Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)

ЛЕКЦИЯ №1

«ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА. ОСЛЕДОВАНИЕ ЦНС У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

Что требуется от медицины? Совсем «немного»: правильной диагностики и хорошего лечения.

Н. АМОСОВ

 

    Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.). Предмет диагностики –  оценка состояние здоровья и физического развития ребёнка.

   Основная цель  МДК «Пропедевтики клинических дисциплин»:

- изучение классических приемов обследования человека (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и современных лабораторно-инструментальных методов диагностики;  формирование навыков общения у постели больного ребенка.

 

Основные разделы МДК:

- анализ анатомо-физиологических особенностей, присущих детям разного возраста, начиная с периода новорожденности и до завершения подросткового периода;

- методика обследования различных органов и систем   у детей разного возраста;

- семиотика поражения органов и систем;

- алгоритмизация диагностического поиска.

Особенности сбора анамнеза у детей разного возраста

   Успешное лечение больного ребенка возможно лишь при условии выяснения характера заболевания. Поэтому важнейшей составной частью  деятельности фельдшера является диагностика, представляющая своеобразный вид процесса познания. Она включает в себя диагностические методы и технику исследования, семиотику — учение о генезе и клинической значимости отдельных признаков заболевания (симптомов) или их комплексов (синдромов), а также сам процесс постановки диагноза, основанный на анализе и синтезе всех данных, полученных при обследовании больного.
   В настоящее время основными диагностическими методами являются сбор жалоб, анамнестических данных и проведение объективного исследования, включающего непосредственное (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация), инструментальное и лабораторное.
  Применение указанных диагностических методов в педиатрической практике имеет ряд существенных особенностей, учет которых обязателен для получения правильной информации о возникновении, развитии заболевания и состоянии ребенка.
Следует согласиться с М. С. Масловым, который указывал, что «диагностика в педиатрии — дело более сложное и более трудное, чем в патологии взрослых».

  Старательно собранный и правильно оцененный анамнез имеет очень большое значение для решения вопросов диагностики. «Кто хорошо расспрашивает, тот хорошо ставит диагноз». (Бальиви).

   Диагностическая роль фельдшера состоит в налаживании контакта с первых минут знакомства с ребенком и его родителями. При хорошем контакте с ребенком фельдшеру быстро удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение.

Как правило, основные анамнестические данные о болезни фельдшер получает от родителей ребенка.




Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)

Опрашиваются родители.

1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?

2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности питания беременной.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?

5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?

6. Масса тела и рост при рождении.

7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?

8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?

9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).

11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое развитие ребенка: увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года.

13. Развитие статики и моторики: когда стал держать головку, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?

14. Психическое развитие: когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы; запас слов к году и 2 годам.

15. Поведение ребенка дома и в коллективе.

16. Сон, его особенности и продолжительность.

17. На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном. При естественном вскармливании – время кормления ребенка грудью, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез, сцеживание после кормления. При смешанном вскармливании – чем докармливают ребенка, с какого возраста, количество и методика введения докорма. Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?

    При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности? Какой промежуток между кормлениями, регулярное или беспорядочное кормление, соблюдался ли ночной перерыв? Получал ли соки (какие), витамин D – с какого возраста, в каком количестве? Когда начал получать прикорм, его количество, последовательность введения, переносимость? Время отнятия от груди.

Особенности вкуса и аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.

18. Когда прорезались зубы и порядок их прорезания?

19. Перенесенные заболевания (когда и какие), в том числе инфекционные и хирургические вмешательства. Особенности течения заболевания, осложнения.

20. Профилактические прививки против туберкулеза (БЦЖ), полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и кори. Реакции на прививки.

21. Туберкулезные пробы, когда проводились, их результат.

22. Контакт с инфекционными больными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: