ПЛАН
- хронологическое перечисление фактов, событий, открытий;
- формирование мировоззренческого отношения к науке.
2. История как составная часть жизни человечества: древние об истории, о следствиях потери исторической памяти.
3. История науки, почему к ней нет интереса (Азимов), её основная задача.
4. Что такое наука, причины её возникновения.
5. Цель науки, её отличительные черты.
6. Дата и место рождения науки.
7. Логика развития науки. Законы – опорные маяки науки
8. О понятии истины в науке.
9. Цели и задачи истории науки, великие ученые об отношении к истории науки.. (Р. Гамзатов)
Еще древние греки выработали модель культурного человека: нравственность + образованность + умение владеть самим собой (Платон).
"Империи приходят и уходят, города рушатся, а наука вечна" Улугбек, внук Тимура (Тамерлана), наследник его империи,
(1394—1449), среднеазиатский государственный деятель, учёный, просветитель.
"Не с деяниями могущественных королей или прославленных полководцев, а с бессмертными именами Колумба, Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона связана история прогресса в естествознании и состоянии духовного развития в наше время". Юстус Либих, (1803—1873), немецкий химик, основатель научной школы, один из создателей агрохимии, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1830).
ЛЕКЦИЯ 1
(II) История моей жизни (Казанова), исторические миниатюры и романы (Пикуль), История государства Российского (Карамзин, Соловьев, Ключевский), истории морских и сухопутных войн и приключений, летописи, истории происхождения слов, история любви, повседневные и уличные истории, которые мы все время рассказываем друг другу: всю нашу жизнь окружает история, вся наша жизнь связана с историей!
Возникает вопрос: что же такое история и почему в обществе к ней постоянный интерес? Об этом задумывались уже в древности. Как пример можно привести древний латинский завет: «Historia est magistra vita» – История – учитель жизни (Цицерон). Это краткое определение объясняет и главное отличие человека от других представителей животного мира, которое состоит в приобретении в процессе жизни знаний об окружающем мире и способности передавать их другим людям и поколениям. Это основной путь развития как отдельной личности, так и общества в целом.
Есть и другое изречение: «История это социальная память, без которой нет сознания». Потеря гражданской памяти, незнание истории всегда приводят к повторным ошибкам. Пример: Французская революция, а затем фактически её повтор в лице Великой Октябрьской революции в России, результатом которых был террор против собственного народа, устранение инакомыслящих и застой в развитии страны (эпоха военного коммунизма). – “Это начало новой эры в истории человечества!”:кричали в начале Великой Октябрьской революции. Но новыми оказались только жертвы очередного человеческого безумия. И здесь справедливо древнее изречение Экклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот оно новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас».
По поводу обоих этих революций В.И.Вернадский говорил: «пытаться на основе зоологических инстинктов решить сложнейшие проблемы бытия – все равно, что организовать воздушное сообщения при помощи ковров-самолетов. Почему-то начинают всегда с устранения тех, кто не верит в возможность таких полетов».
(III) Если история столь важна, если она неотъемлемая часть нашей жизни, то возникает вопрос: «Почему у общества и тем более у научного сообщества нет особого интереса к истории науки? Ведь Дж. Агасси отмечал, что «история науки – наиболее рациональная и в то же время наиболее увлекательная из всех историй». Однако существует более распространенное мнение, как пишет химик и фантаст Айзек Азимов, что занятие историей науки считается для ученого чем-то вроде почетной ссылки. Поэтому, по его мнению, изучение истории науки находится в плачевном состоянии. Литература в этой области часто псевдонаучна и в значительной степени неудобочитаема (1969 г.). В этой связи Азимов пишет, что лишь углубившись в историю науки, он понял, что в ссылке не он, а те узкие специалисты, которые живут текущим днем, ибо он видит магистральную линию развития, а они – нет.
Профессиональный интерес, научная конкуренция заставляют ученых «бежать» без оглядки в ногу с передним краем информации, не видя того, что у них за спиной. А за спиной происходит важный и закономерный процесс: истинная информация, существующая в виде идей, отделяется от информационного шума. Шум умирает, а состарившаяся информация впадает на десятилетия или столетия в спячку. Примеров тому множество. И из спячки её выводит историк науки. Из этого вытекает, что основная задача истории науки состоит в том, чтобы поднять исследования в области истории науки с эмпирического описательного уровня на более высокий теоретический уровень, стержнем которого является обобщени е исторического фактического материала и научное объяснение историко-научных событий (Б.М. Кедров). Другая её задача – восстановление исторической справедливости.
Историческая точка зрения фактически присутствует и в нашей повседневной научной работе. Только хорошо разобравшись с работами предшественников можно четко ставить задачу нового научного исследования. Это в полной мере относится к постановке курсовой, дипломной или диссертационной работы и написанию гранта на научные исследования.
