комиссары и дети и не умоляли дать еще десять минуточек, потому как еще ничего не готово.

Но тем не менее, когда охрипшему Дежурному комиссару все же удастся согнать всех циркачей и музыкантов (репетиции продолжаются на ходу), то тут, как правило, и происходит великое чудо искусства.

 

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, уважаемые гости самого прекрасного города на земле – Города искусств. Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию, которая, как мы надеемся, запомнится вам надолго. Мы посетим с вами улицы и переулки, площади и набережные, скверы и парки… и везде вас гостеприимно встретят самые талантливые жители нашего города. Итак, за окнами автобуса появились первые кварталы. Сделаем остановку. Это – бульвар Поэтов.

Затем следует очередь тех, кто выбрал для себя жанр «Поэзия». Конечно же, звучат стихи. Может быть, свои, а может и бессмертные строки великих поэтов. Может быть наизусть, а может, и с томиками в руках. Может быть цельная композиция, объединенная общей идеей, а может, и просто стихи. Главное здесь – чувство меры и безукоризненный вкус, которым, конечно же, в полной мере обладает комиссар, отвечающий за данный жанр.

А потом, на сцену выйдут жители улицы Песен. И дети впервые за весь сбор услышат и будут потрясены тем, как может звучать песня, если ее исполнять, попадая в ноты и на несколько голосов…

 

 

Город искусств. Песенная площадь. «Зеленый гусь»

 

Путешествие по ГОРОДУ ИСКУССТВ продолжается. За час участникам экскурсии предстоит побывать и на площади Видеоклипов, и в переулке Авторской песни, и в Цирке, и в большом Оперном театре.

А закончить путешествие можно песней:

 

Искусство

Если вам, сударь, печально и грустно –

Здесь распрягите коней.

Вас приручит и согреет искусство

В этой таверне своей…

 

Девочка, двигайся ближе к камину

Смело бери ананас

Пейте, милорды, шипучие вина

Платит искусство за нас.

 

Вместе за круглым столом соберемся

Ярко пылает камин

Песня, и та для искусства поется

Старая песня как мир.

 

Множество раз доводилось мне проводить ГОРОД ИСКУССТВ, и не было случая, чтобы я не отбивал себе ладони и не толкал бы от восторга соседку локтем, глядя на грандиозный фейерверк творчества, рожденный всего за полтора часа сложением талантов детей и комиссаров. Проводите ГОРОД ИСКУССТВ везде, где только сможете, взамен усилий получите колоссальное, не сравнимое ни с чем наслаждение.

А последний день сбора неуклонно движется к финалу.

 

Город искусств. Безмолвная улица. Школа вожатых. г.Воронеж

 


 

 


ПОСЛЕДНИЕ ОГОНЬКИ

 

За что же, не боясь греха

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку.

И.Крылов

 

Эти огоньки иногда еще называют: «Расскажи мне обо мне». Как они проводятся – широко известно. Не я их придумал и не могу сказать, что я в сильном от них восторге (может быть, именно потому, что не я их придумал), но детям нравится, а нам, взрослым, уже не дано ощущать то, что чувствуют подростковые души.

Про каждого ребёнка говорят сначала трое желающих, а потом – трое тех, кого ребёнок выберет.

Может и есть сермяжная истина в том, что на ПОСЛЕДНЕМ ОГОНЬКЕ дети обсуждают и характеризуют друг друга. В большинстве случаев это представляет собой игру «Кто кого лучше похвалит». Но с другой стороны, все это можно назвать и святой ложью. Про каждого ребенка отряда, как правило, говорится только хорошее, иногда искренне, иногда – не очень, но с другой стороны, часто ли мы слышим от окружающих похвалу?

Изредка бывает, что вдруг возникает цепная реакция критики. Негатив нарастает как снежный ком и получается то, что хорошо описано в нашумевшей некогда книге Ю.Тынянова «Ночь после выпуска».

Так что, пусть они будут – эти ПОСЛЕДНИЕ ОГОНЬКИ, в большинстве случаев, с неуемными дифирамбами в адрес друг друга, и изредка – с резанием правды-матки. Но в большинстве случаев, во время этих «откровений» дети хорошо чувствуют истину: выяснять отношения – значит, их испортить, поэтому лучше и безопаснее ограничиться комплиментами. Именно тогда ощущаешь правоту великого Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры…»

Лично я во время этих ПОСЛЕДНИХ очень быстро сруливал с темы «А теперь я хочу услышать, что думает обо мне Жужик» на просто болтовню в стиле «куда вывезет». И всегда хорошо получалось. На ПОСЛЕДНИХ ОГОНЬКАХ очень чувствуется, что больше никогда отряд вот так не соберется, и поэтому такой огонек непременно затягивается часа на три с половиной.

Не наобщались, что ли, за неделю?

Во всяком случае, несмотря на то, что наконец-то всех детей ждет вожделенная музыка и танцы, которых они с пеной у рта требовали в первый день, не знаю почему, но дети к этому счастью не очень спешат.

Повторяю – не знаю почему.

 


НОЧНОЕ КАФЕ

 

Любимая, да ты и собеседник.

В.Вишневский

 

И вновь вернемся к тому же вопросу.

Любой вожатый (из обычного лагеря) скажет вам, что главный предмет вожделения детей – дискотека. На дискотеку молятся, дискотекой награждают, отменой дискотеки наказывают, и нет наказания страшнее.

Было бы большой наивностью объяснять причину этой страсти детской меломанией и невозможностью куда-то деть энергию. Возможно, дети сами думают, что главное, зачем они ходят на дискотеки – послушать музыку и потанцевать. Только почему-то очень, очень редко я видел девичники, на которых девочки включали магнитофон и танцевали. Мальчишников же с танцами не бывает никогда.

«Половой вопрос» долгое время не замечался методистами по работе с детьми в пионерском лагере. Считалось, что у нас мальчик с девочкой гуляют по улицам и разговаривают о том, как помочь родной школе собрать побольше металлолома. В то же время педагоги и вожатые старались не видеть того, что происходит на школьных и лагерных дискотеках. Видели, но не знали, как реагировать. Ну, не было на эту тему установок партии. Ни в каких пособиях не сказано, что должен делать педагог, ели видит, что Он и Она очень плотно друг к другу танцуют.

Природа подростков берет своё. Какую бы интересную и насыщенную жизнь вы бы своим питомцам не предложили, чему бы нужному и полезному не научили, в конечном счете, в памяти у них останется только одно: кто на кого как смотрел и кто о ком вздыхал. Помимо того, что они просто подростки, объекты нашего воспитания, они, в первую очередь, всё-таки мальчики и девочки, и в последнюю ночь нет им дела ни до какого другого вопроса.

Всю неделю они честно, с вдохновением делали всё, что им было предписано, и теперь требуют награды – ночи любви. А ночь любви – это она, дискотека.

Во время нее, родимой, дети относительно свободно могут окунуться в мир своих сердечных переживаний. Идет большая ярмарка женихов и невест, образуются и распадаются парочки, выясняются отношения, соблюдаются ритуалы.

Страдают некрасивые и робкие, упиваются собой мальчики-нарциссы, стреляют глазами профессиональные кокетки… Сцены ревности, дуэли, уличения в измене, смех и слезы... Много чего бывает на дискотеке. Но над всем царствует человеческая Пошлость.

Дискотека – это, прежде всего, надежда. А вдруг произойдет?! А вдруг?

Вожатые и воспитатели могут как угодно лишать детей этого любовного пира, но последняя ночь в лагере – это святое. Отменить дискотеку в последнюю ночь не решится даже самый крутой начальник.

Когда-то и мы, окончив ПОСЛЕДНИЕ ОГОНЬКИ, включали музыку… Некоторые дети и комиссары были в шоке: «Как будто не было шести дней сбора. Всё вернулось назад…»

Последняя ночь. Первые час-два все до исступления танцуют в своих лучших нарядах. Затем поле битвы начинают покидать первые парочки. Отвергнутые продолжают танцевать еще яростнее. Всё разбредается, всё трещит по швам. Покинутые, никому не нужные комиссары, горько сетуя на свою позабытость-позаброшеность, молятся, чтобы в эту ночь не случилось бы чего. Едва небо начинает светлеть, парочки начинают возвращаться. Их всего несколько – членов элитарного любовного клуба. Остальные, не обретшие своих половин, страдают и делают вид, что не завидуют. От многих пахнет… Свобода…

 

Вся методика-педагогика, сделавшая, казалось бы, переворот в детских душах, оказывается отброшенной в день первый: «Хватит, господа комиссары, мы честно всю неделю играли в ваши детские игры, достаточно...»

Много мы чего перепробовали, пытаясь втиснуть «половой вопрос» в приемлемые рамки, пока не придумали НОЧНОЕ КАФЕ.

Рассказываю.

Итак, пока Отрядные комиссары проводят с отрядами огонек «Расскажи мне обо мне», все остальные, в срочном порядке, оборудуют и украшают кафе (т.е. столовую). На каждый столик ставится свечка (да простят нас снова пожарные), кладется меню (выбор сладостей и напитков зависит от материальных возможностей сбора). Организуется буфетная стойка.

Помните ВЫПЬ? Каждый ребенок заработал определенное количество «фофигов», которые и потратит. А хочешь иметь «фофигов» еще? Пожалуйста! Во время КАФЕ, несомненно, найдутся дети, которые согласятся часок поработать официантами, швейцарами, «певичками», вышибалами, танц-боями и танц-герлами. (Задача последних: приглашать на танец некрасивых, позабытых-позаброшенных, обделенных вниманием.)

Цены на еду и услуги должны быть разумными, исходя из денежной массы на руках «населения». Однако их (фофигов) должно все-таки чуть-чуть не хватать, дабы был мотив их зарабатывать.

Итак, кафе открывается. У входа стоят приветливые швейцары, между столиками порхают официантки. Имеется также небольшая эстрада для желающих спеть вместе чего-нибудь пол «минус» или караоке. Для азартных работает шуточное казино: игра в шашки-поддавки, «рулетка» – обычная строительная рулетка, которую вращают на голом столе; жульничает «напёрсточник» – у него теннисный шарик и три прозрачных стакана; «боулинг» – пластиковая бутылка никак не хочет катиться куда надо; барабан с билетиками и надписью «БезВЫиграшная лотерея «Анти-лохоторон». Чем больше билетиков купишь, тем больше ты не лох»; есть аэро-хоккей» – нужно теннисный шарик задуть в ворота. Проводятся конкурсы: «шахматных танцев», «на лучшую плохую песню», «имени миссис Хадсон», «комплимент с первого взгляда» – много чего можно понавыдумывать в НОЧНОМ КАФЕ. Пусть будет удовлетворено максимум потребностей и интересов.

Главное ведь совсем не это…

Главное – танцы. Внимание! Все мелодии должны быть только «медленными» (!) и звучать негромко, чтобы можно было общаться, не крича друг другу в ухо. Любая просьба поставить «быстрый» танец отметается без объяснений. Сидящему за пультом радисту на этот счет даются жёсткие… нет, очень жёсткие инструкции, с угрозами и запугиванием… нет, лучше всего, к радисту приставить двух дюжих комиссаров с дубинками! Это основная идея НОЧНОГО КАФЕ и никаких исключений.

При изобилии медленных и тихих мелодий каждый мальчик по нескольку раз за ночь успевает перетанцевать со всеми девочками, пересидеть за всеми столиками в самых разных компаниях. Во время НОЧНОГО КАФЕ все очень ненавязчиво. Хочешь подсесть к девочке, которая понравилась, порасспросить, что она делает в следующее воскресенье? Изволь. Поучаствовать в конкурсе певцов и танцоров? Нет проблем. А хочешь продуться в пух и прах в «рулетку» или, наоборот, стать миллионером?

Принято считать, что в подростковом возрасте все детки поголовно озабочены любовным томлением. На первом НОЧНОМ КАФЕ я был удивлён, увидев, что это совсем не так, что довольно много деток всю ночь просиживали в «казино» или до хрипоты звездились в «караоке», не обращая никакого внимания на противоположный пол.

Помню, как за наш с комиссаром Юлей столик подсела одна девочка и мы всё НОЧНОЕ КАФЕ проговорили о театре и Шекспире (не прошли даром ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ). Её постоянно приглашали танцевать, но она всем оказывала. До самого рассвета мальчики и девочки общаются, общаются, общаются…

С первыми лучами солнца все постепенно подтягиваются к корпусу, пытаются посидеть компаниями, но засыпают, где попало.

Половой вопрос, конечно, если не полностью решен, то сильно притуплен. Опять же комиссары при деле. Главную задачу, которую неустанно надо решать во время НОЧНОГО КАФЕ, очень хорошо сформулировал Бегемот в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова: «Не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, только не невнимание. От этого они захиреют».

Но музыку пора выключать…

Светает. В девять утра в лагере мертвая тишина. Палаты настежь. Из многих вынесены матрасы (матрацы?) и на них, как попало, спят; по отдельности и вповалку, в обнимку и отвернувшись, сопя и взбрыкивая, счастливо улыбаясь и тревожно хмурясь, такие милые и любимые дети.

Пробуждение будет ужасным.

 


Комиссар Аня. «Ну, кто меня пригласит на танец?»

 


 

 



РАЗЪЕЗД И ПРОЩАНИЕ

 

Не обессудьте... Расставанья муку

Не мы создали и не нам судить.

Разлука, брат, – тяжелая наука,

Век проживешь, стараясь изучить.

С.Данилов

 

Только вчера занимали койки и обижались на комиссаров за «идиотские» порядки, и вдруг это страшное слово – «разъезд».

Не может быть! Мы не верим!

День разъезда весьма прозаичен и бестолков. Уборка корпусов – будь она неладна, горы выносимого мусора – гори он огнем, учет наволочек – пропади они пропадом (что, впрочем, те успешно и делают). Бдение на чемоданах, обмен телефонами. Глупые дети назначают время и место встречи отрядов. И как я всегда не убеждаю, что не нужно отрядам встречаться в городе, все бесполезно.

Ну правильно… Так хочется продлить очарование. Но не продлится оно, как ни цепляйся за последние секунды.

Чудес не бывает нигде, в том числе и в педагогике... Очень скоро городская жизнь возьмет своё. Уже на первую встречу кто-то не придет (день рождения соседа, шейпинг, секция кройки и шитья…). И с каждым разом круг энтузиастов будет редеть, и будет непонятно, куда делось «то» настроение и «те» ощущения.

Такова жизнь: либо се ля вы, либо се ля вас. Лучшие из лучших будут приглашены участвовать в работе постоянно действующего городского штаба. И через месяц их останется четверть. Если кто-то понял, что такая жизнь – это его, то можно подумать о том, как через год-другой примерить комиссарский значок… И это, в конечном итоге, всё. А что? Кто-то думал, что сборы изменят человечество?

Но как сладок был этот сон, как прекрасен мираж, как азартна игра!

Все-таки воспоминания и мечты – совсем не одно и то же. А пока сидим на чемоданах. Сейчас пройдет ЛИНЕЙКА ЗАКРЫТИЯ, и по автобусам.

Последняя линейка должна избежать двух крайностей. С одной стороны, обычные шутки и приколы на этот раз будут неуместны, а с другой – нагнетать истерику прощания тоже не следует. Нормальная, деловая линейка. А впрочем, поплакать, пожалуй, можно. Настоящее расставание происходит уже в городе.

Выходим из автобуса. Рюкзаки в центр. Прощальная песня, гитарные аккорды под звуки всхлипов. Комиссары вступают в круг и обходят всех детей, пожимая им руки и целуя в мокрые щеки. Ведь слезы льются ручьями… Почему-то…

 

 


Прощание. «Зелёный гусь»

Я всё время вспоминаю тринадцатидневный сбор в уездном городе М. Этот сбор мне не забыть никогда. Пригласивший нас Председатель фонда в первые дни отсутствовал, занимались нами другие работники. В первый же день они нас возненавидели и совершенно не старались этого скрывать. Я полагаю, что это была обыкновенная ревность, ведь дети до этого молились на них, а наш уровень работы оказался для хозяев, видимо, неожиданным.

Они ходили за нами и придирались к каждой мелочи, доставали замечаниями и мелкими пакостями. Под видом заботы о детском здоровье срывали отряды с мероприятий на медосмотры, пытались вводить цензуру на сценарии и песни, намекая, что, мол, кто платит, тот и заказывает музыку. Ничего не помогало – на третий день дети были полностью наши. Вот тогда-то и последовала разборка с криками: «Мы вас и в Воронеже достанем, в порошок сотрем, вы не на одну работу не устроитесь!..» Это уже была клиника. «Ну, что, братцы, – обратился я к своим ребятам, – до станции двенадцать километров, за ночь дойдем?» «Конечно», – сказали комиссары, и.мы пошли собирать рюкзаки, не обращая более внимание на этих чокнутых «педагогов с многолетним стажем»

Мы бы точно уехали в ту ночь, но тут мне поднесли телефон. В трубке послышался голос, говоривший вежливо и доброжелательно: «Здравствуйте, говорит Председатель фонда… Я сейчас в Москве и приеду через два дня. Очень прошу вас остаться, обещаю, что больше никаких проблем у вас не будет… мне звонили дети». «Хорошо, – сказал я, – только с этой минуты в лагере должны остаться только мы, дети и технический персонал. Никого из работников фонда мы больше видеть не хотим». «Передайте им, пожалуйста, трубочку» – попросил директор. Работничков фонда как ветром сдуло с территории лагеря, и до последнего дня нам больше никто не мешал работать. А Председатель действительно приехал и сделал то, что до него не делал ни один из его подчиненных – первым делом пошел к детям и долго с ними беседовал. Он оказался прекрасным, мудрым человеком, удачливым московским бизнесменом, детский фонд уездного города N существовал практически на его деньги. Но он в этом фонде был единственным, кто не претендовал на владение абсолютной педагогической истиной.

Но последнюю пакость эти господа все-таки нам сделать попытались. Они пригнали автобусы в восемь утра, когда дети только-только заснули после НОЧНОГО КАФЕ. Полусонных, их загнали в автобусы, не дав нам провести ПРОЩАНИЕ. Автобусы увозили от нас восемьдесят ребят и девчонок, ставших нам за две недели самыми родными и близкими. Последняя точка в этом самом трудном в нашей истории лагерном сборе поставлена не была.

Так нам казалось…

Наш поезд проходил через станцию уездного города М. в час ночи. Нас привезли туда за пятнадцать минут. И когда наш автобус вырулил на пристанционную площадь, его фары осветили огромный орлятский круг, в котором стояли восемьдесят человечков… Ни один не остался дома…

Это было великое ПРОЩАНИЕ… Прошло уже четыре года, но мы до сих пор не можем без слез вспоминать те прекрасные пятнадцать минут нашей жизни, ради которых стоит жить, стоит работать, стоит преодолевать любые трудности…

Когда мы, наконец, оказались в вагоне, у каждого из нас в руках было по пачке писем, и до самой Москвы мы читали и перечитывали трогательные детские строки.

Дай бог каждому из вас получать такие письма:

Марина, Костромская область

Дорогие комиссары: Серёжа Кабанов, Лёша Леонов, Игорь Крюков, Лёша Марышев, Марина Кочемасова,, Женя Ландышев, и, конечно, Олег Анатольевич. Я вам всем хочу сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Спасибо за всё, что вы для нас сделали! Вы научили нас внимательнее относиться друг к другу, говорить тёплые слова, развеселить доброй шуткой… Вы научили нас смотреть на жизнь другими глазами… смотреть с более интересной стороны… За эти 2 недели, что мы провели вместе, я вас очень-очень-очень полюбила… Вас и всех ребят, что жили вместе с нами на «Жёлтой подводной лодке»… Всё! Я знаю, больше мы все вместе так и не соберёмся… НИКОГДА… Поверьте, я пишу от чистого сердца, Я ВАС ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ! Это стихотворение для вас, дорогие:

 

Вы сейчас сидите в вагоне

Разговоры, шум, стук колёс…

А мы дома, по вам скучаем

И глаза у всех полны слёз…

Здесь на «Жёлтой подводной лодке»

Мы нашли очень много друзей,

И когда с ними будем встречаться,

Станет нам на душе веселей.

Вспомним вас мы, друзей-комиссаров

Вспомним сбор: «Шедевры», и «Арбат»…

Жаль, что это куда-то умчалось,

Жаль, что всё не воротишь назад…

Только вас об одном мы просим:

Через день, через год, через два…

Не забывайте о нас, комиссары,

Не забывайте нас НИКОГДА!

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

… Остаюсь всепреданнейшим и всепокорнейшим слугою Вашего высокопревосходительства…

Как писали раньше

Итак, несколько лет назад одна сотрудница городского Департамента по делам молодёжи попросила меня написать небольшую методичку для вожатых с описаниями нескольких КТД. Я сел написать сухую методичку и… увлёкся. Сотрудница уволилась, методичку не напечатали. Потом Интернет, мода на странички… Не тщеславия ради, а моды для разместил несколько глав во Всемирной паутине… И тут пошли письма… Не тысячи, конечно, но каждую неделю 2-3 письма приходило. Никогда не думал, что я, самовлюблённый эгоист и непроходимый циник, могу что-либо читать и плакать. С некоторыми из респондентов (вот словечко-то!) мы яростно переписывались, а потом знакомились: либо они приезжали ко мне в Воронеж на «Зелёный гусь», либо я к ним в их лагеря. Встречи и беседы незабываемы.

Ниже привожу самые разные пространные и короткие письма, как от читателей, так и бывших «детей», которые, на мой взгляд, могут быть интересны не только мне. Прошу не обвинять меня в нескромности. Всевышний свидетель – я хотел бы разместить больше поносных и ругательных писем, но их за четыре года пришло только три.

Владимир, Пермь

«Приветствую Вас, о Султан и Падишах Турецкий,, Эгейский и прочая! (Это я тогда работал в лагере в Турции)

С нижайшим поклоном к вам я, из далекого пермского края.

Так вот. Пригласили нас провести 2-х дневные сборы, так называемого актива для учащихся ССУЗов (бывшие техникумы и ПТУ, а ныне колледжи и лицеи). Не поверишь, но нашлась совершенно вменяемая зам.директора одного из колледжей, вышла на нас и попросила. Мы с ней встретились. Спрашиваем, наивные: «А чего это вам надобно?» Она отвечает, что у них эти выезды традиционные – один весной, другой осенью – обучают свой актив. И надо-то им за два дня только-то обучить детей лидерским навыкам, работе с группой и т.д. Ибо они с этими детками работают весь год, и эти детки потом их главные помощники весь год. Короче, мы часа два протрепались и ушли окрыленные, поставленными перед нами задачами. Базу, которую они предлагали (лагерь «Огонёк») я знаю, и мне там не очень нравится, поэтому я предложил им другую базу – и дешевле и удобней для работы. Но они сказали, что поедут замы директоров. А им нужна баня. А в «Огоньке» и баня, и их там знают..

Ну, ладно. Набросали мы такой планчик:



ДЕНЬ 1

13.00 - Разделение всех участников на две группы.

13.05 – 13.35 – Первая группа – «АПТ (А Понаехали Тут) – футбольное поле.

Вторая группа – «ЗУБЫ» (Быстрые беседы с участниками – анкетирование).

13.35 – 14.05 – Группы меняются местами: первая на «ЗУБЫ», вторая на «АПТ».

14.05 – 14.30 – БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ

14.30 – Обед

15.00 – 15.10 – Общий сбор в Актовом зале. Представление участников.

15.10 – 16.00 – Знакомство. Уточнение запросов. Ожидания. Нормы и правила работы. Создание атмосферы доверия. Работа в микрогруппах

16.00 – 17.00 – ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

17.00 – 19.00 – Работа по группам. «Тренинг партнерского общения, самопознание» и «Дебаты»

Ужин

19.30 – 21.30 – Поменялись группами. «Дебаты» и «Тренинг партнерского общения, самопознание»

21.30 – 22.30 – Подготовка

22.30 – 23.30 – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ

23.30 – 00.00 – ВЕЧЕРНИЕ ОГОНЬКИ

00.00 – Отбой.

ДЕНЬ 2

9.00 – Подъем

9.20 – УТРЕНИЙ РАЗВОД

9.50 – Завтрак

10.00 – 11.30 – «ВЫПЬ».

11.30 – 13.00 – Тренинг. «Башни», «Мосты», «Дигикон» и т.д.

13.00 – 13.40 – Обед

13.40 – 15.30 – Работа в группах: «Пишите письма», «Сказочные шахматы», «Строим самолеты», «Игра Роджера»

15.30 – 16.00 – Подведение итогов в группах.

16.00 – 16.30 – ИТОГОВОЕ СОБРАНИЕ

16.30 – 17.00 – Сборы в дорогу

17.00 – Отъезд

Отъезд назначили на 12 часов дня (!) – это чтобы, видать, замы выспались. Я прихожу в 11.40, а директриса базы уже первый автобус отправила! Я говорю: «Что за фигня?» Она отвечает: «А чего он тут стоять будет?» Короче, потом в 12 отправляемся на двух оставшихся автобусах, итого подали три автобуса, вместо четырёх. Уехали, значит, с грехом пополам.

Приехали. А там детей из первого автобуса уже селят (с ними поехала какая-то преподавательница, не то хореограф, не то цензор). Она селит всех своих независимо от пола. Вот детей, скажем 15, вот вам три комнаты по 5 человек и наплевать ей, что там мальчиков и девочек не по 5. Ей важно, чтобы все дети из её колледжа жили вместе.

Тут приезжаем мы и сразу с места в карьер. АПТ и ЗУБЫ и далее всё по плану до обеда. Но первые уже заселились, а вторые с чемоданами. Но пока всё идет нормально, мы работаем, дети тоже. Как ты думаешь, почему всё прошло гладко и никто не вопил, что детей надо сначала заселить, дать отдохнуть с дороги и т.д.? Да потому что (это выяснилось позже) всех замов оставили в городе. Автобусы уехали, а их забыли! Ура! Но замы потом приехали на электричке, не пропадать же бане.

Как ты догадываешься, дети много спрашивали про дискотеку. Но я отвечал: НЕТ! НЕТ! НЕТ! И они потихоньку усохли.

Ясно, что опыта ЗУБОВ у нас нет и ребят разделили, как смогли, но старались изо всех сил. Очень легко образовался отряд Юнкомов, там всё без проблем. Определились с Оппозицией, но они были какие-то вялые, не сильно оппозиционировали, были Тихие лапочки и один отряд получился – ни то ни сё. Не смогли их определить. Вот так и работали. Дальше было всё по плану.

Вечером готовились к ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТРЯДОВ. Подготовка шла трудно. Я всё время ловил какое-то ощущение, что дети в каких-то непонятках и плохо понимают что происходит. Зудели опять про дискотеку... Потом было ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ. Попытались показать, как прошел день, вернее, изобразить этот день. Все изображали меня, как только могли. Нормально прошло, но во время вечера была слабая попытка спровоцировать толпу на скандирование хором «Дискотека, дискотека», но в конце вечера я сказал, что в столовке приготовлен чай и бутерброды, и все умчались туда.

Потом все пошли в корпус, (время уже было за полночь, мы, естественно выбились из графика) проводить отрядные ОГОНЬКИ. А меня в зале остановили три солдата, сказали, что они охрана лагеря и начали меня пытать: почему я не разрешил дискотеку. Более того, они пытались меня убедить, что я не прав, и что дети устали и т.д. Короче, солдаты меня еще никогда не воспитывали и я получил море впечатлений. Отбившись от солдат, я обнаружил, что детей в лагере нет, все пошли на костер, который не был запланирован нами, но был организован добрым завхозом лагеря. Как потом комиссары вылавливали детей отовсюду, я описывать не буду, ты сам всё понимаешь.

Во втором часу ночи, пока там был костер, ко мне зашли две молоденькие преподавательницы поговорить. На тему, что тут происходит, ибо им сказали, что надо на сборы отобрать самых уставших детей, что бы они там отдохнули… Мне пришлось объяснять, какую передо мной задачу поставили и что я делаю в результате. Через минут 30 вдруг ко мне заходят тётки – замы директоров, очень возбуждённые и желающие со мной поговорить (время было полвторо). «У нас к Вам, Владимир Владимирович, два вопроса. Первый – почему нет дискотеки?» Мне уже было хорошо… Я им опять трудолюбиво стал объяснять, что Заказчик поставил перед нами задачи такие-то и такие-то… И что мероприятие «дискотека» никак не отвечает решению этих задач… И что мы всего здесь два дня, и что это школа актива, а не школа танцев и т.д…. И что я об этом сказал всем с самого начала…

Только от них отбился – появляется сержант, говорит, что он начальник охраны лагеря и что у него ко мне вопрос: почему… тут я почувствовал, что становлюсь философом.

Таким образом, выяснилось, что эти сборы всегда проходили как отдыхательно-спортивно-дискотечные. И что здесь не было никаких тренинговых занятий, и что здесь всегда были шарики-фонарики, спортивные игры и дискотека. А мы так загрузили детей, что они ошалели… Вот и получилось, что ребят ориентировали на одно, а нас на другое.

На второй день, те, кто смогли встать, пошли на ВЫПЬ, но мы не стали её делать так, как у тебя написано. Мы бегали от станции к станции отрядами, мы побоялись, что эти дети не смогут бегать по маршрутным листам, они все бы, наверное, потерялись или убежали в корпус. Почему? Потому что за нашей спиной эта преподавательница-хореографиня воняла как куча дерьма и разрешала ребятам не ходить на наши игры и занятия и разрешала им делать всё, что они захотят.

Короче, провели игру и в 13 часов пошли на обед. В это время пришли автобусы и после обеда мы срочно помчались собирать вещи, сдавать бельё и проводить хоть какие-то итоговые собрания. И опять вместо 4 автобусов пришли 3 и мы, набившись в эти ПАЗики, поехали домой.

Вот так вот прошли первые в моей жизни сборы…»

 

***

 

Марина, Воронеж

«Привет, Олег!

Письмо твое получила, нахожусь в состоянии ожидания, надеюсь, что продлится оно недолго. Теперь рассказ о лагере. Внемли же, о благодарный слушатель…

С чего начать? С того, наверно, что я попала в самый обыкновенный, типичный «советский» лагерь… то есть попала по-полной. Надо сказать, что весь мой предыдущий опыт работы относился к одному и тому же лагерю, с одним и тем же начальством, поэтому мне казалось естественным, что все лагеря работают так же… сказать, что я ошибалась, так лучше промолчать.

В течение смены не раз вспоминала твою книжку, разглядывая развертывающиеся передо мной иллюстрации. Получилось весьма занимательно. Но что-то присказка у меня затянулась, пора переходить к сказке.

Итак, в некотором царстве, в таком-то Государстве жил да был лагерь и контролировал его сам Царь. Контролировал хорошо, ибо ни в яствах диковинных, ни в развлечениях «разнообразных», ни в золотых, на это выделявшихся, недостатка не было. Ездили в этот лагерь дети из года в год те же, и были они всем довольны, и счастье царило там.

