Р. Фейнман «Каждый шаг в изучении природы – это всегда только приближение к истине, вернее, к тому, что мы считаем истиной. Все, что мы узнаем – это какое-то приближение, ибо мы знаем, что не все еще законы знаем, Все изучается лишь для того, чтобы снова стать непонятным, или, в лучшем случае, потребовать исправления». Р. Декарт «Исследователь истины, хоть раз в жизни все должен подвергнуть сомнению, насколько это возможно».
Ф. Ницше «Истинная сущность вещей – глубочайшая иллюзия».
(IX). О необходимости изучения истории науки
На вопрос зачем нужна история науки можно кратко ответить словами Германа Конринга (государствовед 17 века): “Опыт, т.е. наука, показывают вещи, а история дает их связь”. Эту блестящую мысль можно продолжить: “История науки нужна для напоминания и осмысления. Наука дает знание, история - познание”.
Это хорошо понимали великие ученые всех времен, которые много времени отдавали истории науки. Вот несколько примеров.
В.И. Вернадский – “Избранные труды по истории науки”.
Пуанкаре – “О науке”.
В. Оствальд – “Путеводные нити в химии”.
Дж. Бернал – “Наука в истории общества”.
П.И. Вальден – “Из истории химических открытий”.
Луи де Бройль говорил, что история науки показывает механизм научного прогресса. Акад. А.Н. Несмеянов в предисловии к книге “Основы органической химии” Робертса и Кассерио написал, что к её недостаткам следует отнести внеисторичность. 1) Упуская время, место и лица, не отражая последовательности в развитии химии, авторы создают у студентов впечатление, что науку делают бездуховные и никогда не ошибающиеся роботы. 2) Создается также впечатление, что развитие науки это цепь скачков-открытий, а сомнения, ошибки, заблуждения ученых, борьба идей, их преемственность остаются за бортом. 3) Все это вместе взятое воспитывает слепую веру в непогрешимость и безотносительность общепринятых представлений и воспитывает «школярский» подход к получению знаний. В этой связи следует вспомнить слова Д.И. Менделеева о том, что «первые ученики в жизни часто ничего не достигали, они были слишком несамостоятельными»
Цели и задачи истории науки.
1. Поднять исследования в области истории науки с описательного уровня на более высокий теоретический уровень, основанный на обобщении и систематизации фактического исторического материала; научное объяснение историко-научных событий (теория развития науки).
2. Формирование собственного мировоззрения.
3. Восстановление исторической справедливости.
4. Углубление знаний в области конкретной науки и критический анализ накопленных данных.
5. Показ преемственности научного творчества, связи современного знания с прошлым, раскрытие противоречий и неясностей в оценке путей развития науки, выявление новых проблем.
6. Развитие методологии научных исследований.
7. Выявление связи с историей культуры и социальной историей.
Часто прогресс науки подвергает опасности самые устойчивые принципы, даже те, которые рассматривались как устойчивые и фундаментальные. Однако это не доказывает, что их не удастся сохранить в другом, преобразованном виде.
Образно говоря движение науки нужно сравнивать не с перестройкой города, где старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым постройкам, а непрерывной эволюцией зоологических видов, которые непрестанно развиваются и в конце концов становятся неузнаваемыми для простого глаза, но опытный глаз всегда откроет следы предшествовавшей работы прошлых веков.
Крупнейший наш биолог Любищев говорил, что «прошлое науки не кладбище с могильными плитами над навеки похороненными заблуждениями, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей, многие из которых были не закончены не из-за порочности замысла, а из-за несвоевременного рождения проекта или из-за самоуверенности строителей. Другие его слова об отношении к истории гласят: «если не хочешь, чтобы над тобой смеялись потомки, никогда не смейся над предками».
Еще образнее сказал поэт Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С.Пушкин).