(IV) Что такое наука и как она возникла?
В сознании первобытных людей на протяжении десятков тысячелетий конкретные знания о реальных свойствах вещей переплетались с фантастическими представлениями, реализовавшимися в мифологиях, где очеловечивались все явления природы и общества. В мифе абстрактно-логическое мышление слито с чувственно-образным восприятием явлений, т.е. знание слито с переживанием. В мифе нет различия между естественным и сверхъестественным. Сейчас это характерно, например, для религии. Наука же отрицает сверхъестественное.
Наука возникла в процессе усложнения и разделения труда, развития ирригационного земледелия, строительства храмов и пирамид, мореплавания и особенно, возникновения письменности. Появилась потребность, а затем и возможность специальной познавательной деятельности, направленной на сбор информации, её накопление, проверку, сохранение и передачу другим поколениям. Первыми профессионально заниматься наукой стали жрецы.
Дать конкретное и однозначное понятие науки сложно, в наиболее общем виде «наука это вид специфической деятельности людей, создающей систему знаний об окружающем мире».
Это следует из этимологии латинского слова «scientia», означающего в переводе «знание». Проблема лишь в том, что не всякое знание является наукой.
Любая деятельность человека характеризуется следующими положениями:
- имеет цель;
- конечный продукт;
- методы и средства его получения;
- направлена на определенные объекты, выявляя свой предмет;
- представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения, образуют различные формы социальных институтов.
По всем этим положениям наука существенно отличается от других видов человеческой деятельности. Рассмотрим их несколько детальнее.
(V) Цель науки.
Есть несколько подходов к определению цели науки. Менделеев сказал, что цель науки – предвидение и польза. Другой великий ученый-математик Пуанкаре считает, что главная цель науки – отыскание истины. Облегчение страданий и устранение трудностей в жизни человека не должно быть единственной целью.
Но оба ученых подразумевают фактически одну цель науки – получение знаний об окружающем мире.
Необходимо отметить, что знания человек приобретает во всех без исключения сферах (видах) своей деятельности – в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, спорте, инженерной деятельности, а не только в науке. Однако во всех других видах деятельности получение знаний не является главной целью. Кроме того, в этих видах деятельности не существует жестких критериев отличия подлинных знаний от вымышленных или субъективных. Там другие цели, например, в искусстве это творчество, создание художественных ценностей. Цель экономики – эффективность, цель инженерной деятельности – создание новых технических устройств или сооружений, т.е. практическая польза.
Что производит наука
Наука производит знания, однако эти знания отличаются от знаний, если так можно сказать, ненаучных. При этом ненаучные знания могут быть с нашей точки зрения истинными. И, наоборот, понятие «научный» не гарантирует истинности знания. Результатами деятельности науки являются свой язык и законы. Законы появились недавно, они являются маяками в море фактов, выражением гармонии существующего мира. Существует ряд критериев, позволяющих отличить научную работу от любой другой. К ним можно отнести:
- систематизированность, стремление к созданию классификаций, нахождению закономерностей или законов.
Например, вся наука разбита на отдельные дисциплины, а каждая дисциплина разбита на разделы, имеющие свой предмет изучения, и везде имеется опора на найденные законы или закономерности.
- стремление к обоснованию и доказательности полученного знания или результата.
Обоснование опирается на проверку наблюдением или экспериментом, статистические данные, полученные независимыми учеными, обращение к первоисточникам. При этом обращается внимание на непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность объяснять известные явления и предсказывать новые.
- Интерсубъективность, т.е. общность научного знания, его рациональность. Все субъективное из науки должно быть исключено.
Карл Поппер – “ ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько её подтверждения, сколько опровержения”, что выражает критический дух науки. Нильс Бор – “новая теория должна в определенном смысле быть сумасшедшей”. Она должна порывать со старым образом (стандартом) мышления. (Примеры: неевклидова геометрия, теория Коперника, теория эволюции, генетика, теория относительности, квантовая механика). Однако ориентир на новое сочетается в науке с жестким консерватизмом, создающим заслон против скороспелых новаций. Ламарк – “ каких бы трудов ни стоило открытие новых истин при изучении природы, еще большие затруднения стоят на пути их признания”. И это скорее выгодно, чем вредно для науки. Хотя нередко законам и теориям присваивают имена отдельных ученых, эти теории появились бы и без них, так как представляют собой необходимый этап развития науки.
Следует особо отметить, что продуктом науки являются не только знания. Это и разработка методов, методик и средств измерения и изучения, средств сбора, обработки, передачи и хранения информации. Наука создает и особый научный стиль рациональности, обоснованности, системности, который проникает сейчас во все сферы человеческой деятельности. Наука также источник нравственных ценностей, поскольку является профессией, в которой важнейшими элементамиявляются честность, объективность.
(VI) Дата и место рождения науки
Вернемся к вопросу, когда же возникла наука? Вопрос этот является дискуссионным и ответ зависит от того какая теоретическая модель науки принята. Существует 5 радикальных мнений, резко отличающихся друг от друга.
1. Наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда можно считать, что наука появилась уже в каменном веке, когда начали накапливать первые практические знания об окружающем мире. Тем более она существовала в древних Египте, Вавилоне, Индии и Китае.
2. Наука понимается как сознательное, направленное изучение природы с обоснованием принципов и методов познания. Тогда наука появилась в древней Греции. В Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. До них математические, астрономические, медицинские, химические знания имели только прикладной характер, служили практическим целям. Греческая же наука с момента зарождения была теоретической наукой. Её целью было отыскание истины.
3. Третья точка зрения относит дату рождения науки к периоду поздней средневековой культуры Западной Европы ((XII-XIV века), когда была заново осознана роль опытного знания и началось освобождение мышления от аристотелевских догм.
4. Четвертая точка зрения основана на том, что наука появилась тогда, когда начали строить математические модели изучаемых явлений и сравнивать их с экспериментом. В основном, это связано с развитием физики и математики в XVI – XVII веках (Кеплер, Гюйгенс, Галилей…). В это время возникли первые научные общества (Лондонское королевское –1662 г., Парижская академия наук – 1666 и т.д.), т.е. произошло признание социального статуса науки.
5. Наука возникла в конце первой трети 19 века, когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Начало этому положила Германия. Наука начала превращаться в профессию.
(VII) Логика развития науки
Можно выделить две логические схемы развития науки.
2) накопление фактов – обобщение - выявление закономерностей – гипотеза – теория;
3) гипотеза - накопление фактов – обобщение - выявление закономерностей – теория.
Эти схемы определяются задачами и внутренними законами самой науки.
Возвращаясь к понятию, что такое наука, следует отметить мнение Анри Пуанкаре, считавшего, что это способ сближения между собой фактов, которые ранее представлялись разделенными, хотя и связаны скрытым родством. Иными словами наука это система отношений.
Это значит, что объективность знания следует искать только в отношениях вещей, устанавливаемых закономерностями и законами. Отсюда может возникнуть ложный вывод о том, что наука не может иметь объективной ценности, так как не дает истинного, абсолютного знания о вещах и явлениях. Суть же в том, что только отношения и могут рассматриваться как объективные.
(VIII) О понятии истины в науке.
Задавая вопрос об объективной ценности науки, мы задаем не вопрос открывает ли она истинную природу вещей, а открывает ли она нам истинные отношения вещей. Истинную природу вещей открыть никому не дано. Любое конкретное понятие: электричество и электрон, теплота, атом, молекула это не суть вещи, а модель. Объективная ценность отношений вещей означает лишь одно, являются ли они (модели) одинаковыми для всех людей и всех времен, имеют ли они предсказательную силу и формируют ли они в совокупности мировую гармонию.
Поэт Губерман образно сказал по этому поводу «Дорога к истине заказана, не понимающим того, что жизнь не просто глубже разума, а вне возможностей его»
Вопрос об истине, как результате познавательной деятельности человека, вообще достаточно сложен. Можно предложить несколько классификаций истины, например разделить на субъективную и объективную.
Истина существует в сознании человека. Будучи субъективной в силу способа получения и формы выражения истина по своему содержанию является объективной, так как по определению не зависит от познающего субъекта. В то же время, отражая действительность, и будучи объективной, она выражается нашим сознанием в форме относительной истины, означающей лишь ограниченно верное знание. (Птолемей – Коперник - современное знание о солнечной системе и Вселенной).
Можно классифицировать истину и по другому принципу, как научную и моральную. Разница в том, что истина научная доказывается, истина моральная – чувствуется. У морали и науки свои собственные области, которые соприкасаются друг с другом, но не проникают друг в друга. Познание обеих требует исключительной честности и искренности, постоянного совершенствования. Истина научная показывает нам цель, истина моральная открывает средства её достижения. (Игнатий Лойола – цель оправдывает средства). Существует мнение, что не может быть аморальной науки, как и научной морали.
Вопрос об истине достаточно сложен еще и потому, что истина может быть неоднозначна и часто жестока. И тогда люди задают себе вопрос, а не является ли иллюзия более надежной и приемлемой, поскольку устраняет сомнения и дает уверенность. И тогда появляется прямой путь к религии, не знающей сомнений, где не нужно искать и думать самому, а надо лишь верить.