Вот примерно такую идиллию мы там застали. То есть, что касается коммунальных и бытовых условий, все там оказалось на высшем уровне: горячая ванна и душ, электрический чайник на каждую вожатскую, полдник и пятое питание плюс чемоданы с чипсами, обильно привозимые родителями в постоянные родительские дни.

Что же касается программы, то она там одна и та же лет уже, наверное, десять точно (предполагаю, что намного дольше, но это уже совсем страшно). За всю (!) смену было пять(!) общелагерных мероприятия: Концерт Открытия, Представление отрядов, Ярмарка, 22 июня – День памяти, Концерт Закрытия. Всё. Никакого там подобия чего-нибудь ещё.

Первый момент. При лагере существует театр с профессиональным режиссёром, который каждую смену ставит с определенной частью детей спектакль к концу смены. Этим репетициям подчинено всё вообще – дети уходят утром, приходят обедать и, возвращаясь под вечер, как убитые спят.

Второй момент. Кружки: береста, ИЗО, мягкая игрушка – 1,5 часа каждый день (не буду повторяться, что отвлечь детей от кружка тоже нельзя). Потом – спорт: футбол, пионербол и т.д. Вот в оставшееся время и призваны были вожатые занять детей. В общем, картина получалась такая, что занят не весь отряд, но такая его часть, с которой ничего особенно не сделаешь.

Теперь о мероприятиях. Что сразу буквально прибило меня к полу, это Концерт Открытия. Детей собрали в комнате и предложили вспомнить все, чему они научены: игра на фортепиано, стихи, готовые танцы и песни (девочка, вызвавшаяся сыграть на фортепиано, была публично осмеяна преподавателем за ошибки в игре). Сам концерт длится 1,5-2 часа (да воздастся мне за терпение и ушам моим за муку), называется это детским творчеством и происходит на третий день смены. Дальше по плану Представление отрядов. О-о-о, шикарная вещь: нужно придумать девиз отряда, название, переделать песню, все это обыграть на 3 минуты. Вот, собственно, и всё... Ой, забыла, на подготовку всёго этого дается… неделя. Остальные дела-шедевры, если тебе интересно, опишу потом. Да, еще мы вели вожатский дневник, исписывали горы бумаги на планы и тому подобное (столько бюрократии не видела нигде). И так далее и по плану. А ещё…

Ой, меня из Интернета прогоняют, поэтому пока ставлю точку…»

 

***

 

Виталий, Москва

«Сходу скажу, что лет десять назад, я бы подписался под каждой Вашей мыслью, однако ситуация (администрация, СЭС и так далее) не позволяла. Стал искать, как сделать так, чтобы, неразумные требования приносили максимальную пользу. С трудом, со временем нашел. Позже, когда режимные моменты и пр. стали зависеть, в основном, от меня (выбился в начальники), вдруг понял, что при грамотном подходе, эти самые зарядки, подъемы и так далее дают существенно больше, чем отбирают, посему вступаю с Вами в спор практически по все вопросам!

Сразу оговорюсь, то, что Вы делаете, вызывает во мне уважение и ощущение соратника, поэтому предлагаю считать наш спор – обменом опытом. Ведь очень много зависит от внешних обстоятельств (постоянные вожатые или нет, какова их квалификация, постоянные дети или нет, есть деятельность в течение года или нет, какое финансирование и как оно добывается и так далее).

Утренняя зарядка

1. Сонливость приходит после завтрака в том случае, если послезавтрачная деятельность не связана с двигательной активностью. В любом случае, была зарядка или нет, в утреннее время сложно что-либо придумывать, однако занятия типа: мы ищем клад, кругосветка, ярмарка, изготовление чего-либо своими руками, в конце концов спортивные соревнования ну никак не способствуют сну.

2. Есть лагеря, наш в частности, которые существуют, как ЛТО (трудовые), где после завтрака идет работа. Я думаю, не надо объяснять, что будет с ребенком, если он начнет работать не размявшись.

3. Зарядка может быть стрессом для ребенка, который никогда ей не занимался, однако если смена длится месяц, то вполне можно продумать такое изменение формы и содержания зарядки, чтобы она была не стрессом, а умыванием. Из отзывов некоторых детей: «Сразу после лагеря продолжаю делать зарядку, во сколько бы ни вставал. Однако дальше лень замучивает…» Какой я для себя делаю вывод: дети получают радость от зарядки, если пытаются её перенести в обыденную жизнь, однако им не хватает: того, кто грамотно построит эту зарядку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: