Виды административного принуждения

Понятие и характерные признаки административного принуждения.

Административное принуждение, с одной стороны, является одним из методов государственного управления, с другой – представляет собой составную часть государственного принуждения и в связи с этим обладает многими чертами последнего.

Как и иные виды государственного принуждения, административное принуждение реализуется специальными субъектами (включая компетентные государственные органы и их должностные лица); представляет собой внешнее психическое или физическое воздействие на сознание, волю и поведение субъектов; применяется при наличии соответствующих оснований и для достижения определенных целей в предусмотренных законом процедурно-процессуальных формах; реализуется в виде соответствующих мер, которые применяются к конкретным субъектам и причиняют последним различного рода правоограничения.

Наряду с общими признаками, присущими всем видам государственного принуждения, для административного принуждения характерен ряд отличительных признаков:

1) административное принуждение применяется в порядке, установленном нормами административного права. Нормы, регламентирующие административное принуждение, составляют самостоятельный комплексный административно-правовой институт – институт административного принуждения, куда входят как материальные, так и процессуальные нормы;

2) фактическими основаниями применения административного принуждения выступают правонарушения (включая уголовные преступления) или угроза их совершения, а также возникновение других нежелательных для граждан общества и государства аномалий с юридическим содержанием;

3) правовым основанием применения административного принуждения выступает огромное количество нормативно-правовых актов. Из всех видов административного принуждения в настоящий момент систематизированы лишь меры административной ответственности (наказания), меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 3 и 27 КоАП РФ) и меры процессуального принуждения (гл. 11 КАС РФ);

4) административное принуждение применяется преимущественно во внесудебном (административном) порядке. Компетенцией по применению мер административного принуждения наряду с судебными органами обладают органы и учреждения государственной исполнительной власти, муниципальные и коллегиальные органы, а также общественные организации в случае делегирования государственно-властных полномочий;

5) административное принуждение применяется к индивидуальным (физические лица) и коллективным (юридические лица, включая органы государственной власти и местного самоуправления, их структурные подразделения, иные коллективные образования) субъектам, как совершившим противоправное деяние, так и не совершавшим такового;

6) административное принуждение применяется в порядке внеслужебного подчинения (к лицам, не находящимся с принуждающим субъектом в служебных (трудовых) отношениях);

7) административное принуждение применяется как в качестве мер ответственности за совершенное правонарушение, так и в целях предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения установленного порядка привлечения к ответственности и административного судопроизводства, восстановления существовавшего до совершения правонарушения положения, а также в целях общественной, государственной необходимости;

8) мерами административного принуждения охраняются общественные отношения, урегулированные не только административным, но и другими отраслями права – гражданским, трудовым, земельным и др. Так, например, КоАП РФ устанавливает в гл. 8 и 15 административную ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в области финансов, налогов и сборов;

9) административное принуждение применяется во многих случаях в порядке оперативного воздействия без предварительного судебного разрешения, устанавливающего законность принятого управленческого акта о применении той или иной меры принуждения. Исключение составляют лишь большинство мер административного наказания, для которых установлен более продолжительный порядок применения;

10) чаще всего административное принуждение менее значительно по характеру воздействия, чем иные виды государственного принуждения. Исключением являются применение оружия, специальных средств и физической силы как мер административного пресечения, имеющих в качестве объекта принудительного воздействия здоровье и жизнь граждан, а также административный штраф, размеры которого по отношению к юридическим лицам значительно превышают возможные размеры штрафа как меры уголовного наказания.

Таким образом, административное принуждение представляет собой вид государственного принуждения, урегулированный нормами административного права, применяемый в установленных процессуальных формах, заключающийся в оказании уполномоченными субъектами воздействия на физических и юридических лиц, влекущего для последних негативные последствия правоограничительного характера.

Виды административного принуждения.

В зависимости от целевого назначения все меры административного принуждения подразделяются на

1) административно-предупредительные меры, включающие меры, применяемые в силу государственной необходимости и контрольно-предупредительные меры

2) административно-восстановительные меры;

3) меры административного пресечения;

4) меры процессуального обеспечения, объединяющие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры процессуального принуждения;

5) меры административной ответственности (административные наказания).

Составляя первую группу мер административного принуждения, административно-предупредительные меры широко применяются в управленческой сфере. Возможность реализации данных мер закреплена значительным числом нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области обеспечения порядка и безопасности.

Применение административно-предупредительных мер не является карой. Исходя из своего наименования, административно-предупредительные меры призваны предостеречь физических и юридических лиц от совершения неправомерных поступков, предупредить правонарушения или устранить возможные вредные последствия, вызванные обстоятельствами, угрожающими безопасности личности, общества, государства.

Основаниями применения этих мер выступают юридические презумпции (реальные предположения о возможности совершения отдельным субъектом правонарушения); неоднократное совершение административных правонарушений; судимость лица; факт его привлечения к административной ответственности; наступление опасности, угрожающей интересам государства, жизни и здоровью граждан; государственная необходимость.

Административно-предупредительные меры охватывают меры, применяемые в силу государственной необходимости и контрольно-предупредительные меры.

Главной целью реализации первой группы административно - предупредительных мер выступает государственная необходимость, которая может быть обусловлена различными факторами, как объективного (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, аварии и др.), так и субъективного (попытки насильственного изменения конституционного строя, вооруженный мятеж, массовые беспорядки и т. д.) характера.

 Примером мер, применяемых в силу государственной необходимости, выступает реквизиция. Возможность ее применения регламентирована ст. 35 Конституции и ст. 242 ГК РФ, допускающими в интересах общества в чрезвычайных случаях изъятие у собственника имущества по решению государственных органов с выплатой ему стоимости имущества.

Объектами реквизиции могут быть различные предметы, не­обходимые государству: транспортные средства, оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества, печатная продукция, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительная техника, боевая и учебная военная техника и т.д.

Среди иных мер административного принуждения, применяемых в силу государственной необходимости, можно выделить удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов (п. 2 ч. 3 ст. 11 Закона о противодействии терроризму); приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества (п. «и» ст. 11 Закона о чрезвычайном положении; п. 6 ч. 3 ст. 11 Закона о противодействии терроризму); приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения (п. «в» ст. 11 Закона о чрезвычайном положении); проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств (п. «г», «з» ст. 11 Закона о чрезвычайном положении; отбуксировка транспортных средств п. 2 ч. 3 ст. 11 Закона о противодействии терроризму); выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайногоположения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайноеположение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке (п. «е» ст. 12 Закона о чрезвычайном положении) и др.

Контрольно-предупредительные меры административного принуждения преследуют цели предостеречь физических и юридических лиц от неправомерных деяний, предупредить совершение различного рода правонарушений и, в конечном итоге, не допустить возникновения обстоятельств, вредных для общества и государства.

Анализ российского законодательства позволяет выявить следующие меры административного принуждения, обладающие характерными для контрольно-предупредительных мер признаками: проверка документов, удостоверяющих личность, а также документов на право пользования и управления транспортными средствами (ст. 11 Закона о ведомственной охране; п. 20 ст. 13 Закона о полиции); осмотр граждан, транспортных средств и грузов, личный досмотр, досмотр ручной клади, вещей, багажа, транспортных средств, жилища (п.п. 16, 18, 20 ст. 13 Закона о полиции; ст. 11 Закона о ведомственной охране); доставление физических лиц в органы внутренних дел РФ для установления личности гражданина, защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом и др. случаях (п. 13 ст. 13 Закона о полиции); использование, в случаях, не терпящих отлагательства, личных или служебных транспортных средств для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия (п. 37 ст. 13 Закона о полиции; ст. 11 Закона о ведомственной охране); принудительная госпитализация, госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке (абз. 1, 2 подп. 6 п. 1 ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; ст. 29 Закона о психиатрической помощи); временное отстранение от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (абз. 4 подп. 6 п. 1 ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения); регистрация оружия, транспортных средств, юридических лиц, объектов недвижимости (ст. 12 Закона об оружии; п. 3 ст. 15 Закона о безопасности дорожного движения; Закон о государственной регистрацииюридическихлиц; ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество), лицензирование отдельных видов деятельности (Закон о лицензировании) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: