Лекция №1. Социальная психология личности

Цель: Дать общее представление о предмете и объекте социальной психологии, познакомить со структурой. Показать социальную обусловленность развития и становления личности. Добиться усвоения понятий «социализация» и пути ее осуществления, «потребности», «мотивы». Показать важность таких составляющих личности, как интересы, мировоззрение, цели и ценности в регуляции поведения человека.

Добиться знания студентами роли социальных норм и социального контроля в регуляции поведения человека.

План:

1. Предмет и объект социальной психологии. Структура социальной психологии.

2. Социальная психология личности.

1. Потребности практики обусловили необходимость поиска наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях деятельности, в том числе в медицине.

Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Основными категориями социальной психологии являются:

- личность,

- коллектив,

- малая группа,

- межличностные отношения.

Предметом исследования в социальной психологии являются различного рода контакты между людьми. Они могут быть непосредственными («лицом к лицу») и опосредованными. Например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, Интернета. Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом. Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический характер, например, на работе.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности. Например, огромная толпа на площади, собравшаяся по поводу массового праздника и крупное воинское подразделение. Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и целыми группами. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить ее следующие разделы:

- социальная психология личности.

- социальная психология общения и межличностного взаимодействия,

- социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с этими проблемами и вопросы социального познания, такие как понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

2. Если рассматривать личность как явление социально-экономическое, это те функции, которые выполняет человек, будучи членом общества, те роли, которые он играет в жизни.

       Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

       Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека и конкретных социальных условиях.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности. Благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Может ли человеческий детеныш автоматически стать человеком, как это происходит с любым детенышем животного?

Формирование личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей, овладении личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды. В широком смысле слова – это овладение личностью культурой общества, формирование у нее социально-адаптированного поведения, способности быть субъектом социальных отношений и социального действия. Иными словами, социализация – это умение жить среди людей и выполнять определенные роли.

 Для развития собственно человеческих качеств и черт недостаточно только родиться представителем человеческого рода. Необходимы особые условия формирования человеческой личности – воспитание, обучение, труд и другие формы взаимоотношений и взаимодействий с внешним миром. К специальным институтам, одной из функций которых является социализация личности, относятся семья, детский сад, школа, профессиональные учебный заведения, молодежные организации.

Таким образом, в процессе социализации человек вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация не исчерпывается обучением и воспитанием. Она базируется на психической активности самой личности, включении ее в практическую социальную деятельность. Социализация заключается в усвоении общественных ролей, и чем шире «ролевой репертуар» личности, тем больше улучшаются способности человека к адаптации, формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях. Например, отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать ее. При узком «ролевом репертуаре» адаптационные возможности личности невысоки. Усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации.

Основным фактором социального формирования личности является направленность. Это система доминирующих, социально обусловленных отношений личности к окружающим, к коллективу, к обществу. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость и самокритичность, выражается отношение к самому себе.

Направленность имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежит потребность – необходимость, являющаяся источником активности человека, внутреннее состояние нужды в чем-либо. Выделяют следующие виды потребностей:

- первичные (биологические, материальные) – лежат в основе жизнедеятельности, их удовлетворение обеспечивает существование человека. Например, потребность в воде, сне, пище, сексуальные потребности.

- духовные - специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности. Это потребности в познании мира, самореализации, эстетические потребности.

- вторичные (социальные) – выражают общественную природу человека. Например, потребность в общении, труде, признании.

Существует множество теорий и классификаций потребностей личности. Общепринята теория потребностей, разработанная А.Маслоу. Согласно его теории, все мотивы и потребности представлены в виде иерархии, отражающей количественное убывание потребностей от простых физиологических, к сложным духовным. Все они составляют т.н. пирамиду, в которой каждая последующая потребность надстраивается над предыдущей и не может реализоваться, пока не удовлетворена нижележащая.

         - История, однако, знает множество примеров удовлетворения духовных потребностей, независимо от степени удовлетворения биологических.

         Маслоу полагал, что люди мотивированы (т.е. стремятся) к поиску личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека, как существо, которое почти всегда чего-то желает. Если одна потребность удовлетворена, тут же появляется другая и контролирует внимание и усилия человека.

        В основании пирамиды находятся физиологические потребности (органические): голод, жажда, половое влечение и другие.

        На следующей ступени располагаются такие базовые потребности как потребности в безопасности. Это стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

        Следующая ступень представляет собой потребность в принадлежности и любви. Она включает в себя стремление принадлежать к общности; находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

        Следующая потребность – потребность в уважении. Это стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, авторитету.

        На следующей ступени располагаются познавательные потребности. Они включают в себя стремление много знать, уметь, понимать.

        Следующая ступень представлена эстетическими потребностями. Это стремление к гармонии, порядку, красоте.

       На высшей ступени пирамиды расположены потребности в самоактуализации. Они предполагают стремление к реализации своих способностей, к развитию своей личности.

На основе потребностей возникают интересы. Это стремление человека выделять и активно познавать специфические предметы и явления окружающей действительности. Интерес заставляет его действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности.

Наличие интересов является важнейшим условием духовного и физического развития человека, побуждает его расширять кругозор, приобретать знания. Интересы облегчают его деятельность, помогают добиваться высоких результатов. Если человек чем-то интересуется, он готов преодолеть большие трудности, чтобы заниматься любимым делом. Вместе с тем, человеку свойственен какой-то приоритетный интерес, которому он серьезно посвящает свою жизнь. Эти приоритетные интересы определяют мировоззрение – систему взглядов человека на мир, общество и самого себя. Это важнейшее качество личности, определяющееся направленностью личности, в свою очередь само определяет ее направленность. Мировоззрение не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности и общения, под влиянием обучения, самообразования, социальной среды.

Очень важно, чтобы интересы человека отличались действенностью, которая включает в себя три основных параметра: осознанность, организованность и интенсивность деятельности. Достижение цели возможно лишь тогда, когда человек способен сознательно планировать свою деятельность, самостоятельно контролировать ее и активно действовать, доводя начатое до конца.

Возникшие потребности направляют личность на активный поиск путей их удовлетворения, становятся побуждающей основой его деятельности. Так формируются мотивы. Мотив – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. А.Н. Леонтьев называл мотив «опредмеченная потребность». Другое определение гласит: мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Мотивация – это внутренне побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением актуальной потребности. Она представляет собой совокупность мотивов активной деятельности. Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности (есть оптимальный уровень соответствия). Наряду с внешней мотивацией (мотив хорошего студента) есть внутренняя. Так, успешному обучению способствует внутренняя познавательная мотивация.

Мотивы могут быть:

- осознанными, когда человек понимает, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. Характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями,

- неосознанными, если человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к данной деятельности. Характеризуются установками и влечениями.

Основным мотивом, движущей силой личности является стремление к самореализации и самовыражению. Эффективное социально-психологическое взаимодействие человека невозможно без учета особенностей его мотивации. Поведение человека – это вершина айсберга, «подводную «часть которой образует доминирующая система мотивов, потребностей, интересов, система отношений к окружающим и к себе. Альтруистические мотивы проявляются в стремлении помогать людям на бескорыстной основе. В их основе лежит способность безвозмездно жертвовать чем-либо ради других и чувство ответственности. Эта важная психологическая предпосылка успешности профессиональной деятельности медработника, обуславливающая потребность служить людям, облегчать страдания больным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: